Моделирование на уроках окружающего мира в начальных классах
материал по окружающему миру на тему
Предмет, стоящий перед глазами ученика или созданный им самим, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна и дополняет, если она неполна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_rebenka_kakim.docx | 29.85 КБ |
zveri.docx | 191.63 КБ |
nasekomoe.docx | 34.97 КБ |
ptitsy.docx | 128.6 КБ |
ryby.docx | 213.99 КБ |
skhema_zhivotnye.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
« Учите ребенка каким - нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет долго
и напрасно мучиться с ними; но свяжите с
картинками двадцать таких слов, и ребенок
усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
Великий педагог говорил о пользе наглядности на первых этапах обучения. Это глубоко касается и моей темы. Наглядность совершенно необходима при первоначальном обучении. Предмет, стоящий перед глазами ученика или созданный им самим, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна и дополняет, если она неполна.
Цель моего мастер- класса показать, что моделирование является эффективным методом в обучении окружающему миру.
Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др.
Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
Схема модели (на слайде)
МОДЕЛИ
ПРЕДМЕТНЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ
ОБРАЗНЫЕ ЗНАКОВЫЕ
МЫСЛЕННЫЕ
В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные ( схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)),мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделим четыре этапа моделирования: (схема на слайде)
1. ВЫЧЛЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ
2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ
4. ПЕРЕНОС ПОЛУЧЕННЫХ НА МОДЕЛИ СВЕДЕНИЙ НА ИЗУЧАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения окружающему миру.
Описание системы занятий по моделированию
Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель - это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования. Например, обучение моделированию в своем классе, мы начали с изучения такой готовой модели, как глобус. Я объяснила детям, что глобус – это уменьшенная модель Земли, которая показывает какую форму имеет реальный объект и что находится на его поверхности. Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)
На следующем этапе обучения моделированию упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса. Например, сравниваем деревья и выделяем лиственные и хвойные. Школьники учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.
После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой.
При изучении окружающего мира в работе с обучающимися я использую модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обучающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Так же много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.
А сейчас, коллеги, я попрошу вас вернуться в прошлое и представить себя учениками младшего школьного звена.
Работать мы будем в группах по 4 человека. Для каждой группы я приготовила конверт с заданием. Откройте свои конверты, там вы найдете лист белого цвета со словом ЖИВОТНЫЕ, изображения животных и символы их отличительных признаков. Ваша задача – вспомнить названия групп животных и дополнить схему вписав их в пустые прямоугольники. Затем, взять из карточки на которых изображены отличительные признаки каждого вида животных и приклеить их на лист в соответствии с той группой к которой они относятся. Далее изображение самих животных расположить на модели ориентируясь на отличительный признак.
- У зверей отличительный признак – шерсть.
- У птиц – перо. У рыб – чешуя.
- У насекомых – шесть ног.
Таким образом, я продемонстрировала фрагмент урока обобщения по теме «Кто такие рыбы, птицы, звери, насекомые».
Еще хочу поделиться материалом по теме «Кто ,чем питается» или « цепи питания».
Рассматривая эту тему тоже есть необходимость в построении моделей.
На ваших столах лежит лист на котором изображена таблица с названиями групп животных по особенности их питания. В конвертах розового цвета вложены изображения разных животных и названия корма которым они питаются. Ваша задача определить к какой группе его можно отнести по особенности питания. (1 минута) А сейчас я попрошу ученика от одной из групп выйти к доске и расположить карточки с названием животных в данную таблицу.
А теперь мы можем перейти к теме «Цепи питания», на слайде названия звеньев одной из многочисленных цепей питания существующих в живой природе. ДУБ – ЛЕСНЫЕ МЫШИ – СОВЫ. Дети, скажите пожалуйста, как связаны между собой звенья данной цепи? (Лесные мыши кормятся жёлудями дубов. Но сами мыши добыча сов). Таким образом, мы пришли к выводу, что самое первое звено в цепи это растение.
Для закрепления предлагаю опять поработать в группах. Используя карточки оранжевого цвета составить цепь питания и подумать как связаны они между собой. Каждая группа составляет разные по количеству звеньев цепи питания.
капуста - гусеница капустной белянки - синица - ястреб
трава - гусеница – мышь – еж – лиса
трава – жук - воробей - кошка
Что произойдет, если из первой цепи убрать звено-синица? (Гусеницы съедят всю капусту)
Таким образом, мы выходим на значимость каждого компонента пищевой цепи.
А для того что бы узнать на сколько хорошо вами усвоена эта тема, возьмите карточки желтого цвета на которых точками обозначены звенья пищевой цепи и по пунктирной линии соедините эти точки по порядку, вспомнив с какого звена должна начинаться цепь и каким звеном оканчиваться. Покажите что у вас получилось! Те у кого в результате получилась цифра 5 – хорошо понял тему урока.
Кроме продемонстрированных моделей при изучении окружающего мира в работе с обучающимися я используем модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обучающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков. Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Много внимания уделяется моделированию особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.
В заключении, хочу сказать, что использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний. Таким образом, игровое моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. Всё зависит от творчества самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"
Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах
ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах...
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна
Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...
Обобщающий урок окружающего мира в начальных классах по теме "Природные зоны"
На данном уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся о природных зонах, учащимися формируется вывод о влияние деятельности человека на экологические проблемы природных зон. Использованы разл...
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.
Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно ...