Конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира по теме: «Весенние изменения в неживой и живой природе»  (3 класс УМК «Гармония»)
Цели:
Знание: знать признаки весны
Понимание: понимать признаки  неживой и живой природе в весенние месяцы
Применение: называть признаки весенних месяцев, выделять в тексте природные весенние явления
Анализ: анализировать причины происхождения весенних изменений в апреле,  мае; соотносить природные явления с месяцами
Синтез: создавать текст о природных весенних явлениях
Оценка: оценивать значимость полученных знаний
Задачи урока:
 обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе;
 развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями,
 продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания, анализировать дидактический рисунок и иллюстрацию;
 воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_izmeneniya_1418748289_68827.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учаева Татьяна Александровна

Урок окружающего мира по теме: «Весенние изменения в неживой и живой природе»  (3 класс УМК «Гармония»)

Цели:

Знание: знать признаки весны

Понимание: понимать признаки  неживой и живой природе в весенние месяцы

Применение: называть признаки весенних месяцев, выделять в тексте природные весенние явления 

Анализ: анализировать причины происхождения весенних изменений в апреле,  мае; соотносить природные явления с месяцами

Синтез: создавать текст о природных весенних явлениях

Оценка: оценивать значимость полученных знаний

Задачи урока:

  • обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе;
  • развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями,
  • продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания, анализировать дидактический рисунок и иллюстрацию;
  • воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Ход урока

1. Организация начала учебного занятия

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна.

- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

- Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента всем известной сказки С. Маршака «12 месяцев». Внимание на экран.

- Почему героям сказки пришлось прибегнуть к волшебству?

- Когда (в какое время года) цветут подснежники? (Весной)

2. Сообщение темы урока

- Весна – замечательное время года. Поэты называют его «утром года».

- Сегодня этому прекрасному времени года посвящен наш урок. Мы постараемся ответить на вопросы: какие изменения происходят в природе весной и почему?

- Назовите весенние месяцы.

В теплых солнечных сапожках,                                            

с огонечком на застежках,

по снегам бежит мальчишка –

снег пугает, шалунишка:

только ступит - стаял снег,

раскололся лед у рек.

Охватил его азарт:

а мальчишка этот - ....(март)

Будит лес, поля и горы,

все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех....... (апрель)

В лапотках бежит малыш,

ты шаги его услышь.

Он бежит, и все цветет,

он смеется – все поет.

Спрятал счастье в лепестках

у сирени на кустах.. .

«Ландыш мой, благоухай!» -

повелел веселый ... (май)

- На предыдущих уроках вы уже узнали, почему март называют месяцем света, поэтому сегодня поговорим об изменениях в природе с приходом апреля и мая.

3. Индивидуальная работа

- Перед вами на партах лежат картинки с приметами апреля и мая.

1 вариант – выберите, пожалуйста, картинки, символизирующие приход апреля.

2вариант – картинки, символизирующие наступление мая.

- А теперь проверим ваши предположения, прочитав текст учебника:

1в. – стр. 98-99

2в. – стр. 100

- Кто не ошибся в своих предположениях?

- Кто ошибся? В чем твоя ошибка?

- Каковы же причины изменений в природе? Давайте разберемся.

(СХЕМА СЛАЙД)

-  Почему весну называют утром года?

-  Что даёт команду к пробуждению природы?   солнце

-  Как изменилось положение солнца?     Изменилось положение Солнца

(выше), оно дольше находится над горизонтом (дольше светит и греет)

- Что является следствием изменения положения солнца?  день становится длиннее.  

- Как изменилась температура воздуха?   тем. повысилась.

- Что за этими причинами следует? Изменения в живой и неживой природе

- Чтобы подробнее изучить признаки весны предлагаю продолжить работу в парах по инструкции. 

Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

4. Работа в парах

- У каждой пары на партах лежат инструкции. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните все пункты. Выполнившие работу, поднимают руку.

Задание 1

1. Внимательно прочитай текст

За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает,  и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.

2. Объясни, что такое ледоход.

3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.

4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.

5. Подготовь ответы на вопросы:

- Как называют апрель?

- Что такое ледоход?

- Наблюдали ли вы ледоход? На какой реке?

В Калининградской области 4610 рек. Самые крупные из них – это Преголя и Неман.

Задание 2

1. Внимательно прочитай текст

За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает, и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.

2. Объясни, что такое ледоход.

