"Как мы воспринимаем окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Слющенкова Ольга Юрьевна

Урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_organy_chuvstv.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза М.Г. Сыртлановой

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

 Республики Башкортостан  

Урок окружающего мира

на тему:

«Как мы воспринимаем

окружающий мир»

учитель начальных классов

Слющенкова О.Ю.

Белебей, 2009

Дата: 10.02.09.

Класс:  3 б

Место проведения:  МБОУ СОШ № 17 г. Белебея

Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир

Цели: расширить представления детей об органах чувств как необходимыми звеньями связи организма с внешней средой, познакомить с правилами их гигиены; развивать наблюдательность и самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

- таблицы;

- картинки;

- опорные слова;

- карточки самооценивания;

- индивидуальные карточки;

- материал для исследования;

- освежитель воздуха;

- мандарины;

- магнитофон, аудиозаписи;

- мультимедиа проектор.

Литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. ч.1. М.: Просвещение, 2001г.
  2. Колесов Д.В. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2002 г.
  3. Все обо всем. Организм человека. М.: Астрель, 2001г.
  4. Я познаю мир. Тайны человека. М.: Астрель, 2000 г.
  5. Народный календарь. М.,2000 г.
  6. Фразеологический словарь русского языка для школьника. М.:2008 г.
  7. Все обо всех. Том 1, том 5. М.: Слово, 1997 г.

Ход урока:

I.Организационный момент

- Добрый день! Я рада вас всех видеть на уроке окружающего мира. Пусть 45 минут, которые мы проведем вместе, подарят нашему общению легкость, головкам – мудрость, сердечкам – радость.

 II.Пятиминутка

- Человек – часть живой природы. Поэтому наше самочувствие (физическое и психологическое) напрямую зависят от погоды. Давайте посмотрим, какие радостные события приготовила для нас природа.

I уровень:

Сравните два месяца: январь и февраль. Скажите, какие изменения произошли? (работа с 2 рисунками)

1.солнце стало выше подниматься над горизонтом;

2.увеличалась продолжительность дня

II уровень:

Прочитайте и объясните смысл пословиц

1.«Месяц Январь – зимы государь»

(самый холодный месяц года)

2.«Февраль наступает – весну приближает»

(начинает пригревать солнце, зима кончается, т.к. последний месяц зимы)

III уровень:

Прочитайте текст и скажите, в чем заключается целебная силы зимы?

«Велика целебная сила свежего, чистого, морозного воздуха. В нем нет микробов! Мороз бодрит и освежает. Лица людей розовеют. Походка под скрип снега становится более легкой. Настроение улучшается. Не зря говорят: «Лето для души, зима – для здоровья».

III.Актуализация опорных знаний

- Человек, как и все другие живые существа, дышит, питается, растет и развивается. Из чего состоит тело человека? (из органов)

- Что такое система органов? (органы, выполняющие обую работу)

- Зачем человеку нужны знания о строении и работе своего организма? (чтобы укреплять здоровье, чтобы предупреждать болезни)

- Чем раньше мы начнем укреплять здоровье, тем дольше мы его сохраним.

IV.Вход в тему. Постановка проблемы

(звучит колыбельная песня)

- Вспомните время, когда вы были совсем маленькими.

- Кого вы впервые увидели, когда появились на свет? (Маму)

- С помощью чего вы увидели? (с помощью глаз)

- Что помогло вам услышать колыбельную песню, которую пела мама? (уши)

- Как вы определяли, что мама варит вам кашу? (с помощью носа)

- С помощью чего вы определяли, что эта каша вкусная? (с помощью языка)

- Ты плакал, а мама взяла тебя на руки и ты успокоился. Почему? (почувствовали ее прикосновения)

- Все эти органы - глаза, уши, нос, язык, кожа – называются органами чувств.  С какой целью мы изучаем их? (чтобы узнать как мы получаем информацию об окружающем мире)

- Что нам для этого нужно знать? (Строение, работу органов и способы их сохранения).

- А какие науки выполняют эти функции? (анатомия, физиология, гигиена)

- Сегодня эти науки станут нашими помощниками, с которыми мы вместе раскроем новую тему как мы воспринимаем окружающий мир. А главными капитанами, мозгом класса будут _________________________________.

- С помощью этих органов мы познаем мир вокруг нас. Эти органы называются органами чувств. Тема нашего урока: как мы воспринимаем окружающий мир.

(1 слайд)

V.Формирование новых знаний, умений и навыков

ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ

 

- Посмотрите вокруг. Что вы видите? С помощью какого органа вы смогли увидеть эти предметы?

- Глаза – удивительные органы. Их часто сравнивают с драгоценностями: с бриллиантами, алмазами. А все потому, что они представляют большую ценность. Благодаря им мы видим окружающий мир во всей его красоте.

(2 слайд)

- Давайте рассмотрим внешнее строение глаза. Что находится вокруг глаз? (веки, ресницы, брови)

- Для чего они нужны? (чтобы защитить от пыли и пота)

- Почему мы вынуждены моргать? (по двум причинам: 1-увлажнять глаза, 2-для снятия напряжения)

- Давайте теперь рассмотрим внутреннее строение. Свет, проходя через зрачок и несколько оболочек глаза, попадает на его внутреннюю стенку. Там изображение преобразуется в нервные импульсы, которые по зрительным нервам идут в головной мозг.

I уровень:

Прочитайте первый абзац (стр. 132) и ответьте на вопросы.

  1. С помощью чего человек получает больше всего сведений? (зрение)
  2. Какие способности имеет зрение? (различать цвета, форму, размер, отдаленность, движение)
  3. Какими видами работ может заниматься человек с помощью зрения?

