Моделирование на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murina_n.g.modelirovanie_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование на уроках окружающего мира
Реальностью сегодняшнего дня российской школы является разнообразие педагогических систем и учебно-методических комплектов, что даёт педагогу как дополнительные возможности, так и создаёт ряд трудностей.
С 2004 года я работаю по учебникам – тетрадям «Окружающий мир» под редакцией А.А.Вахрушева. В основу этих учебников положен принцип «минимакса» (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум).Учебник имеет двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь заинтересованными учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. Тексты учебника не надо учить наизусть и пересказывать, их надо понимать. Но дело в том, что в учебнике чётко не выделены самые главные и необходимые понятия (минимум), которые должен запомнить каждый ребёнок. Сначала мне тоже было сложно из большого объёма материала на урок выделить то, что необходимо запомнить всем, то есть разделить знания минимума со знанием максимума. Выход из ситуации нашёлся быстро. На уроке окружающий мир я решила применять такой метод обучения, как моделирование.
Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних времён, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях лишь в последние 20 – 30 лет (В.А.Стуканов, А.И. Айдерова, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Ш.Фриман и др.) Самая первая статья «Моделирование в кружках юных техников как одно из средств политехнического образования», посвящённая вопросам использования моделирования в обучении, была впервые опубликована в журнале «Советская педагогика» в 1952 году Ю.В.Шаровым. Начиная с 60-х годов в психолого-педагогической литературе довольно часто публикуются работы по вопросам использования моделирования в обучении. К настоящему времени проведено большое количество исследований по данной проблеме, раскрывающих специфику применения моделей и методов моделирования в различных областях знаний.
Согласно Толковому словарю С.И.Ожегова модель представляет собой:
- Образец какого- нибудь изделия, а также образец для изготовления чего - нибудь.
- Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего - нибудь.
- Схема какого - нибудь физического объекта или явления.
В.А.Штофор в книге «Моделирование и философия рассматривает модель как «мысленно представляемую и материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте».
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Моделирование относится к группе практических методов обучения и предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. В процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя создают модели: чертят план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, чертят схемы всевозможных связей, а также изготавливают их из картона, бумаги, пластилина. Сформированный навык моделирования помогает быстро ориентироваться в информации, выделять главное и фиксировать в форме модели.
Моделирование включает такие этапы:
- Построение модели.
- Исследование её.
- Перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.
Существуют разнообразные классификации моделей. В зависимости от степени материальности выделяют предметные и идеальные модели. Предметные могут быть фабричными (глобус) или изготовленными учениками (модель термометра). Идеальные в свою очередь, подразделяются на образные (схемы, рисунки, графики), знаковые (выраженные при помощи символов и знаков) и мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщённые представления объекта) Учащимся начальных классов свойственно конкретно - образное мышление, поэтому наиболее часто на уроках окружающего мира используется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное.
Моделирование тесно связано с информатизацией образования. «Информатизация образования плюс моделирование – это важнейшее направление модернизации образования» (В.В. Хорунжев, из лекции «Информационная среда», 2003 год.)
Компьютер прочно вошел в жизнь и учебный процесс школьника. Он стал источником расширения информации и средством ее хранения. Таким образом, трудно представить учебную деятельность современного школьника без освоения навыка моделирования. Ведь именно оно является главным средством для подготовки личности информационного общества.
Поэтому современный педагог может сам разрабатывать различные модели, используя при этом мультимедийные презентации, выполненные с помощью программы Power Point. Технология презентаций всё шире используется как средство предъявления учащимся учебного материала: иллюстраций, фотографий, вопросов и заданий, схем, таблиц. Это помогает учителю самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников.
Рассмотрим использование некоторых моделей на уроке.
2 класс. Тема урока «Форма Земли»
модель – глобус
назначение – используется для формирования представления о форме Земли, взаиморасположении на ней материков и океанов
2 класс. Тема урока « Из чего состоят все предметы»
модель – пластилиновые шарики
назначение – закрепить представление о расстояниях между частицами в твёрдом теле (веществе), жидкости и газе
1 класс. Тема урока «Живые организмы и неживые предметы»
Природа – это деревья, трава, солнце, вода, птицы. Для символического изображения понятия выберем схематический рисунок солнца и ели. Заключим эти рисунки в прямоугольник. Природа содержит в себе два компонента: живая и неживая. Неживая природа – это вода, камни, луна, тучи, солнце, звёзды и т. д. Выберем условный рисунок солнышка, поместим его ниже и обведём треугольником. Рядом ещё один треугольник, в него надо поместить символ живой природы. Это может быть любое животное, цветок, дерево. Допустим, ёлочка. Покажем стрелками, что природа делится на живую и неживую. Живая природа также не однородна и включает животных и растения. Растения можно обозначить рисунком дерева. Животные – звери, птицы, насекомые и т.д. Выберем символическое изображение птицы. Пришло время найти в этой системе место человеку. Человек – часть живой природы. Значит, символическое изображение человечка наравне с животными и растениями обводим кружочком и соединяем стрелками с символом живой природы.
4 класс. Тема урока «Как человек использует свойства воздуха?»
С помощью модели - диаграммы дети наглядно изучают состав воздуха и знакомятся с процентным соотношением его компонентов.
Я использую моделирование на разных этапах урока. Основная цель уроков моделирования – изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде».
Для этого на уроке нужны три условия:
- область исследования, где возникает противоречие причинно-следственных связей;
- форма исследования, частично- поисковая работа;
- форма модели, раскрывающая это противоречие.
