Урок по окружающему миру "Лес и человек" 4 класс по программе Плешакова.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема "Лес" изучается по всем программам. В этом уроке методы работы (проблемно-поисковые - обозначена проблема, ставится вопрос «Почему?», который развивает мышление). Проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы. Это дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умение учащихся формулировать вопросы и ответы, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению. В диалоге «учитель – ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка.
Решение задач урока (был обеспечен комплекс и взаимосвязь поставленных дидактических, развивающих и воспитательных задач). Акцентировалось внимание на огромной роли леса в жизни человека, необходимости его охраны и бережного отношения к нему. Комплексность поставленных задач обеспечивалась моделированием. Этот метод исследования дает возможность изучать процесс до его осуществления, позволяет целостно изучить процесс, так как возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними, рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Овладев теоретическими знаниями ученики применили их на практике, проектируя знаки правильного поведения в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku.doc | 31 КБ |
test.doc | 24 КБ |
urok.doc | 381 КБ |
uchet_znaniy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЗ № 1: Исследовать, что дает лес природе и человеку?
№ п/п | Почему |
1. «Легкие планеты» | |
2. Лес очищает от пыли | |
3. Фитонциды | |
4. Защитник водоемов | |
5. Защита почв |
ПЗ № 3: Правила поведения в лесу
- НЕ ломай ветки деревьев и кустарников
- НЕ повреждай кору деревьев
- НЕ собирай березовый сок
- НЕ рви в лесу цветов
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы НЕ повреждать веточек.
- НЕ сбивай грибы, даже несъедобные.
- НЕ лови бабочек, шмелей
- НЕ разоряй муравейник
- НЕ подходи близко к гнездам птиц
- НЕ трогай птичьи гнезда
- НЕ шуми в лесу и парке
- НЕ оставляй в лесу мусор
- НЕ разводи в лесу костер
- Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду
- Подкармливай зверей и птиц зимой
- Находясь на природе, учись наблюдать за ней и слушать ее голоса
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «Животные и растения лесной полосы»
- Отметь растения, которые растут в тайге
- ель
- дуб
- ясень
- кедр
- В широколиственных лесах растут:
- клен
- липа
- лиственница
- вяз
- В тайге обитают:
- песец
- летяга
- соболь
- медведь
- Отметь обитателей широколиственных лесов
- куница
- кабан
- кедровка
- лось
Предварительный просмотр:
Предмет – «Окружающий мир». Автор Плешаков А.А. 4 класс.
Тема: «Лес и человек»
Учитель ВКК: Шурова Людмила Симоновна
МБОУ «Гимназия имени И.С.Никитина
Воронеж
Цели:
- Дидактические
- сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
- познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью;
- дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия.
- Развивающие:
- развивать познавательные умения: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать и обобщать;
- создать условия психологической комфортности.
- Воспитательные:
- воспитывать доверительные отношения , чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека 4
- прививать экологическую культуру, нравственные качества человека
Оборудование:
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас». Учебник. 4 кл.
- Рабочие материалы к уроку
- Мультимедийное оформление урока
- Клей, фломастеры, бумага
Ход урока:
- Приветствие, начало урока
Снятие напряжения начала урока (на экране березовая роща, звучат голоса птиц)
Учитель: самое любимое нами дерево – береза. Нигде в мире не растет так привольно белое чудо-дерево. Не случайно зовут ее русской березкой. Сколько ласковых слов придумали дл нее: она и кудрявая, и скромная, и тихая красавица, и нарядная. Она березонька. Ее мы называем символом России.
Ребята, я хочу вас познакомить с отрывком из стихотворения А. Жигулина. Это наш земляк. В сталинские времена он был репрессирован и отправлен на заготовку леса. Рабочие шли в лес, переходили через железнодорожное полотно. Рядом с ним росла старая береза «Тугие ветры декабря могли свалить ее на рельсы». Березу спилили. Она лежала рядом на снегу. Послушайте этот отрывок и подумайте, какие чувства и мысли выразил поэт в этом стихотворении.
