Доклад. Формирование представлений об окружающем мире.
учебно-методический материал по окружающему миру ( класс) на тему

Аникеева Ирина Альбертовна

Знания об окружающем мире, понимание элементарных отношений и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ №24

Доклад.

Формирование представлений об окружающем мире.

Насекомые.

Воспитатель

 Аникеева И. А.

2013 год.

Знания об окружающем мире, понимание элементарных отношений и зависимостей предметов и явлений окружающего мира способствует умственному развитию ребенка. У детей с нормальным интеллектом такое развитие происходит в значительной мере путем стихийного обучения в повседневной жизни. Но у умственно отсталого ребенка стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития и не создает основу для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому умственно отсталым детям дошкольного возраста в гораздо большей степени необходимо систематическое накопление знаний об окружающей действительности, которое возможно осуществить только в условиях целенаправленного коррекционного обучения.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Восприятие есть отражение в сознании человека предметов и явлений, действующих на его органы чувств. Оно находится в сложной зависимости от уровня общего психического развития субъекта.

Одной из важных сторон познавательной деятельности ребенка является его возможность использовать практические действия для ознакомления с объектом. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблюдаются нарушения ощущений и восприятия объектов и ситуаций. Умственно отсталым детям свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, в связи с этим для таких детей характерно не только затруднения в обучении, но и особенности представлений, ориентировки в окружающем мире. Основным направлением развития их восприятия является не тренировка их ощущений, а воспитание восприятия как сложной интеллектуальной деятельности. Таким образом, расширение и уточнение чувственного познания является одной из первостепенных. Обогащение чувственного опыта необходимо рассматривать как один из важнейших путей развития познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии, формирования у них умения пользоваться данными, полученными посредством органов чувств, в практической деятельности - рисовании, лепке, конструировании.

Очевидно, что такие дети нуждаются в совершенно ином подходе к обучению, т.е. существуют особенности обучения детей с нарушением интеллекта.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Сниженный темп обучения.
  • Структурная простота знаний и умений.
  • Повторяемость.

Природа является неиссякаемым источником познания для ребенка. Известно, что умственно-отсталые дети испытывают значительные затруднения в овладении природоведческими знаниями. У них нет необходимой базы, не сформировано умение наблюдать за объектами и явлениями природы, замечать существенные признаки, изменения, взаимосвязи. У всех умственно отсталых детей очень беден сенсорный и практический опыт, представления об объектах и явлениях природы часто неправильные, в них отсутствует предметная отнесенность.

Это объясняется многими причинами, лежащими в основе нарушения познавательной деятельности, но определенное значение наряду с ними имеют также частота и эмоциональность контакта ребенка с природой. Преодолению и предупреждению отмеченных недостатков в значительной мере способствует целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте. Эта работа является важным средством коррекции умственной деятельности, познавательной активности и личности в целом.

В содержание работы входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идет накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы, при этом задачи ограничиваются узнаванием, различением, называнием некоторых конкретных растений; животных в наглядных фактах и явлениях. Это объекты природы из ближайшего окружения детей.

На занятиях по ознакомлению детей с природой используются разнообразные методы и приемы.

  • Из группы наглядных: наблюдение, рассматривание живых объектов и картин, кинофильмы, наглядно-образные задачи, полисенсорное обследование объектов природы  (четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание).
  • Из группы практических: предметно-практическая деятельность детей, элементарные опыты (детское экспериментирование), игровая деятельность, наглядно-действенные задачи, труд в природе, продуктивные виды деятельности.
  • Из группы словесных: беседа, рассказ педагога, чтение художественных произведений, словесно-образные задачи (загадки).

Выбор методов определяется не только особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, но и логикой ознакомления с природой.

Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда детям будут даваться не отдельные сведения о предмете, а определенная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области действительности.

В ходе ознакомления с окружающим имеются большие возможности расширить и уточнить представления ребенка о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать объектом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определяют условия деятельности.

Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка, то есть совершенствовать его сенсорную сферу: научить его быть внимательным к тому, что его окружает, научить его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым.

В процессе ознакомления с окружающим формируется правильное восприятие мира, осознание детьми взаимосвязи всех явлений в природе и обществе:

  • взаимосвязи и взаимозависимости неживой и живой природы;
  • взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений в живой и неживой природе;
  • природы и жизнедеятельности человека.

При ознакомлении с предметным миром, природой и социальными явлениями у интеллектуально неполноценных детей формируется понимание логических отношений: части и целого, причины и следствия, временной последовательности. На основе анализа реальных фактов и явлений (особенно наглядных в природе) дети учатся делать простейшие обобщения, умозаключения, выводы.

При правильной постановке коррекционно-педагогической работы, в частности, при использовании в обучении различных познавательных задач (практических, игровых, наглядно-образных и словесных проблемных ситуаций) становится возможным развивать у умственно отсталых детей познавательную активность, любознательность, интерес к умственной деятельности.

Умственное развитие при ознакомлении с окружающим должно осуществляться постоянно, на каждом занятии, в процессе всего его хода, а не только в специальных заданиях, дидактических играх или упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Представления об окружающем мире будущих первоклассников

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо знать и уметь...

Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"

Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...

Инновационное проектирование по развитию представлений об окружающем мире

Обобщение опыта работы по методу проектов в начальных классах "Особый ребенок"...

Доклад.Формирование представлений об окружающем мире посредством сказки «Репка».

Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью....

Статья на тему: «Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с легкой степенью умственной отсталости»

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс

Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....