Рассмотрим использование моделей на уроке в 3 классе. Тема «Деревья – главные производители экосистемы леса»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Орг. момент | Приветствует учащихся, создаёт ситуацию успеха. | Приветствуют учителя, настраиваются на организованную работу. |
2.Актуа- лизация знаний | Задаёт вопросы детям:
| Дети отвечают на вопросы. В процессе ответов строится следующая модель: |
3.Целепо-лагание | Загадывает загадки. Просит назвать одним словом слова – отгадки (растения). Задаёт вопросы:
Просит детей сформулировать тему урока, уточняет её: «Деревья – главные производители экосистемы леса» | Отгадывают загадки. В процессе беседы возникает следующая модель: |
4.Усвое- ние новых знаний | Задаёт вопрос:
Объясняет строение дерева. Предлагает сравнить деревья и кустарники. | Отвечают на вопрос. Делают сообщения о лиственнице, ели, клёне, берёзе, дубе. Отвечают на вопросы и строят новую модель: Находят самостоятельно ответы на вопросы:
Составляют в группах следующую модель: Выполняют задание в учебнике – тетради (с.56 №2) Используя данную модель, дети учатся отличать деревья от кустарников. |
5.Ф.ми- нутка | Упражнения на снижение утомления. | Выполняют упражнения. |
6.Закре- пление знаний | Предлагает составить в группах модель «Роль леса в жизни человека» | Работают в группах, составляют модель: |
7.Рефлек сия | Задаёт вопросы по теме. | Отвечают на них и из выделенных букв составляют слово «Молодцы!» |
8.Дома-шнее задание | Нарисовать запрещающие знаки «Охраняй лес!» и придумать «Правила друзей природы» | Записывают домашнее задание. |
Разработанная структура урока динамична, так как ее этапы могут меняться в зависимости от цели урока; доступна по форме учителю и ученику; результативна, так как на каждом этапе виден результат работы ребят. Она развивает исследовательскую работу ребят, а также навык моделирования.
Используя моделирование на разных этапах урока окружающий мир, я применяю различные приёмы при работе с моделью .
- найти ошибку в расположении схематических карточек;
- расставить карточки – схемы правильно;
- придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели
- дополнить (закончить) моделируемый ряд;
- подумать, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта;
- выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;
- составить модель по ходу рассказа учителя;
- привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели;
- подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ;
- «расшифровать» схему.
Моделирование можно использовать и в традиционной, и в развивающей системе обучения на любом уроке. Например, на уроке литературного чтения можно работать по составлению разных моделей по произведениям.
Уроки окружающего мира с использованием моделирования стали более интересными и эффективными. «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Уроки «Окружающего мира» тесно соприкасаются с непосредственной жизнью ребёнка, его семьёй, прогулками, любимыми занятиями.
У учащихся на таких уроках развиваются различные качества: память, логическое мышление, устная речь, внимание, сообразительность, наблюдательность. Они сами формулируют определения, учатся сравнивать, сопоставлять предметы и явления окружающей действительности, классифицировать, обобщать, делать необходимые выводы. Процесс моделирования развивает теоретическое мышление и превращает маленького ученика в субъект обучения.
Ребятам нравятся эти уроки, об этом говорит проведённая диагностика «Рейтинг предметов» Учащимся предлагается выбрать три «любимые» учебные дисциплины, которые изучаются в данном классе и обосновать значимость предмета одним словом.
Из всех предметов «Окружающий мир» называют любимым предметом в 1 классе - 65% детей, во 2 классе – 77%, в 3 классе – 90%, а в 4 классе – 100%. Значимость этого предмета почти у всех ребят обозначена словом «интересно».
Кроме того, в моём классе качество знаний по окружающему миру в сравнении за 3 года остаётся стабильным: во втором классе – 89%, в третьем - 93% , в четвёртом-100%.
Таким образом, процесс моделирования на учебных занятиях:
- расширяет мировоззренческий аспект, обусловленный формированием представлений об информационном подходе к окружающему миру;
- формирует алгоритмический способ изучения и повторения, связанный с развитием мышления;
- развивает деятельностный подход обучения, так как вне деятельности нет развития;
- превращает ученика в субъект обучения;
- формирует его как личность, которая чувствует ответственность за свой выбор;
- развивает теоретическое мышление, которое и помогает все осознать разумно при помощи умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование на уроках окружающего мира в начальных классах
Предмет, стоящий перед глазами ученика или созданный им самим, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна и дополняет, если она неполна....
Моделирование на уроках окружающего мира
Обобщение педагогического опыта...
Моделирование на уроках окружающего мира
Материал содержит теоретическую часть и практическую: анализ естествоведческих курсов для начальной школы с точки зрения использования метода моделирования...
Исследовательская работа на тему "Творческое моделирование на уроках окружающего мира как средство развития воображения младших школьников"
Иследовательская работа....
Моделирование на уроках "Окружающий мир" , как средство формирования УУД.
Материал содержит понятия "МОДЕЛЬ", "МОДЕЛИРОВНИЕ". Так же в нем представлена классификация моделей, расписано поэтапное использование моделирование, как средства формирования УУД ...
Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»"...
Моделирование проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"
Тема: «Моделирование проектной деятельности на уроках «Окружающего мира».Тема проекта: «Моя родословная» Название этапаЦель, задачиСодержаниеДеятельность...