"Страна городов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Миляева Анастасия Вячеславовна

Урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._strana_gorodov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.03.2015г.                                                                                                                                                  

Класс: 4 г                                                                                                                                                                                                                                     Школа: 137                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                     

Тема: «Страна городов».

Цели деятельности учителя: сформулировать у учащихся представление о городах X – Xl вв. Киеве и Новгороде.

Планируемые результаты:     

                   

Личностные: - проявят интерес к изучению темы;

                         - научатся работать в парах;

                         - научатся осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.

Предметные: - сформулируют представления о городах X – Xl вв. Киеве и Новгороде.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Информационный материал: учебник окружающий мир  4 класс, ч. 2, презентация

Раздаточный материал: карточки

Этап урока

Хронометраж

Ход урока

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент

1

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. А теперь проверим, кто же тише сядет девочки или мальчики? Молодцы!

Приветствовать учителя

2.

Мотивационный этап

Приём – фронтальный опрос, беседа

2

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока повторим тему прошлого.

  • Опрос учащихся по вопросам:
  • Как было организовано управление в Древней Руси?
  • За какие заслуги мы чтим князя Владимира?
  • В чём значение принятия Русью христианства?

2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10).   Работы собрать.

Выполнять задание.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

К: формулировать собственное мнение и позицию

3.

Самоопределение к деятельности.

12

Молодцы, верно разгадали кроссворд. Сегодня  Мы отправляемся путешествовать в Древний Киев и в Древний Новгород.

К: формулировать собственное мнение и позицию

4.

Работа по теме урока

3

- Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей? (Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.)

Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости  стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники? (Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек , который занимается своим делом, ремеслом.)

Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране.
(Слайд 11) 
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота.
(Слайд 12)

(Слайд 13) Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого.
(Слайд 14) 
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Работать по теме урока.

П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

5.

Физ.минутка

12

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться немножко.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся

И на местно вновь вернемся.

Повторять движение за учителем.

6.

8.

Закрепление изученного материала

Домашняя работа

10

   

2

Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода)  Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .

(Слайд 15)
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов , что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью.
(Слайд 16) От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Чтение статьи учебника стр. 48-52.

В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой? (Москва)

(Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

Чтение статьи учебника стр. 53-57.

1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21)

2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)

С. 46 -54 чит. Р. Т.

Работать по теме урока.

Работать по теме урока.

Записать домашнюю работу.

Р: -внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия;

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

7.

Рефлексия

3

Оцените свою работу по данному образцу.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Спасибо, за урок!

Оценивать себя и свои знания

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова "Страна городов"

Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова «Зелёный дом» относится к 5 разделу «Страницы истории Отечества» и знакомит учащихся с древними  городами Руси Xи ХIвв Киевом и Новгородом, и...

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Страна городов.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Страна городов". Учащиеся работают в группах. На уроке идет разговор о Древнем Киеве, Новгороде, Москве. Презентацию разделила на 4 части....

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...