Конспект урока ОМ 4 класс Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « Леса России».
Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, c частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, гербарием.
Оборудование: презентация, карточки, гербарий растений , карта, атлас-определитель, компьютер, интерактивная доска.
- Организационный момент, сообщение темы урока.
Звучит запись «Голоса птиц»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский)
- В этом стихотворении спрятаны тема и цель нашего путешествия. Как вы думаете в какую природную зону отправится наша экспедиция?
- Да, это так, тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России».
- А что мы будем изучать? ( Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения).
- Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
- Проверка знаний и умений.
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? Покажите на карте.
а) Графический диктант.
+ - да - нет
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
- в тундре, как и в зоне арктический пустынь, нет коренного населения.
-Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета стерха.
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
- лишайник ягель растет быстро постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Дикие северные олени обычно живут стадами.
- В тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Б) Игра «Мы поедем, мы помчимся…»
Выбираем номер вопроса и отвечаем на него.
1.Зона тундры расположена…
А) севернее арктических пустынь;
Б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена…
А) на равнинах;
Б) на возвышенностях;
В) в горах.
3.В тундре…
А)ярко выражены все 4 времени года;
Б) длинная, суровая зима и жаркое лето;
В) длинная, суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие населения тундры - …
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями;
6. К тундровым растениям относятся:
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
Б) кедр, осина ,пальма;
В) карликовая ива, мох-ягель, брусника.
7.В тундре обитают…
А) тюлени, моржи, киты;
Б) песцы, лемминги, волки;
В) верблюды, лошади , коровы.
8.УКАЖИ ВЕРНУЮ ЦЕПЬ ПИТАНИЯ.
А) растения---лемминги---полярные совы.
Б)растения---кречеты---волки.
9.Тундровый заповедник расположен…
А) на полуострове Ямал;
Б) на полуострове Таймыр;
В) на Кольском полуострове.
- Кто же хозяин тундры? На ком передвигаются население тундры? (олень)
В) Индивидуальный опрос.
- Расскажите, как человек использует тундру и перечислите её экологические проблемы.
3. Работа над новой темой.
Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл.П. Синявского, муз. Ю. Чичкова.)
- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне , глядя на карту?
Рассказ учителя.
Лесная зона находится южнее тундры, на карте, она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно - Европейской и Западно – Сибирской равнинах, а также на Средне- Сибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В ней три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно- зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее и ещё одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет ещё светлее.
- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Это лесотундра - плавный переход от тундры к лесам. Там климат становится мягче, появляются карликовые деревья.
А) Работа в группах.
- Сегодня мы будем работать в группах.
-Какие растения растут в тайге. В этом нам поможет разобраться 1-я группа – биологов.
- Что растет в смешанных и широколиственных лесах выяснит 2 – я группа – биологов. А 3 – я группа – зоологи изучат, кто живет в лесной зоне .У каждой группы есть карточка – помогайка с вопросами, на которые надо будет ответить. Для ответов используйте материалы учебника, атласа, атласа- определителя «От неба до земли».
Рассказ первой группы:
- Что называют тайгой?
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.
- Природные условия в этих лесах.
Зима в лесу холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья.
- Что объединяет растения этих лесов?
У хвойных деревьев листья – это хвоинки, они всегда зеленые.
- Какие растения растут в этих лесах?
В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
-Ель – всем знакомая новогодняя елка. У нее хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки продолговатой формы.
- Сосна – хвойное дерево, с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму.
- Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
- Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывают иголки.
- Кедровая сосна – ее в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Рассказ второй группы.
1.Расположение смешанных и широколиственных лесов.
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Ещё южнее раскинулись широколиственные леса.
2.Природные условия в этих лесах.
Здесь зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев.
3.Что объединяет растения этих лесов?
У лиственных деревьев листья, которые они сбрасывают на зиму.
4.Какие растения растут в эти лесах?
В смешанных лесах как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Наряду с хвойными растут березы, осины, ольха. У них мелкие листья. В широколиственных дуб, липа, ясень, вяз. клен. У этих деревьев широкий лист.
- Спасибо, вам, ботаники, за проделанную работу.
- Березу можно узнать по коре, она белая, такой нет ни у одного дерева.
- Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветерка, можно увидеть весной пушистые сережки.
- Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи они имеют острый кончик.
-Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
- Липа- имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении распространяется чудесный аромат.
- Вяз- листья в основании кособокие, она половинка больше другой, плоды – крылатые орешки круглой формы.
-Ясень- листья состоят из 9 отдельных листочков, плоды крылатые капельки.
- Клен - остролистный с большими резными листьями, плоды крылатые.
Прежде чем мы заслушаем наших зоологов, проведем физминутку.
Море волнуется раз, море волнуется два
Море волнуется три, лесная фигура замри.
Рассказ зоологов.
1.Какие птицы и животные водятся в лесной зоне?
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить кедровку, бурундука, летягу, соболя, благородного оленя, лося, медведя, волка, лису, рысь, зайца, белку, полевку.
- Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
- Белка – летяга – родственница белки , но меньше ее. Она умеет не только прыгать , но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
- Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. На ушах кисточки. Затаившись , поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
- Заяц – беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные. Шерсть становится густой.
-Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Предпочитает жить в темной глухой тайге.
-Бурундук - похож на белку , но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять темных полосок вдоль спины. Питается кедровыми орехами, лазает по деревьям, живет в норе, зимой спит.
4. Закрепление новой темы.
А) Игра « Отдай мой плод».
Закрепим изученный материал, поиграем в игру. Необходимо деревьям правильно вернуть его плод.
Б) Игра «Узнай по описанию». Посмотрим, каких животных лесной полосы вы запомнили.
- Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
- Белка – летяга – родственница белки , но меньше ее. Она умеет не только прыгать , но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
- Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. На ушах кисточки. Затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц – беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные. Шерсть становится - густой.
-Бурундук - похож на белку , но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять темных полосок вдоль спины. Питается кедровыми орехами, лазает по деревьям, живет в норе, зимой спит.
-Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Предпочитает жить в темной глухой тайге. Когда-то они были многочисленны, но из-за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили.
5. Итог.
- Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Выставление оценок.
6.Д.З. Стр.98-105 пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира"Леса России"
Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...
Конспект урока окружающего мира "Леса России"
Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...
Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России
Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....
конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение
конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...
Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...
Конспект урока 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
конспект урока...