3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.

4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.

5. Подготовь ответы на вопросы:

- Как называют апрель?

- Что такое ледоход?

-  Назови правила поведения у водоема в весенний период.

Задание 3

1. Рассмотри картинку с изображением трясогузки.

2. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 99.

3. Подготовь ответы на вопрос:

- Почему трясогузку так называют «ледоломкой»?

Задание 4

1. Отгадайте загадки о первых перелетных птицах.

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.

                 ***

Это старый наш знакомый:
 Он живет на крыше дома –
 Длинноногий, длинноносый,
 Длинношеий, безголосый.
 Он летает на охоту

 За лягушками к болоту.

                     ***

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

                          ***

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек….

                     

2. Найдите отгадки – картинки.

3. Перечисли перелетных птиц.

Задание 5

1. Внимательно прочитайте текст в учебнике на стр.98 (2 абзац).

2. Предположи, почему первоцветы получили такое название.

3. Выбери картинки с изображением первоцветов и запомни названия цветов.

4. Перечисли названия первоцветов.

Задание 6

1. Внимательно прочитайте статьи в книге «С любовью к природе» на стр. 119.

2. Подготовь ответы на вопросы:

   -  Почему мать – и – мачеха относится к первоцветам?

   - Почему этому растению дано такое странное прозвище -  

   «мать-и-мачеха»?

3. Сделайте модель листа мать-и-мачехи, используя разные виды цветной бумаги.

Задание 7

1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)

2. Подготовьте ответ на вопрос:

-  Какие деревья зацветут с приходом мая?

3. Выбери  картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.

4. Перечисли названия этих деревьев.

5. Продолжи предложение, используя слова для справок: «Май – месяц………»

(воды, тепла, зелени, света)

Задание 8

1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)

2. Подготовьте ответ на вопрос:

-  Какие деревья зацветут с приходом мая?

3. Выбери  картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.

4. Перечисли названия этих деревьев.

5. Расскажи об охране растений (деревьев).

Задание 9

1. Используя текст  «Кумушка» в хрестоматии А.В. Тихомирова «Времена года» на стр. 75 – 76 и текст карточки, подготовь ответы на вопросы:

- Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением весны?

-  Как эти животные заботятся о своем потомстве?

2. Составь картинный план к тексту.

У лисицы рождается от 3 до 6 лисят. В норе они живут только с матерью. Вскармливаются  матерью  8 недель. Самец издали наблюдает  за своей семьёй, прогоняет  врагов и приносит питание малышам. Комната для лисят  в норе лисицы находится  на глубине около 3 метров, выстлана листьями.

3. Наклей картинки в соответствующем порядке на альбомный лист.

Задание 10

1.  Внимательно прочитай текст учебника на стр. 100 (2 абзац)

2.  Подготовь ответы на вопросы:

- Опиши тритона.

- Расскажи об особенности тритона.

- Молодцы. Замечательно потрудились.

- Так как же называют месяцы апрель и май?

- Апрель – месяц большой воды, май – месяц тепла и цвета. 

5. Подведение итогов.

- Теперь подведем итог нашего занятия в форме теста.

- Выберите правильный ответ и покажите нужную карточку.

6. Тест: «Чем примечательны апрель и май» 

1. В апреле начинается:

  1. ледоход
  2.  снегопад
  3. сенокос
  4. вьюга

2. Какие цветы являются первоцветами?

  1. роза
  2. подснежник
  3. тюльпан
  4. мать и мачеха

3. В апреле начинается:

1) массовый прилет птиц

2) пение соловья

3) отлет птиц

4. Деревья дружно покрываются листвой:

  1. в марте
  2. в апреле
  3. в мае
  4. в июне

5. Изменения в жизни животных в мае:

  1. появляется желание спать
  2. появляется потомство
  3. прячутся в норы

7. Домашнее задание

  1. Выполнить задания в рабочей тетради №№ 47, 49.
  2. Творческое задание на выбор: составить карточку о любимом животном по плану: название, группа (птицы, рыбы, насекомые и др.); где живет (среда обитания); какое жилище; чем питается; как долго живет; когда появляются и как выглядят детеныши.
  3. Или пронаблюдать и описать (изобразить), где поселились перелетные птицы, заметить время начала пения птиц; найти в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; попробовать составить алгоритм «Птицы» (наподобие алгоритма о лесных деревьях на с. 48 в рабочей тетради № 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...