И как глухой сибирский лес,
Как дальний окрик паровоза,
Нам стал привычен темный срез -
Большая мертвая береза.
Пришла весна, и после вьюг,
С ремонтом, проходя в апреле,
Мы все остановились вдруг,
Глазам испуганно не веря.
Береза старая жила,
Упрямо почки распускались,
На ветках мертвого ствола
Сережки желтые качались.
Нам кто-то после объяснил,
Что бродит сок в древесной тверди,
Что иногда хватает сил
Ожить цветами после смерти.
Еще синел в низинах лед,
И ныли пальцы от мороза,
А мы смотрели, как цветет
Давно погибшая береза.
Ответы детей на поставленный вопрос.
Учитель: Ребята, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ответы детей.
Учитель: Тема нашего урока «Лес и человек»
- А что вы знаете о лесе? Сейчас мы проверим это с помощью теста. У вас на столе рабочие материалы к уроку. Найдите тест. Работаем 2 минуты. 2 человека у доски. Взаимопроверка. На доске ключ.
1.- а, г.
2. – а, б, г
3. – б, в
4. – а, б, г
Норма оценок
5 – без ошибок
4 – 1 ошибка
3 – 2 ошибки
Поднимите руку у кого 5, 4. Поставьте себе оценку в листок учета знаний.
Вывод: в зоне лесов многообразный животный и растительный мир. Объясните почему.
Ребята, сегодня на уроке перед нами 3 познавательные задачи.
ПЗ № 1. Роль леса в природе и жизни людей.
Мы исследователи и сейчас мы изучаем данный вопрос. В рабочих материалах найдите таблицу. Откройте учебник на странице 106. Работать будем парами. Выберите из текста ответы на вопросы и объясните почему. Какая пора выполнит работу, поднимают 2 руки. Проверка. Выставление оценок. Вывод. Лес приносит большую пользу:
- снабжает кислородом
- очищает воздух от пыли
- убивает микробов
- сохраняет влагу, почву и урожай
- поглощает шум и защищает от радиации
- Физкультминутка для глаз
Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я называю птицу, глаза поднимаем вверх, деревья, кустарники – смотрим по сторонам, если грибы – смотрим под ноги. Я расставила ловушки. Если услышите растение или животное, которое не встречается в лесе – крепко закрывайте глаза. Идет перечисление: кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, белый медведь, сова, ежевика, тушканчик. Молодцы, садитесь.
- ПЗ № 2. Для чего нужно беречь и охранять лес?
Работа по таблице.
Лес хорошее место для отдыха. Он украшает нашу землю. Любоваться лесом можно в любое время года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке, осенью, как пожар горит яркостью желтого, красного, оранжевого и других красок. Это кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу чувствуешь, как здесь легко дышится, тебя окутывает приятная прохлада, а шелест листьев и щебетание птиц успокоит и поднимет настроение. Вы замечали? Это результат общения с природой. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, брусникой, черемухой, смородиной, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней. 40 % всех медицинских препаратов получают из лесных лекарственных растений.
В лесной полосе разводят пчел и получают мед и воск.
Лес – это пушные звери, пушной промысел. Соболь – национальная гордость России. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрится на свету, удивительно красивый и к тому же очень прочный и теплый.
А какое же основное богатство лес?
Заготовка древесины – основное богатство леса. Строевой материал дает сосна. Из нее изготавливают смолу и канифоль. Из кедра – карандашную оправу, красивую мебель. Из хвои делают витаминную муку для добавки в корм животным. Древесина лиственницы используется для изготовления шпал и подводных сооружений. Из коры изготавливают краски. Ель и пихта используются в бумажной промышленности. Делают из них и музыкальные инструменты. Лес – богатство народа. Он приносит огромную пользу.
