Исследовательская работа по теме:" Волки. Чем интересны и удивительны эти существа? " Выполнила Кривошеева Анна, ученица 6 класса МБОУ СОШ № 1 х.Маяк
творческая работа учащихся по окружающему миру ( класс) на тему
Мой дедушка охотник и я очень много раз слышала о волке, как о
умном, бесстрашном, а иногда, и коварном звере. Мне всегда было интересно узнать о нем больше…
Актуальность: в разные исторические времена перед волком преклонялись - он был тотемом рода, но чаще всего волка ненавидели и боялись. Люди веками считали волка одним из самых злобных зверей. А всего, чего люди тогда боялись, они уничтожали. Волка продолжают истреблять и в наши дни. Во многих странах волк занесен в «Красную книгу», как исчезающий вид, и только в России численность волка велика. Мы часто слышим: о ненужности волка, может надо этих зверей вообще истребить? Почему ученые до сих пор не придумали, как решить эту проблему? Мне нравятся волки потому, что они сильные, красивые. Эти звери имеют право на жизнь. Я хочу узнать, какой же волк на самом деле? Для чего он нужен природе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rabota_krivosheevoy.docx | 877.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 х.Маяк
Экология
Волки. Чем интересны и удивительны эти существа?
Автор работы:
Кривошеева Анна, 6 класс,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
Руководитель:
Мощенко Лола Ибрагимовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
г. Сальск
2016 г
Оглавление
| ст. 3 |
| ст.4 |
| ст. 4 |
| ст. 4-5 |
| ст. 6 |
| ст. 6-7 |
2.5 Волк в представлениях моих сверстников………………………. | ст.7-9 |
| ст. 10 |
IV. Литература …………………………………………………………. | ст. 11 |
V. Приложение ………………………………………………………… | ст. 12 |
Введение
Мой дедушка охотник и я очень много раз слышала о волке, как о
умном, бесстрашном, а иногда, и коварном звере. Мне всегда было интересно узнать о нем больше…
Актуальность: в разные исторические времена перед волком преклонялись - он был тотемом рода, но чаще всего волка ненавидели и боялись. Люди веками считали волка одним из самых злобных зверей. А всего, чего люди тогда боялись, они уничтожали. Волка продолжают истреблять и в наши дни. Во многих странах волк занесен в «Красную книгу», как исчезающий вид, и только в России численность волка велика. Мы часто слышим: о ненужности волка, может надо этих зверей вообще истребить? Почему ученые до сих пор не придумали, как решить эту проблему? Мне нравятся волки потому, что они сильные, красивые. Эти звери имеют право на жизнь. Я хочу узнать, какой же волк на самом деле? Для чего он нужен природе?
Гипотеза: волк связующее звено в природе и заслуживает к себе бережного отношения со стороны человека.
Тема моей работы: «Волки. Чем интересны и удивительны эти существа?»
Цель: доказать, что волк нужен экосистеме.
Задачи:
- исследовать жизнь и роль волка в природе;
- выявить отношение к волку учащихся нашей школы;
-выяснить, что послужило причиной негативного отношения людей
к волку;
- попробовать повлиять на отношение к волку через рассказ о нем.
Объект исследования: серый волк.
Предмет исследования: роль волка в природном сообществе.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- анкетирование;
- беседа.
Основная часть
- Из истории появления волка.
Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает. На самом деле волки очень редко нападают на людей. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться. Они всегда, стараются держаться подальше от людей. Я предлагаю вам приподнять завесу тайны и окунуться в загадочный мир – мир Волка.
«Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от волка произошли собаки». [4]
Из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И. я узнала, что толкование слова «волк» – означает «…хищное животное из семейства псовых». [3]
Среди млекопитающих род волков один из самых малочисленных. Он включает всего 7 видов: «волк (Canis lupus); шакал обыкновенный (Canis aureus); койот (Canis latrans); рыжий волк (Canis rufus); чепрачный шакал (Canis mesomelas); полосатый шакал (Canis adustus); эфиопский шакал (Canis simensis)» [1].
Кроме того, к семейству волчьих относятся все лисы, песцы, енотовидная собака, дикие собаки, домашние собаки и гривистый волк.
Как вид волк стал самым распространенным хищником на земле более миллиона лет назад.
