конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный материал содеожит конспект урока и дополнительные материалы по теме Лесная зона у за 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_zona.docx | 30.92 КБ |
pravila_povedeniya.docx | 1.18 МБ |
smeshannye_lesa.docx | 1.63 МБ |
tayga.docx | 1.74 МБ |
shirokolistvennye_lesa.docx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Мусалеева Анна Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Белоярская средняя школа
Конспект урока окружающий мир в 3 классе
Тема: Лесная зона.
Планируемый результат:
- На основе текста составлять таблицы, схемы, рисунки.
- Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.
- Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса.
- Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.
- Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе.
- Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее
подзон.
УУД
Личностные:
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой) материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Форма работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Оборудование:
Учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» 3 класс, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группе.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим путешествие по карте нашей страны.
II. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение синоптиков.
- Что должен знать каждый путешественник, отправляясь в путешествие? (погодные условия)
- О погоде на сегодняшний день расскажет дежурный синоптик.
- В каких природных зонах мы побывали?
- Какие условия влияют на появление деревьев в зоне лесостепи?
III. Сообщение темы и целей урока.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Лесная зона)
- Какие ассоциации возникают у вас со словом лес? Запишите свои представления на листочках. Положите их на середину стола. Что у вас получилось?
- Какой вывод можем сделать? Что такое лес?
- Что вы хотели бы узнать о лесной зоне?
- Географическое положение
- Виды леса
- Значение леса.
- Проблемы леса
- Для работы разделимся на группы. Но для начала повторим правила работы в группе.
- Выбрать старшего (капитана) в работе.
- Распределить обязанности.
- Работать в тишине, чтобы не мешать другим группам.
- Для чего нам нужны такие правила?
IV. Открытие новых знаний.
- У вас на столах лежит текст и дополнительные материалы. Ваша задача, прочитав текст составить схему ответа и затем представить свою работу классу.
1 группа рассматривает географическое положение зоны лесов.
Материал:
Текст (см. приложение 1), карта, лист бумаги, фломастеры.
План ответа:
- Где находится зона лесов (показать на карте).
- На какие подзоны разделена.
- Цвет на карте.
2 группа рассматривает подзону Тайга.
Материалы:
Текст, лист бумаги, фломастеры, изображение животных и растений тайги.
План ответа:
- Климат
- Растения тайги
- Животные тайги
3 группа – смешанные леса
Материалы:
Текст, лист бумаги, фломастеры, изображение животных и растений смешанных лесов.
План ответа:
- Климат
- Растения смешанных лесов
- Животные смешанных лесов
4 группа – зона широколиственных лесов
Материалы:
Текст, лист бумаги, фломастеры, изображение животных и растений широколиственных лесов.
План ответа:
- Климат
- Растения широколиственных лесов
- Животные широколиственных лесов
- Прочему лесная зона состоит из трёх подзон?
- Какие из представленных животных и растений встречается в нашем регионе?
- Какое значение имеет лес для человека, расскажет 5 группа.
5 группа – значение леса
Материалы:
учебник стр. 111-112, лист бумаги, фломастеры.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- О проблемах леса правилах поведения в лесу расскажет 6 группа.
6 группа – проблемы леса
Материалы:
Текст, лист бумаги, фломастеры, иллюстрации «поведение в лесу»
Какие ещё пути решения проблем леса вы предложите?
Сделаем вывод.
V. Самоконтроль с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону.
- А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные. Напишем тест. Я вам предлагаю ответить на 3 вопроса.
1. Назовите виды лесов?
2. Каким цветом на карте природных зон обозначена зона леса?
3. Напишите значение леса для жизни человека.
- Оцените себя, проверив работу по эталону. Поставьте себе оценку: 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Мы познакомились с разными типами лесов и почувствовали их красоту, а, следовательно, должны помнить: «Лес – это наше богатство», и мы должны его беречь.
- Возьмите свои листочки.
- Оцените свою работу на протяжении всего урока.
- Если вы хорошо работали в группе, внимательно слушали выступления одноклассников и вам есть теперь, что рассказать дома, наклейте на наше дерево зелёный листок.
- Если вы хорошо работали, но считаете, что могли бы лучше, если у вас остались какие-то вопросы после урока, наклейте жёлтый листок.
