Урок окружающего мира.Тема:"Огонь,газ,вода". УМК " Школа России" - 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Дядич Валентина Геннадьевна

Урок окружающего мира по теме " Огонь,газ,вода".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon.docx111.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Огонь, вода и газ.3 класс УМК « Школа России»

Результаты  деятельности:

Личностные (ЛР):

ЛУУД:

  1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  2. Способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные (МПР):

РУУД:

  1. Принимать и сохранять  учебную задачу.        

  1. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.        

    3.   Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД:

    1.    Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

    2.    Устанавливать причинно-следственные связи.

    3.    Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

    4.   Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

  1. Формулировать  собственное  мнение  и позиции.

  1. Допускать возможность существования различных точек зрения.

  1. Задавать вопросы.

  1. Контролировать действия партнера.

Предметные:

        (ЛР):    Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению понятия - Огонь, вода и газ познакомить детей с опасностями, которые их окружают, и выяснить, почему они возникают; отработать последовательность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения;

Средства:  ИТК, ноутбук  с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, таблицы, схемы, алгоритмы.

Формы работы: самостоятельная работа, групповая работа, работа в парах,  фронтальная работа с иллюстративным материалом ЭОР, индивидуальная работа с тетрадью.

Методы обучения:

проблемный; частично-поисковый; словесно-логический. 

Этап урока/ учебная ситуация

Оценка

результатов этапа

Цель этапа

Достижение планируемых результатов:

действия педагога

действия обучающихся

Самоопределение деятельности,

орг. момент

Формальная готовность к  уроку. Самоконтроль, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора и нам начинать урок.

Проверим все в порядке: книжки ручки и тетрадки.

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

 

Актуализация знаний, мотивация

Смайлик за самооценку готовности к уроку и оценку своему настроению.

        

ЛУУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 

РУУД:                     Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.                                           ПУУД:                            Строить сообщение в устной форме.                               КУУД:

Контролировать действия партнера.

- Рассмотрите шмуцтитул и скажите,  как  называется раздел, с которым нам предстоит познакомиться?                                

- Давайте вспомним, какие опасности  подстерегали нас при изучении раздела  в прошлом году?  Для этого просмотрим  слайд  №1.

Раздел называется «Наша безопасность»

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

Самостоятельная работа с самопровер-кой в классе.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Самостоятельная работа с самопровер-кой в классе.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Самостоятельная работа с самопровер-кой в классе

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Итог занятий, рефлексия деятельности

Домашнее задание

Оценка деятельности происходит при обмене работами.

Оценка теста происходит при обмене работами.

                            Оценка теста происходит при обмене работами.

                            Оценка теста происходит при обмене работами.

        РУУД

Принимать и сохранять  учебную задачу.                        

       ПУУД

Осуществлять подведение под понятие.

        КУУД

Формулировать  собственное  мнение.          

        П (ЛР)

Вспомнить,  с какими  опасностями знакомились ранее.

Назвать тему ,цель и задачи урока.

ЛУУД:

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.Способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

РУУД:

1.Принимать и сохранять  учебную задачу.

2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД: 

1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков их синтеза.

4.Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

1.Формулировать  собственное  мнение  и позиции.

2.Допускать возможность существования различных точек зрения.  

3.Задавать вопросы.

4.Контролировать действия партнера.

П (ЛР):     

     

 1. Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся  к совместной учебной деятельности по определению понятия огонь.                                        

2.Познакомить детей с опасностями, которые их окружают, и выяснить, почему они возникают.  

3. Отработать последовательность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения. 

По алгоритму

работают все группы, вывод зачитывает группа 1, остальные группы корректируют по необходимости.

ЛУУД:

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.Способность к оценке своей учебной деятельности.         

        РУУД:

1.Принимать и сохранять  учебную задачу.

2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД:

1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков их синтеза.

4.Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

1.Формулировать  собственное  мнение.

2.Допускать возможность существования различных точек зрения.  

3.Задавать вопросы.

4.Контролировать действия партнера.

П (ЛР):     

1.Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся  к совместной учебной деятельности по определению понятия виды  газа

2.Познакомить детей с опас-ностями, которые возникают при неправильном обращении с газом.

3.Отработать  последователь-ность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения.

ЛУУД:

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.Способность к оценке своей учебной деятельности.

РУУД:

1.Принимать и сохранять  учебную задачу.

2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД:

 

1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков их синтеза.

4.Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

1.Формулировать  собственное  мнение  и позиции.

2.Допускать возможность существования различных точек зрения.  

3.Задавать вопросы.

4.Контролировать действия партнера.

П (ЛР):     

1.Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся  к совместной учебной деятельности к знанию, для чего нужна вода, состояния воды.

2.Познакомить детей с опасностями, которые их окружают, и выяснить, почему они возникают.  3.Отработать последовательность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения.

Чтобы уточнить тему сегодняшнего урока, необходимо

собрать перепутанные буквы.

                                 (Слайд № 2)

 Определите цель и нашего урока.

Что такое огонь, для чего  он   нам необходим, расскажет группа № 1.

Слово ОГОНЬ в литературе и искусстве, языке.                  

                                (Слайд 3-4)

Неотъемлемой частью близости огня к человеку является опасность пожаров. Они всегда вспыхивали неожиданно и несли большие разрушения, что и нашло отражение  в загадках, пословицах и фразеологизмах.

                                   ( Слайд № 5)

Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам.            

 В.В. Маяковский.( Слайд № 6)

- Сейчас просмотрим слайд № 7, группы 1  с помощью увиденного слайда  и алгоритма, выявим причины пожара.            

          Алгоритм.

- Может ли неисправность электрических приборов являться источником пожара                                    

                                                                    - Может ли забывчивость людей  являться источником пожара?

                                                              - Может ли искра  являться источником пожара?

                                                                      - Может ли  перегрузка электросети являться источником пожара?                      

                                                                - Могут ли  игры со спичками являться источником пожара

                                                                                              - Может ли  керосин, бензин, газ, являться источником пожара?

Рассмотрим слайды (8-10), задание 1 на стр.4-5, выполним тест №1, отметим верные ответы.

        

Тест № 1.Наши действия во время пожара в задымленном месте.

а)  в задымленном месте  продви-гаться на четвереньках или ползком;

б)  закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в)  не обращать внимания на дым;

г)   уходить из квартиры, зная, что там никого не осталось;

д)   спрятаться под кровать;

е) вызвать пожарных по телефону 01.

ж) нужно назвать: адрес, где и что горит, свою фамилию и номер телефона.

Какой бывает  газ, для чего  он   нам необходим, расскажет группа 2.

        

                                                              Рассмотрим слайды №11, задание 3  на стр.6-7, выполним тест №2, отметим верные ответы.

Тест №2  Наши действия, если ты почувствовал запах газа?

а)  открыть окно;

б)  при запахе газа включать свет и электрические приборы;

в) сразу позвонить в газовую службу по телефону 04 от соседей;

г)  зажечь спичку;

д) закрыть кран газа.

е)пользоваться домашним телефоном 

Вода-источник жизни на Земле.

Слово  ВОДА  в литературе, искусстве и языке.                  

                                (Слайд 3-4)

 Вода является, как источником жизни и  самым простым средством тушения пожара, так же может стать источником опасности, при  аварии водопровода, ваши  действия.

Рассмотрим слайды  № 14-16, задание 2  на стр. 5-6, выполним тест №3, отметим верные ответы.

 Тест № 3

а)  оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б)  завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду;

в) позвонить родителям или диспетчеру;

г)  выйти из квартиры.             

Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему и  вспомним задачи,  которые перед нами стояли:

        

   - Вспомните и назовите  фразеологизмы, пословицы,  работы авторов и художников.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ  СОЕДИНИ СТРЕЛОЧКАМИ НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ И НАЗВАНИЯ СРОЧНЫХ СЛУЖБ:

   01            пожарная охрана

   02            полиция

   03            скорая помощь

   04            газовая служба

                      

Работа по учебнику  стр. 6 вопросы  «Проверь себя».

