Окружающий мир: занимательные задания
план-конспект урока по окружающему миру ( класс) на тему
Окружающий мир: занимательные задания
«Природные зоны России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razrabotka.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир: занимательные задания
Тема: «Природные зоны России» занимает важное место в курсе природоведения 4 класса.
Эта тема позволяет устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы. Значительно пополняет словарный запас учащихся, поскольку приходится усваивать много терминов, понятий за короткий срок, поэтому использование занимательного материала, задач – «ловушек», проблемных ситуаций будет способствовать более глубокому и прочному усвоению данной темы. Задания предназначены как для фронтальных, так и для индивидуальной и дифференцированной работы.
В АРКТИКЕ
Исправь ошибки в тексте.
Солнце Арктики поднимается высоко над горизонтом.
Зимой в Арктике полярный день Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
Найди лишних птиц Арктики.
Чайки, сайки, казарки, гагарки, кайры, кулики, тупики. Ответ: лишние – казарки, кулики, сайки не птицы.
Закончи предложения.
На камня островов встречаются … похожие на накипь. Кое-где растут … а в море множество … ими питаются рачки.
Ответ: лишайники, мхи, полярные маки, водоросли.
Тесты.
- Огромные колонии птиц, селящиеся на отвесных скалах арктических островов, называются:
а) птичьи ярмарки;
б) птичьи рынки;
в) птичьи базары.
2. Рыба, обитающая в морях Арктики, называется:
а) сайка;
б) сойка;
в) сушка.
3. Белому медведю помогает приспособиться к условиям Арктики:
а) белый цвет меха;
б) широкие лапы;
в) густая длинная шерсть.
Угадай, о каких животных идет речь?
- Он - полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. (Морж.)
- Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень.)
- Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь)
- Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит)
В Тундре
Сравни климат Арктики и тундры. Что общего? Почему? Каковы отличия? Чем это вызвано?
Установи стрелками соответствие
Полярная ива Ягоды
Брусника
Ягель
Голубика Деревья
Карликовая береза Лишайники
Морошка
Мхи
Тесты.
- За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:
а) на 50см;
б) на 50 м;
в) на 500 м.
- Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины:
а) 5 м;
б) почти 500м.
3. В тундре много болот и озер, так как:
а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;
б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.
4. Деревья в тундре низкие:
а) карликовым легко спрятаться под снегом, спокойно зимуют в тепле «под снежным одеялом»;
б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;
в) у поверхности земли теплее, ветер слабее;
г) не завезли в тундру обычные породы деревьев.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, б; 4 – а, б, в.
Графический диктант «Животные тундры».
Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. По рисунку легко и быстро проверить работы.
- В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.
- Белая куропатка – хищная птица.
- Белая сова – растительноядная птица.
- Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
- Песцы питаются леммингами.
- Дикий северный олень питается ягелем.
- Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
- Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
- Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
- Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
Ответы:+--+++-+++.
В степи
Исправь ошибки.
- Ковыль, типчак. Полынь цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений.
- Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху. Так как у них длинные корни, чтобы добывать воду из глубины земли, и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
- В степи мног насекомых – кузнечиков и лошадок. Лошадки кормятся мелкими насекомыми, а кузнечики в основном растительной пищей.
- Журавль-красавка – самый крупный из журавлей. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы.
- Грызунами, живущими в степной зоне. Питаются степные хорьки. Гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.
Какое это животное?
- Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16 кг пшеницы запасает он на зиму (хомяк).
- Одна из самых крупных и «нарядных» по оперению птиц. Вес взрослого самца достигает 10 кг. Питается мелкими ящерицами, змеями, жуками, саранчой, а также листьями, цветками и семенами растений. (Дрофа).
- То тут, то там столбиками стоят и тоненько посвистывают (Суслик).
- Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку. (Сурок).
- Поедает в огромном количестве насекомых – вредителей садов и огородов. (степной жаворонок.)
В пустыне
Три путешественника побывали в пустыне в разное время года. По описанию догадайся, кто когда был.
- Небо безоблачное, солнце палит беспощадно. Часто не выпадает ни капли дождя. Температура поднимается до 80℃ . в такое время без труда можно испечь яйцо на раскаленном песке. А в тени термометр показывает 40-50 ℃. Однако, ночи в пустыне прохладные.
- Сначала я не поверил, увидев зеленый ковер, сплошь затканный алыми узорами, - трава и маки! В кустах звенят птицы. Но проходит несколько недель – и нет больше этого великолепия.
- Это время года длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают 20 – 25 ℃.
Соотнеси описание растений и животных пустыни с названиями, представленными после текста в рамке.
- Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.
- Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюда.
- Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зряее прозвали пустынным крокодилом.
- Удивительный зверек, этот … Нет воды – и не надо. Ему хватает той влаги, которая в стебельках растений.
- У этого кустарника роль листьев играют зеленые веточки, плоды очень легкие и снабжены особыми выростами.
- От жары и опасности она зарывается в песок. Да так быстро словно тонет в нем. А врагов пугает так: хвост пружиной закрутит, пасть раскроет. На самом деле совсем она неопасна.
- Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нем ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить.
- Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием песка. Называют его «песчаным овсом».