- Волк в природе.
На территории России встречаются волки шести подвидов: тундровый волк, среднерусский лесной (серый) волк, сибирский лесной волк, степной волк, кавказский волк и монгольский волк. В нашей местности чаще всего встречается степной волк. Он в целом несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Окрас по спине - ржаво-серый или даже бурый , а бока светло-серые.
Но самый распространенный вид волка – серый волк. Другие виды встречаются менее часто, некоторые из них даже находятся на грани вымирания. Поэтому описание волка обычно подразумевает именно рассказ о сером волке.
Этому виду принадлежат крупнейшие экземпляры волков. «Высота матерого самца может достигать метра при длине тела порядка полутора метров. В то же время, весит такой зверь до 80 (по некоторым данным до 90) килограммов. Конечно, на достижение такого размера у него уходит не один год, а минимум, два-три. Именно в таком возрасте волк становится зрелым и может основать свою собственную стаю». [5]
На передних лапах у волка по пять пальцев, и это его одно из отличий от собаки. На каждой задней ноге имеются только по четыре пальца. Волки быстро передвигаются, расстояние в 90-100 километров могут преодолеть за одну ночь. Волки хорошо плавают.
В стае, как правило, одна пара, имеет право на размножение и питание в первоочередном порядке. Остальные звери являются их потомками и родственниками.
«…Волки устраивают логово в укрытых, хорошо защищенных местах. Ими могут быть навесы в скалах, глубокие трещины, ниши, промоины в оврагах, валежник. Часто под логова волки используют норы других животных: лисиц, песцов, барсуков, сурков. К логову волков трудно подойти незамеченным. Как правило, животные обнаруживают человека и не нападают, а успевают укрыться раньше, чем человек обнаруживает их. В апреле-мае рождается 4-8 волчат. Волки – заботливые родители. Щенки-волчата рождаются слепыми и глухими. Волчица кормит их молоком и старательно скрывает от посторонних глаз. Если семейству грозит какая-нибудь опасность, то волчица переносит в пасти поочередно своих детенышей в другое, более укромное место. Подросшим волчатам родители приносят живую добычу. Волчата играют с ней, учатся охотиться…». [6]
Характеристика волка будет неполной без упоминания о его умении охотиться. Благодаря продуманным слаженным действиям стая может быть опасной даже для крупных животных вроде лося или тигра. При этом в процессе охоты волки сменяют уставших во время загона жертвы.
У них очень острый нюх. Волк может легко учуять жертву за 3 км. В волчьей пасти находятся сорок два острых зуба. В природе волки доживают до 15 лет (перерасчете на человеческий возраст –112 лет), но смерть, даже в этом почтенным возрасте, редко у волков бывает от старости. Волк всегда в движении.
От серого волка ведут свою родословную все собаки. В отличие от собак, волк не лает, а рычит или воет. Волчий вой - протяжный, тревожный. Становится не по себе, когда услышишь его в вечерних сумерках. Вой - это своеобразное общение волка с сородичами. Волк крупнее собаки и свой хвост никогда не закручивает "в колечко".
Волк хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Основу питания волков составляют копытные животные: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Нападают волки и на домашних животных. При всей своей силе волк в одиночку не может справиться с полноценно развитым взрослым лосем или кабаном. Даже при охоте в стае, чаще всего, волки выбирают слабое или больное животное.
Таким образом, мы видим, что серый хищник неоценим для природы: он уничтожает больных и слабых животных. Они предотвращают развитие эпидемий у своих жертв. Да, волки - хищники, но их справедливо называют "санитарами леса".
- Что произойдет, если волк исчезнет?
«…Экологическая ниша – это некоторое пространство экологических факторов среды, в которых популяция может существовать. Экологическая ниша – это комплексная характеристика различных сторон и условий жизни популяции в реальной среде…термин «экологическая ниша» отражает роль, которую играет организм в экосистеме, и его образ жизни». [2]
Я не хочу думать, что волков надо истребить как вид. И давайте, сначала разберемся, что же произойдет, если волки исчезнут?
Есть очень известный пример, когда 1926 году люди уничтожили в Йеллоустонском парке всех волков – единственных обитателей парка, которые охотились на больших копытных. Но привело это к результату, которого ученые ни как не ожидали.