       СПАСИБО ЗА УРОК !

Познакомиться с темой «Огонь, газ и вода»

Задачи:

1.Определить, чем  могут быть полезны нам огонь, газ и вода, в чем заключается опасность.

2.Работать в группах.

Огонь -  в словаре Ожегова.

1.

1.Раскаленные светящиеся газы, 

которые  при   горении;    пламя.                    

2.Свет от осветительных приборов или от чего-либо горящего.

Пер.:     заглянуть на огонек,  

              боевая стрельба и др.

Различные способы  добывания                                         огня  изобрели ещё первобытные  люди,  для   разжигания  огня                                                                                                                                          стали использовать кремни,              которые при ударе друг об друга высекали искру, затем появилось огниво. В дальнейшем появились, спички, зажигалки,  бензиновые,   а позже -газовые. Славянским богом огня считается- Сварог.

                    2.

- Огонь используется  в быту – для приготовления пищи, для обогрева помещений, в  керамике  - для обжига глины,  кузнецы-  для ковки металлических изделий , металлургами-  для плавления металлов, так же  существует :

   - Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо.

-Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.                                        

                   3.

                                                                                       С.Маршак « Кошкин дом»

                   « Пожар»

К.Паустовский « Заячьи лапы»

В. Маяковский «Конь-огонь»

Михаил Пегов «Огнеборцы-укротители пожаров».

А. Саврасов  «Пожар в лесу»

Уильям Тернер «Огонь на море»

Карл Брюллов  «Последний день   Помпеи»                                                  Сальвадор Дали «Жираф в огне» 

                          4.

Пословицы:                                       - Спички не игрушка, огонь не забава.                                                     - В огне и железо плавко.             - Огонь – хороший друг, но плохой хозяин.                                     - Огонь – друг и враг человека.

               

Фразеологизмы:                             Игра с огнем - о неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями.                            - Между двух огней – о  безвы- ходном, опасном положении, когда опасности, неприятности грозят с двух сторон.

            

Вывод по алгоритму:

Неисправность электрических приборов может являться источником пожара.

Забывчивость людей (забыл выключить) может являться источником пожара.

Искра (печь, камин, бенгальские огни) может являться источником пожара.

Перегрузка электросети  может являться источником пожара.

Игры со спичками  могут  

 являться источником пожара.

Керосин, бензин, газ может являться источником пожара.

По  тесту работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 1, остальные группы корректируют по необходимости.

Верные ответы: а, б, г, е, ж.

  1. Этан, пропан, бутан, изобу-

тан  входят в состав природно-го газа. Пропан-бутан, сжижен-ный нефтяной газ используют в системах отопления домов. Пропан используется в качестве топлива для автомобилей.

Бутан – газ без цвета, но с рез-ким запахом.   

Изобутан бесцветный газ без запаха, применяется в качестве наполнителя в баллончиках с  аэрозолем, в газовых зажигал-ках и баллонах заправки к ним.

2.   Природный газ, самое популярное  топливо для электростанций.                                 В группу природных газов входит метан - болотный газ: бесцветный,  не имеющий запаха, так же  рудничный газ, существуют еще газы грязевых вулканов и газы вулканов обыкновенных, выбрасываемые при извержении, и те атмосфер-ные газы, которыми мы дышим, тоже входят в группу природных газов.

По  тесту № 2

работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 2, остальные группы корректируют по необходимости.

Верные ответы: а, в, д.

1.Во всей многовековой истории существования человечества вода является основой жизни на нашей планете.

Вода является единственным веществом, которое способно в природе существовать в трех состояниях: газообразном, твердом и жидком.

2. Из воды состоят все ткани человеческого организма. Богат на содержание воды так же и головной мозг.  Еще наши далекие предки верили в чудодейственную силу воды и применяли ее целебные качества в лечении многих недугов.                        