- Этот грызун – типичный обитатель пустыни, роет сложные разветвлённые норы.
- Жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок.
- верблюд;
- сайгак;
- скарабей;
- варан;
- песчанка;
- верблюжья колючка;
- джузгун;
- ящерица-круглоголовка;
- тушканчик;
- колосняк.
Тесты.
- Пустынным крокодилом прозвали: а) варана; б) песчаного удавчика; в) ящерицу кругоголовку.
- Самое быстроногое животное: а) корсак; б) медляк; в) сайгак.
- Большие уши помогают спасаться от жары: а) ушастому ежику; б) ящурке; в) корсаку.
- В пустыни много пресмыкающихся: а) ящурка быстроногая; б) песчаный удавчик; в) полуденная песчанка; г) ящерица кругоголовка.
- Без влаги могут обходиться: а) сайгак; б) скарабей; в) верблюд.
- В пустыне водятся грызуны: а) тушканчик; б) песчаный удавчик; в) песчанка полуденная; г) варан.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, в; 4 – а, б, г; 5 – б, в; 7 – а, в.
Литературные викторины по рассказам Н. Н. Носова
1. Назовите, из каких рассказов Н. Н. Носова взяты эти отрывки?
1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу. («Мишкина каша».)
2. Это письмо маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная» («Дружок».)
3. Флаг получился красивый: палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами «Лучшему огороднику» («Огородники».)
4. Мишка закричал: «Не отдам столб, не отдам! Я накоплю денег и заплачу вам за него. Целую зиму не буду мороженого есть» («Наш каток».)
5. – Послушай, у тебя пряник вкусный?
- Угу.
- А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане. («Замазка»).
6. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он потом меня выплюнул. («Фантазеры».)
7. Ира и Марина вошли в комнату вместе с милиционером и увидели, что мальчик исчез куда-то. Марина даже заглянула под диван. Мальчик увидел ее и молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его. («Саша».)
8. Котька во весь дух промчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно. («Огурцы».)
9. «Вот как нехорошо получилось! - подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется». («Карасик».)
10. На конверте написал: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру». («Автомобиль».)
11. Теперь у нас две ручки будет. Одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней одежды ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет. («Шурик у дедушки».)
12. Поймали шесть окуней, четыре пескаря, одного ершика. («Шурик у дедушки».)
13. Бегали по комнате, прыгали, кричали: «нам не страшен серый волк!» («Затейники».)
14. Славик подкрался к шкафу, запер его на крючок, а сам побежал во двор с Борей играть. («В прятки».)
15. Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит», - говорю. («Тук-тук-тук!».)
16. Видишь ли, тушь химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От того кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки. («Клякса».).
2. Знаешь ли ты?
1. Из чего делались бенгальские огни? (Сера, сахар, алюминиевые опилки.)
2. Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор.)
3. Почему в комнате было все разворочено: шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном? (Ребята играли в прятки.)
4. В каком произведении его герои сделали электрические звонки? («Телефон».)
5. В каком рассказе друзья-товарищи ушли с празднования Нового года? («Бенгальские огни».)
6. В каком рассказе дети набрали картошки и бросали ее в движущийся предмет? («Живая шляпа».)
7. в каком рассказе мальчик забыл счет? Какую ступеньку он не смог посчитать? («Ступеньки». Шестую.)
8. как звали мальчика? (Петя).
3. Вставь слова, пропущенные в названии рассказов.
1)… каток (Наш).
2) Мишкина … (каша).
3) … огни (бенгальские).
4) И я … (помогаю).
5) … у дедушки (Шурик).
6) … задача (Федина).
4. По отрывкам из произведений подбери книгу, иллюстрацию, соответствующую содержанию отрывка. (Для выполнения этого задания следует организовать выставку книг писателя, подготовить рисунки).
1. Пришли домой. Привязали леску к кружке так, чтобы она не переворачивалась. Вернулись к колодцу, напились. («Мишкина каша».).
2. Мы нашли чемодан в вагоне. Получит у Мишки Козлова, Песчаная улица, д. 8, кв. 3. Написали 20 записок. («Дружок».).
3. Пососу, пососу немножко и положу на место. («Леденец»).
4. Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну. («Живая шляпа».).
5. Оттолкнулся ногой, и снова – бух носом! Коньки –то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: «Как же теперь по песку кататься?» («На горке».).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....
Окружающий мир. Занимательные задания для 3 класса.
Данная презентация подходит для индивидуальной работы учащихся как в компьютерном классе в школе, так и дома.Можно использовать при проведении предметной недели по окружающему миру или на внеклассном ...
занимательные задания по окружающему миру для 3-4 классов
занимательные задания по окружающему миру для учеников 3-4 кл....
Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс.
Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс....
"Умники и умницы". Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. 2 класс
Занимательные задания являются дополнительным материалом в любом УМК....
Сборник занимательных заданий для 2 класса по предмету "Окружающий мир"
Полный сборник находится на платформе Яндекс Диск https://disk.yandex.com.ge/i/Z_AZuR_XrdED5Q...
Занимательная задания об окружающем мире Методическое пособие (рассчитано на детей 10-11 лет )
Занимательная задания об окружающем миреМетодическое пособие (рассчитано на детей 10-11 лет )...