- Если вы сегодня почти ничего не запомнили и не узнали нового, то наклейте красный листок.
- Спасибо вам за работу. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.
Приложение 1
Географическое положение
Самая большая площадь на территории России занята лесами. Лесная зона находится южнее зоны тундры и расположена в умеренном климатическом поясе. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что эта зона разделена на три части, которые на карте обозначены разными оттенками зеленого цвета. Самая большая и северная часть называется тайгой. На карте она обозначена темно-зеленым цветом. Южнее расположена зона смешанных лесов, эта зона окрашена в зеленый цвет.
Еще южнее находится зона широколиственных лесов. На карте зона отмечена светло-зеленым цветом.
Тайга
Тайга образована хвойными деревьями. Они не очень требовательны к теплу. Все хвойные деревья имеют высокий ствол, хорошо развитую корневую систему, густые широкие кроны. Сыро и сумрачно под пологом хвойных деревьев. В таежной зоне суровая зима и теплое лето. Почвы содержат мало питательных веществ.
В таких условиях приспособились расти ель, пихта, кедр, сосна, лиственница (верхний ярус). Кроны деревьев почти не пропускают солнечные лучи, поэтому под пологом леса почти не растут кустарники и травы, зато много мхов, образующих сплошной зеленый ковер. Богаты таежные леса ягодными кустарниками: голубики, черники, костяники, брусники (второй ярус). В тайге много рек, озер, ручьев, и вдоль их берегов растут береза, ольха, осина, рябина, встречаются заросли дикой смородины, малины, калины. Богаты таежные леса орехами и грибами.
В условиях таежного края приспособились жить многие животные. В тайге обитают лоси, бурые медведи, волки, рыси, ласки, горностаи, соболи. Кроме них в тайге много зайцев, лис, мышей. Трудно представить себе эту природную зону без птиц. Глухари, совы, кедровки, клесты, дятлы представляют мир пернатых. Среди пресмыкающихся можно встретить живородящую ящерицу, гадюку обыкновенную. Многообразие животных таежной зоны объясняется тем, что они умеют приспособиться к разным временам года, а особенно к суровой зиме. Многие животные имеют густую шерсть. Глухари, рябчики, тетерева, зайцы зарываются в снег. Лоси питаются ветками и корой деревьев, у них широкие копыта, которые помогают им не провалиться в снег. Белки делают запасы на зиму, а хищники постоянно охотятся. Медведь впадает в спячку.
Смешанные леса
На смену тайге приходит смешанный лес.
Климат смешанных лесов мягкий и отличается относительно теплой зимой и продолжительным летом.
Смешанные леса более светлые и сухие и состоят из разных видов растений, которые расположены ярусами.
Самый верхний ярус – это высокие ели, сосны, дубы. Несколько ниже растут березы, клёны, вязы, липы. Следующий ярус составляют черемуха, рябина, калина, лещина, боярышник.
Заросли шиповника, малины, смородины, жимолости образуют свой ярус, под которым растут травы, лишайники и мхи.
Животный мир смешанного леса очень разнообразен. В этой зоне прекрасно приспособились жить животные характерные для тайги, лесостепи, широколиственных лесов. Особенно много здесь птиц: иволга, поползень, чиж, дрозд, ястреб, рябчик, снегирь, соловей, кукушка, удод, серый журавль, щегол, дятел, тетерев, зяблик. Неподалеку от рек живут бобры. В смешанных лесах много насекомых.
Широколиственные леса
На территории России расположены широколиственные леса. Их можно наблюдать на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке. Широколиственные леса сформировались под действием мягкого теплого климата. На этой территории теплое и продолжительное лето, мягкая зима, выпадает достаточное количество осадков.
Поэтому в широколиственных лесах растут теплолюбивые граб, дуб, ясень, вяз, бук.
Животные такие же как и в тайге: зайцы, лисы, волки. Но жизнь некоторых животных связана только с широколиственными лесами. К таким животным относится зубр, а на Дальнем Востоке живёт уссурийский тигр.
Проблемы леса
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал. (Н. Некрасов)
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида. (В. А. Сухомлинский)
«Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (В. Шефнер)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Комментарии
Хочу поблагодарить автора
Хочу поблагодарить автора этой методической разработки и пожелать дальнейших творческих находок в своей педагогической деятельности!