 Наиболее известными богами воды у древних славян – Переплут и Дана. В русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

                   3.

Андрей Тюняев  «Все о  воде».

Отфрид Пройслер «Маленький Водяной».

Нина Гернет «Хорошая вода».

К.И. Чуковский «Мойдодыр».

Елена Инкона «Сказочка про капельку».

Сказка «Иван-царевич и Серый волк»                                              Б.Б. Вагнер  «Семь рек России».

И.И. Левитан «Туман над водой»

Айвазовский « Девятый вал»                                           И.И. Левитан «Большая вода».

Морк  Монстед «Поток воды»

Судковский « Прозрачная вода»

                       4.

            Пословицы

- Большая вода — большая беда.

- Крепкую дружбу и водой не разольешь.                                        

- Не зная броду, не лезь в воду.            - От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.                         - Не шути водой, придется черпать. 

          Фразеологизмы:                             

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.

Водой не разольёшь-  о крепкой дружбе.

                       

По  тесту № 3

работают все группы.                            Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 3, остальные группы корректируют по необходимости.

Верные ответы: б, в, г.

1.Определить, чем  могут быть полезны нам огонь, газ и вода, в чем заключается опасность.

2.Работа в группах:

использование слов огонь, вода в литературе, искусстве, языке.                  

Оценки за урок,  пользуясь листом контроля.

Приложение: лист оценки деятельности.

Этап урока/ учебная ситуация

 Цель этапа

Оценка  результатов этапа

 

Самоопределение деятельности,

орг. момент

Готовности к уроку и оценку своему настроению.

Смайлик за самооценку готовности к уроку и оценку своему настроению.

Актуализация знаний, мотивация

     

Научиться  находить лишние слова и объяснять свое мнение.

Смайлик за самооценку готовности к уроку и оценку своему настроению.

Решение учебной задачи

   

Группы меняются своими работами (на листках указаны № групп, проставляют оценки)

            1     2     3     4     5

Зачитывает задание одна из групп, другие группы корректируют деятельность по необходимости.

         

    № п\п

 Параметры

   

  Умение

подбирать

информацию

             

Практическая      

    ценность информации            

  Умение работать  

      в группе

  Итог

балл

  1-5

1.

Оценка

первой  группы

22.

Оценка

второй  групп

Способность к оценке своей деятельности

Первичное закрепление.

Применение алгоритма на практике.

По алгоритму  работают все группы, вывод зачитывает группа 1, остальные группы корректируют по необходимости.

- Может ли неисправность электрических приборов являться источником пожара?                                  

 - Может ли забывчивость людей  являться источником пожара?

- Может ли искра  являться источником пожара?

- Может ли  перегрузка электросети являться источником пожара?                      

- Могут ли  игры со спичками являться источником пожара

- Может ли  керосин, бензин, газ, являться источником пожара?

Оценки:         1     2     3     4     5

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тест № 1.

По  тесту работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 1, остальные группы корректируют по необходимости. 

Оценки:         1     2     3     4     5

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Тест № 2.

        

По  тесту работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 2, остальные группы корректируют по необходимости. 

Оценки:         1     2     3     4     5

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

  Тест № 3.

По  тесту работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод  зачитывает или называет группа 3, остальные группы корректируют по необходимости. 

Оценки:         1     2     3     4     5

Общая оценка с комментариями координаторами групп.

                 

                  1     2     3     4     5

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...

Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мы – зрители и пассажиры».УМК "Школа России".

Тема: «Мы – зрители и пассажиры».Цели деятельности учителя: формировать правила поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые результатыПредм...

Тест по окружающему миру. Тема "Город и село". 2класс УМК Школа России

Тест  «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся  соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и  его охрана»Цели деятельности учителя:  знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о весенних приметах в неживой и живой природе; обучение определять по внешним признакам период наступления весны.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природа и рукотворный мир" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.Планируемые результаты:Предметные: - уметь оценивать собственное отношение к ...