Уклад жизни на Руси
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Задачи урока:
- закрепить введенные ранее (2-й класс) понятия: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной язык, родной край, Родина;
- сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью;
- познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий; сравнить современные жилища со старинными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uklad_zhizni_na_rusi.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уклад жизни на Руси
Цели урока:
- приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
- воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.
Задачи урока:
- закрепить введенные ранее (2-й класс) понятия: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной язык, родной край, Родина;
- сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью;
- познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий; сравнить современные жилища со старинными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление пройденного материала.
1. Вступительное слово учителя.
- В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас.
- Мы, живущие сегодня, и те, кто жил за долго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас – все мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
2. Актуализация знаний. (Слайд 1)
- Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)
- Что изучает наука история? (жизнь наших предков)
- Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных)
- Кто и где находит и изучает старинные предметы?
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская
- Какой край и какой язык называют родным? (Слайд 3)
- Что означает слово Родина?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Какие народы живут в России?
- Наша страна называлась так всегда?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, тонкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.
- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. (Слайд 4)
- Как вы понимаете слова уклад жизни? (как жили, чем занимались, какие были порядки, жилища…)
2. Работа с текстом.
- Я познакомлю вас с письменным историческим источником. Это библейская легенда о расселении людей на земле из летописи Нестора (Приложение, текст №1)
- Что такое Дунай, Днепр, Припять?
- Какой вывод можно сделать о местах расселения наших предков, читая летопись Нестора?
- Давайте обратимся к карте и найдем места, где селились славяне. (Слайд 5)
- Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи у Нестора. (поляне, дреговичи, славяне)
- Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, северяне, кривичи и др.)
- Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:
поляне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото
- Значит, они жили у … (болот)
3. Объяснение нового материала.
1) Кто такие славяне?
- Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”.
- Я не однажды произнесла слово “племя”, которое встретилось вам и в летописи
Нестора.
- Давайте выясним, что оно означает? Как вы думаете? (варианты ответов детей)
- Обратимся к тексту №2. (Приложение) Выясним, что означает слово “род”. Прочитайте первый абзац.
- Как вы считаете племя больше или меньше рода? (больше) (Слайд 6)
- Давайте запомним: племя – это союз родов, живущих на одной земле. Возглавлял род старейшина – родоначальник. (Слайд 7)
- Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи и роды объединялись в общины. (Слайд 8)
- Несколько общин, говорящих на одном языке, составляли племя. (Слайд 9)
- Тысячи лет назад наши предки жили родами, все кровные родственники вместе. У них были общие земли, жилища, скот, урожай и добыча. (Слайд 10)
- Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.
- Управляло жизнью племени вече – совет старейшин. Все важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. (Слайд 11)
- Позже во главе племен становились князья, а земли стали называться княжествами. Народное собрание выбирало князя – военачальника. Князь собирал дружину из храбрых, умных воинов. (Слайд 12)
а) Работа в тетрадях. Стр. 41 №11, 12.
б) Проверка задания. (Слайды 13-21)
IV. Физминутка.
2) Жилища славян.
- А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки.
- Разными были жилища наших предков, потому что жили они в разных природных условиях. Строили землянки, мазанки, чумы, юрты. (Слайд 22)
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, все ли жилища относятся к жилищам наших предков? Все ли жилища относятся к российским жилищам?
- Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. (Слайд 23)
- “Каждая семья выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу…” – так описывали землянку славян в давние времена. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. (Слайд 24)
- В центре землянки, чума или юрты складывали очаг, дым от которого всегда “ел” глаза. Потолок в таких жилищах был чёрен. (Слайд 25)
- С появлением железных топоров стали рубить из брёвен избы. Без единого гвоздя складывали стены избы – сруб. Щели между брёвнами забивали сухим мхом. Крышу покрывали соломой или досками. К избе пристраивали крытый двор для домашних животных. (Слайд 26)
- Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками)
и низенькую дверь. (Слайд 27)
в) Разгадывание кроссворда. Работа в тетради. Стр. 41 № 13.
г) Проверка задания. (Слайды 28-33)
- Посудой служили глиняные горшки да сковороды. (Слайд 34)
- Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). (Слайд 35)
- Подробнее о посуде и одежде славян вы узнаете на следующих уроках.
- Прочитайте третий абзац текста №2. (Приложение)
- Какие были славяне?
4. Закрепление изученного материала.
- Наш урок подходит к концу. Сейчас мы посмотрим, как вы были внимательны на уроке.
- Что означает слово “славяне”?
- Назовите племена древних славян.
- Что такое племя?
- Какими были наши предки?
- Чем занимались славяне?
- Во что верили?
- Чему поклонялись?
V. Итог урока. (Слайд 36)
- Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
VI. Домашнее задание:
1) Стр. 115-118 читать;
2) Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь. (Слайд 37)
Приложение
Текст №1
А вот как о расселении племён на земле рассказано в летописи Нестора.
...После потопа три сына Ноевы: Сим, Хам и Афет разделили землю: восток достался Симу, южная страна - Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами: они построили себе город и назвали его Новгородом.
Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями.
Текст №2
Древние славяне – наши предки
(Пересказ древней летописи)
...Славяне жили каждый своим родом. Род состоял из всех людей, бывших в родстве между собою; начальник целого рода назывался князем; он был старший по рождению или выбирался родичами. Ему оказывали все большой почёт; он творил суд...
Роды жили особо, один от другого широко; каждый род сообща владел всей землёю, на которой сидел. Если встречалось дело, которое касалось нескольких родов, то решали его... вечем, то есть миром; на вече сходились все родоначальники. Вече вершило всякие дела в один голос, то есть так, чтобы все постановили один и тот же приговор. А когда до этого дойти было мудрено, то зачастую вече кончалось дракой; которая сторона перемогла, та на своём и ставила.
Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дома,.. не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдёт странник... С пленными славяне обходились кротко и через несколько лет отпускали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"
Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...
статья "Влияние уклада школьной жизни на личность младшего школьника"
Уклад школьной жизни...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Уклад жизни на Руси"
Конспект урока по окружающему миру. Автор учебника Поглазова О.Т. Основными задачами урока являются закрепление основных понятий: семья, поколение , предки, язык, Родной край; сформировать представлен...
Время: Уклад жизни на Руси, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Уклад жизни на Руси"....
выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"
выступление содержит информацию о типах школьного уклада...
«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»
В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь...
Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...