Перестав быть объектом охоты, олени стали чаще болеть. Ведь ранее волки питались больными и слабыми животными, не давая распространяться заболеваниям. Кроме того, олени, расплодившись, стали причинять вред, фауне парка, поедая молодые побеги ивы и осины, вытаптывая кустарники и траву. А это, в свою очередь, отразилось на питании медведей гризли. Нарушилась вся цепь питания, а это повлекло за собой сбой в экосистеме.
Хищников вернули в Йеллоустон в 1990 году. К 2005 году Йеллоустонский парк было не узнать. За это время начала возрождаться растительность. Количество деревьев увеличилось в несколько раз. Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. И как следствие: в заводях завелись ондатры, утки и рыба. Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою очередь привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. Но самое удивительное, волки изменили реки. Влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек. От этого берега рек укрепились.
И у нас в Сальской степи водятся волки. Из сообщений газеты «Сальская степь» и СМИ, я знаю, что иногда волки нападают на отары. Но эти случаи единичны и со слов моего дедушки, как следствие неправильной работы охотоведов: чрезмерное истребление зайцев, а это почти единственная цепь питания степных волков.
На основании всего вышесказанного мы можем, почти с уверенностью, сказать: человек, вмешиваясь в природу, своими неумелыми действиями, является больше хищником, чем любой из волков.
- Что человек думает о волке?
Я не видела живого волка, хотя слышала об этом звере от моего дедушки-охотника с раннего детства.
Дикие волки обладают особой статью. Умный взгляд, сильное тело, прекрасный мех – все это складывается в единый красивый образ волка. Волк заслужил внимание народов.
Древние народы относились к волку с большим почтением, считая его своим предком и покровителем рода. Из истории мы знаем, что римляне верили в легенду о Ромуле и Реме и вскормившей их волчице.
В славянской мифологии волк тесно связан с собакой. В фольклоре славян были распространены представления о попеременном превращении людей то в волков, то в собак. Существует легенда о св. Георгии, который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом («русский волк — Юрова собака»; харты св. Юрия или «Юровы собаки»).
Представление о волке отразилось и в фольклоре - это, конечно, сказки. Волк во всех сказках разный: хитрый и коварный («Волк и семеро козлят»), справедливый и верный («Иван царевич и серый волк»), наивный («Лиса и волк»).
Внешний вид волка, его взгляд, голос находят отражение в ряде фразеологизмов русского языка: «волчий взгляд» - говорят о человеке со злым взглядом; «волчий аппетит» бывает у давно не евшего человека; «хоть волком вой» - скажут в очень тяжелой ситуации, страдая от безвыходности положения. О лицемере, который под маской доброты скрывает злые намерения – «волк в овечьей шкуре». И, наконец, постоянный поиск волком пищи дает основание для русской пословицы: «волка ноги кормят».
Мы запоминаем, что волки злые и страшные, когда нам, еще совсем маленьким, читают сказки «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят». Неприятных людей мы часто прячем под маской волка (в баснях
И.А. Крылова: «Волк и ягненок», «Волк на псарне»). А вот в сказке Р.Киплинга «Маугли», волки заменили ребенку семью и относились к нему, как к своему детенышу. Кстати, такие случаи бывают и на самом деле.
В произведение Джека Лондона «Белый клык», прирученный волк проносит свою привязанность и преданность к человеку через всю жизнь. В истории много доказательств, что самым верным животным является не лебедь, а волк. Волки выбирают пару один раз в жизни! Потеряв свою половинку, умирают от тоски! Волк, создав семью, никогда не даст в обиду и не бросит на произвол судьбы ни волчицу, ни своих детёнышей. (Приложение 1)
- Волк в представлениях моих сверстников.
Для того, чтобы выяснить, что думают о волке мои сверстники, мы решили провести анкетирование - опрос среди учащихся 4-6 классов (28 человек). (Приложение 2) По моим наблюдениям, что думают люди о каком-нибудь животном, часто отражается и на их отношение к нему. Проверить гипотезу, помогло первое анкетирование.
Диаграмма результатов первого анкетирования показало, что мои сверстники думают, что волк - это дикий злой серый прожорливый угрюмый зверь. Хищник, который убивает без разбора много животных. Волк воет по ночам на полную луну. Волки собираются зимой в огромные стаи и ищут в темном лесу одиноких путников.
Для выяснения, правы ли в своих ответах респонденты, я обратилась к энциклопедии и материалам интернета.
После проведенной работы, я выяснила, что самом деле, многие из ответов не совсем верны.
1. Волк живёт чаще леса.
Да, волки прячутся и обожают скрытные глухие территории, но живут не только лишь в лесу (кстати, волки избегают чащи леса, где труднее добывать пищу). Этот хищник обитает: от степей до тундры и полупустынь нашей страны. Живет он и на высокогорье.
2. Серый.
Нет, не всегда. Окраска их может быть разной: от желтого до черного. Встречаются в природе и волки-альбиносы. Белых волков наши предки считали волшебными существами. Раз в год волки меняют шкуру.
3.Вой в полнолуние.
Ученые доказали, что волку все равно, какая луна, если луна на небе. В темные ночи во время новолуния они воют не меньше. Эти леденящие тоскливые звуки предназначены не Луне, а своим сородичам, так волки общаются.
4. Огромные стаи.
Стаи волков не такие уж огромные. Это семейная группа, состоящая из разновозрастных животных. Обычно 4 - 8 животных.
5.Убивает много животных.
На самом деле серые хищники убивают только, чтобы прокормиться.. Сытые волки не выходят на охоту. Самый голодный волк может съесть за раз не более 10 килограммов, обычно же съедается 2 килограмма, а из остального делаются запасы на черный день. Волки поедают и растительные корма: разные ягоды и грибы, едят даже овощи.
6. Волк опасен для человека.
Нападение волка на человека возможно. Волк-одиночка, зараженный бешенством, будет нападать. Но вообще волки боятся человека, особенно нескольких. Редкие случаи нападения здоровых волков на людей все же существуют. Они происходят в основном в те периоды, когда становится очень мало пищи. Также возможно нападение родителей-волков, если человек представляет угрозу для волчат.
С тех пор как человек начал одомашнивать животных, к свободолюбивому волку, возникло неприязненное отношение. Человек считал его опасным для себя животным и уничтожал.
Я узнала, что к концу 17 века волки были полностью истреблены в Англии, их нет во Франции, Голландии, Дании и Бельгии. Так что теперь более опасны не волки, а люди для волков.
Перед вторым анкетированием, мы провели для учащихся 4-6 классов специальный классный час. Сначала мы посмотрели фильм о волке, я рассказала ребятам о том, что я узнала о жизни и повадках волка. Мы вместе определили роль волка в экосистеме нашего края. После этого снова провели анкетирование. Ответы ребят изменились.
Таким образом мы видим, что наша работа принесла свои плоды; в диаграммах сравнения анкетирования 1 и анкетирования 2 видно, что знания моих сверстников значительно увеличились и изменилось отношение к этим замечательным существам! (Приложение 3-7)
Мы также нашли советы, как вести себя при встречи с волками и предложили их ребятам. (Приложение 8)
На основании вышесказанного логично предположить, что новые знания помогут изменить мнение моих сверстников о волке, а это в свою очередь поможет им лучше понимать природу в целом. Стремиться жить со всеми обитателями Земли в мире.
Заключение.
Моё исследование помогло узнать много нового о жизни волков. О их роли в природе. Мы доказали, что волк в естественной среде обитания не враг, а друг. Наша гипотеза подтвердилась- волк связывающее звено в цепи питания: там, где охотятся волки, улучшается среда обитания, повышается уровень здоровья у травоядных. В борьбе за жизнь, выживают сильные, здоровые особи. Наибольшую тревогу должно вызывать вмешательство человека в дикую природу.
Данная работа имеет практическую ценность. Мы узнали правду об этих удивительных и интересных животных. Они живут по законам природы. «И законы эти удивляют и показывают, что нам есть чему учиться у природы» [7] Знакомство с ролью волка в природном сообществе, помогает понять, как важно сохранить на Земле каждый вид. И волк имеет право на жизнь. В природе не бывает "плохих" и "хороших" животных. Все живые существа взаимосвязаны - мы жители одной планеты Земля.
Литература.