- Обобщение по таблицам 3, 4
- Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
- Красота родной природы вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов на создание своих произведений. Ребята, знаете ли вы писателей, поэтов, которые писали о природе? (Бианки, Скребитский, Ушинский, Пришвин, Сладков, Жидков, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Бунин, Никитин и др.). Чтение некоторых с доски.
Левитан, Шишкин, Гробарь, Юон, Васнецов воспели природу на своих полотнах (демонстрация некоторых картин). Звуки природы, ее красоту и беззащитность воспели Чайковский, Григ, Штраус, Прокофьев и др. Это талантливые люди. Их талант в том, что они умеют хорошо наблюдать и видеть диковинные вещи и явления, которых другие не замечают. Они щедро делятся с нами своим талантом. Смотрите, как хороша и беззащитна природа! Любите ее! Берегите ее!
- Дерево для русского крестьянина в старину – главный попутчик в жизни. Оно и грело, и обувало, и кормило. На экране старинные вещи из дерева (дома, музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, лапти).
- ПЗ № 3. Я и лес. Правила поведения в лесу
Любовь к природе и Родине нераздельны для русского человека. Природа нашей страны прекрасна и богата, но богатства ее не бесконечны, их надо использовать экономно. В нашей стране существует закон об охране природы. Статья № 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять и окружающую среду, бережно относиться к ее природным богатствам».
Писатель М. Пришвин сказал: «Моя Родина – кладовая солнца». Так он образно соединил главное в жизни человека: Родину и природу.
Государство строго контролирует вырубку леса.
Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются заповедники, где не разрешают рубить деревья и охотиться на животных. За соблюдением закона и здоровьем леса следят лесничие.
Многие растения и животные охраняются особо. Их на земле осталось очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет – цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.
Дети также могут внести посильный вклад в дело сохранения леса, собирая макулатуру. (60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево).
Но только когда каждый человек будет понимать значение природы в его жизни и выполнять правила поведения на природе ее можно будет сохранить.
Дети вспоминают правила поведения в лесу. Работая в группах они должны создать знаки, напоминающие людям, как нужно вести себя в лесу. Пока таких знаков нет, но возможно они будут. Каждая группа придумывает знак и создает его либо рисуя, либо используя картинки. Знак нужно защитить по плану:
назвать правило
почему это правило возникло
что изображено на знаке
как его нужно понимать.
- Защита своих работ. Выставление оценок.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось? У кого из вас были трудности и в чем они заключались?
- Домашнее задание: в дополнительной литературе найти материал о заповедниках лесной зоны
Я благодарю всех за прекрасную работу.
Предварительный просмотр:
Лист учета знаний
№ п/п | Содержание задания | Оценка |
1. 2. 3. | Проверка домашнего задания (тест) ПЗ № 1 Исследование Работа в группе (творчество) | |
Итого: | ||
4. | Количество жетонов |
Лист учета знаний
№ п/п | Содержание задания | Оценка |
1. 2. 3. | Проверка домашнего задания (тест) ПЗ № 1 Исследование Работа в группе (творчество) | |
Итого: | ||
4. | Количество жетонов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Окружающего мира во 2 классе по Программе Плешакова А.А.по теме "Посмотри вокруг"
В презентации помещены рисунки по теме "Посмотри вокруг".Земля - наш общий дом, представления древних о Земле, горизонт, путешествие Магеллана, стороны горизонта....
Урок по окружающему миру во 2 классе по программе 21 век Царсство природы
Урок по окружающему миру во втором классе по программе 21 век Царство природы...
Урок по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа 2100»
Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Путешествие тучки по Европе....
Урок по окружающему миру в 4 классе по программе « Школа России» Тема : « Патриоты России».
Это урок обобщения и систематизации. Урок решения практических ,проектных задач.Урок поможет: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представленияоб основополагающих по...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»
На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».
Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные» Учебные пособия:Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011Цель урока:...
Урок по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А ."Опасные незнакомцы"
Обучающиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами ,научатся предвидеть опасность,пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми....