Открытый урок по Окружающему миру в 4 классе. Тема: Зона степей.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
- обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.
- развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.
- воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_oom_zona_stepi.4_kl.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по Окружающему миру в 4 классе.
Тема: Зона степей.
Цели:
- обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.
- развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.
- воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.
Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.
Ход урока:
- Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
- Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.
(Раздать карточки для индивидуальной работы)
Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И всё по схеме рассказать.
-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костёр,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки.
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!»
(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны
Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( в тундре)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)
- Карточка. Вставь пропущенные названия зон:
а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
- Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию нового материала.
-Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
- Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)
- Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница
3. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (липа)
5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)
-Зовёт дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.
Тема урока: Зона степей.
-«Ой, ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поётся в песне.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.
Работа с картой и учебником.
1. Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)
2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)
3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)
-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся.
Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето.
Помните, я говорила вам о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь».
- Работа над новой темой.
Работа ведётся по группам.
Группа ботаников.
Группа зоологов.
Группа экологов.
1) Ботаник. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
________________________________________________________________
2) Ботаник. Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
1) Зоолог. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.
2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Физкультминутка.
-Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).
- Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл, журавль - красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.
- Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
-Большое спасибо докладчикам.
6 .Закрепление изученного материала.
1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.
2) Проверка знаний (Тест в презентации)
3) Выставление оценок.
7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (……………..) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (…………………), чем в тундре. Растительный мир беден (…………….). Большую территорию зоны
Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.
Фамилия,имя:……………………………..
------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( ………………………)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (……………………)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (…………..)
Фамилия, имя:…………………………………..
________________________________________________________________
3.Карточка. Вставь пропущенные названия зон:
а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) ……………………….– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Фамилия, имя: ………………………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Презентация к открытому уроку по окружающему миру 2 класс тема: "Общественный транспорт".
В презентации показаны старинные и современные виды транспорта....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс Тема:"Из чего что сделано".
Урок по программе Школа России....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс)Тема Животноводст...
Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"
Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....