1 | Акимушкин И.И. «Мир животных» в 4тт. 3-е издание, Том 1. «Млекопитающие, или звери» М: Мысль, 1998, с.234 |
2 | Крепша Н.В., «Экология. Общая, социальная и прикладная», Издательство Томского политехнического университета, 2006, с.149 |
3 | Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, Москва, ООО «ИТИ Технология», 2003 г. – 944 стр. |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | http://wolfs.roadworlds.ru |
Приложение 1
Александр Васёв.
Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.
Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.
А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чем был за дверку.
Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверное, он бы помочь не смог.
А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности - она не понимала...
Мы встретились с волком глазами.
"Глава семьи той", сразу понял я,
И только прошептал губами:
"Не трогай дочь, убей лучше меня."
Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.
А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.
Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил ДЕТЕЙ.
Приложение 2
Анкета для учащихся
1 |
____________________________________________________ |
____________________________________________________ | |
____________________________________________________ | |
_____________________________________________________ | |
_____________________________________________________ | |
. |
____________________________________________________ |
Приложение 3
Диаграмма сравнения результатов анкетирования (всего 28 учеников)
на вопрос: «Опишите, каким вы представляете волка?»
Приложение 4
Диаграмма сравнения результатов анкетирования (28 учеников)
на вопрос: «Нужен ли волк в природе?»
1 анкетирование: (да – 17ч – 61%, нет – 11ч – 39%) | 2 анкетирование: (да -24ч – 71%, нет – 4ч – 14%) |
Приложение 5
Диаграмма результатов сравнения
вопроса: «Кого из животных надо бояться в лесу? (28 учеников
(Большинство, отвечающих, написали больше одного животного)
Приложение 6
Диаграмма результатов сравнения
вопроса: «Как вы думаете, опасен ли волк для человека» (28 человек)
1 анкетирование: | 2 анкетирование: |
Приложение 7
Диаграмма результатов сравнения
вопроса: «Как отличить волка от собаки» (28 человек)
(верные ответы – хвост прямой, разные следы, вой и рычание вместо лая)
1 анкетирование и 2 анкетирование – результаты совпали.
Диаграмма результатов сравнения
вопроса: «Знаете ли вы, как вести себя при встрече с волками»
(28 человек)
1 анкетирование: (Да – 10ч – 40%, нет – 18ч – 60%)
2 анкетирование: (Да – 28ч – 100%)
Приложение 8
Памятка: Как вести себя при встрече с волками.
Помните, волки - это охотники.
их на нападение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение « Если был бы я… Дениской»Выполнил ученик 2 б класса МБОУ лицея №5 города Ельца Липецкой области
Творческая детская работа «В стране Фантазии». Сочинение « Если был бы я… Дениской»...
Исследовательская работа на тему: "Существуют ли на земле удивительные растения?"
Материал содержит информацию о небычных.удивительных .экзотических растениях произрастающих на нашей планете....
Исследовательский проект «Влияние шума на самочувствие и работоспособность школьника» Волкова Анастасия, обучающаяся 1 «Б» класса, МБОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района.
Исследовательский проект обучающийся 1 класса, подготовленный к школьной научно-практической конференции....
-разработка программы «Краеведение», рецензированной ведущим специалистом по учебной работе ГАОУ ДПО РТ Сафиной Р.Н., рекомендованной к практическому применению в начальных классах МБОУ СОШ№1, 2014 год.
Программа кружка "Краеведение" для 2-4 классов поможет изучить родной край....
-разработка программы «Краеведение», рецензированной ведущим специалистом по учебной работе ГАОУ ДПО РТ Сафиной Р.Н., рекомендованной к практическому применению в начальных классах МБОУ СОШ№1, 2014 год.
Программа кружка "Краеведение" для 2-4 классов поможет изучить родной край....
"Квиллинг" Волковой Анны, ученицы 2б класса МБОУ "Балезинская средняя школа №3"
В нашем классе есть очень необычный мальчик Назаров Степан. Степа сам пишет стихи, загадки, сказки. Ребятам из нашего класса нравится слушать стихотворения в его исполнении. Читая свои произведе...
"Волшебные свойства мёда",исследовательская работа ученицы 3а класса МБОУ "СОШ№5 п. Ленинский"
Цель работы: изучить полезные свойства меда. Работа интересна. Имеет практический выход на определение качества меда в домашних условиях.В работе рассказано о способах извлечения меда и о его ценном и...