(читать, смотреть, любоваться)

II уровень:

Прочитайте второй абзац (стр. 132) и сформулируйте утверждения, которые полезно для глаз, и которые вредны.

ПОЛЕЗНО:                         ВРЕДНО:

1.Хорошее освещение                                     1.Прямой свет в глаза;

2.Рассояние 30-35 см;                       2.Читать лежа

3.Свет должен падать слева                               3.Читать в транспорте

4.Отдых через 20 мин                                         4.Долгая зрительная работа

5.Просмотр передач – 1-1,5 ч;                    5.Просмотр передач - > 1,5 ч.

   работа за компьютером – 1 ч                     Работа за компьютером - > 1 ч.      

6.Использование чистого носового          6.Очищение глаз руками

    платка

III уровень

Прочитайте копилку интересных фактов (стр. 133) и вычислите математическим путем

1.Общее количество ресниц на обоих глазах (на одном глазу 80 шт., а на двух – 160 шт.)

2.Продолжительность реснички в месяцах (100 дней ~ 3 месяца)

3.Время моргания человека в день (11 500 раз – одно моргание – 0,3 - 0,4 с. – 30 минут)

Итог: Что нового открыли? Чему научились? В чем состоит уникальном зрения?

(3 слайд)

Оцените себя на данном этапе. Поставьте себе объективные отметки в шкале самооценивания. Если вы считаете, что поработали на «5» - покажите красное сердечко, на «4» - зеленое, на «3» - синее.

(Физминутка для глаз,

звучит песня «Кабы не было зимы»)

УШИ – ОРГАН СЛУХА

- Сейчас мы с вами выполнили музыкальную физминутку. А знакома ли вам песня, которая только что прозвучала? С помощью чего вы вы это определили?

- Окружающий мир полон разных звуков: шум ветра, шуршание листьев, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это мы слышим ушами. Уши – сверхъестественные органы. Порой они выглядят странно, но знаете ли вы, что внутри они еще более странные.

(4 слайд)

Ушные раковины → ушной проход → барабанная перепонка →  

→ ушная улитка → слуховой нерв → головной мозг.

То, что мы называем ушами – это так называемые ушные раковины. Они ничего не слышат, они улавливают звуки. По середине ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается слуховой проход, ведущий внутрь головы. Он заканчивается пластиночкой, которая называется барабанной перепонкой. Когда в нее ударяет звук, она дрожит. Дрожащая перепонка заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. Колебания, идущие от них собирает ушная улитка, которая по слуховому нерву в виде нервных импульсов передает в головной мозг.

I уровень:

Правильно составить словосочетания органов слуха.

Ушные               проход

Ушной               перепонка

Барабанная        мозг

Ушная                нерв

Слуховой           раковины

Головной           улитка

II уровень:

С помощью данных предметов сформулируйте правила сохранения хорошего слуха.

1. Мыло (мыть уши с мылом)

2. Ватные палочки (чистить уши туго скрученной ваткой)

3. Спички, иголки, булавки (нельзя чистить уши острыми предметами)

4. Наушники (не слушать громкую музыку)

(Физминутка для ушей)

III уровень:

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова

Ушные раковины похожи на спутниковые тарелки. Они улавливают сигналы и направляют их в ушной проход. Он заканчивается барабанной перепонкой, которая немного похожа на настоящий барабан. Когда в нее ударяется звук, она дрожит. Колебания, идущие от этой пластиночки собирает ушная улитка. Она преобразует их в нервные сигналы, которые по слуховому нерву попадают в головной мозг.

Итог. Чему научились? Какие выводы сделали? Оцените себя на данном этапе.

(5 слайд)

НОС + ОРГАН ОБОНЯНИЯ

- Сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу.    Сделайте глубокий вдох (брызгаю освежитель)

- Откройте глаза. Что вы почувствовали?

- При помощи чего вы почувствовали запах?

(6 слайд)

Обоняние – способность человека чувствовать запахи.

- Как мы распознаем запахи?

  Обоняние располагается на 2-х сантиметровом участке в верхней части носовых ходов. На этом участке находятся 5 млн. крошечных выростов – ресничек. Попадание на одну ресничку молекулы пахучего вещества вызывают химическую реакцию, который превращается в сигнал, идущий в мозг.

I  уровень:

 Рассмотрите рисунки и скажите, какие две группы запахов может различать нос? (приятные и неприятные)

- Как вы это определили? (по мимике человека)

- Что относится к первой группе? (запах цветов, запах пищи)

- что относится ко второй группе? (запах газа, запах испорченной пищи)

- Почему этот рисунок вы не отнесли ни к одной из групп? (больной нос ни чует никаких запахов)

(физминутка для носа)

II уровень:

Из перечня профессий выберите те, где главную роль играет орган обоняния.  

  1. портной, парфюмер, парикмахер, повар, официант, посудомойщик, садовник, комбайнер, составитель букетов

III уровень:

Прочитайте (стр.134) и расскажите о правилах гигиены носа

  1. не курить;
  2. закалять организм

Итог: какую роль играет нос в нашей жизни? Оцените себя на данном этапе.

(7 слайд)

ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА

- Давайте немного передохнем и скушаем дольки мандарина.

- Какие они на вкус?

- С помощью какого органа вы это определили?

- Почему человек различает вкус пищи?

(8 слайд)

Все дело в строении языка. На нем расположены особые вкусовые сосочки, которые соединены с мозгом нервами. Пища, попадая на сосочки, вызывает определенный вкус. Разные участки языка различают вкус по-разному. Кончик языка воспринимает сладкое и соленое, область у корня языка – горькое, боковые части языка – кислое.

I уровень:

определите вкус следующих веществ:

  1. сахар – сладкое

  2. перец – горькое

  3. соль – соленое

  4. лимон – кислое

II уровень:

Прочитайте (стр.134) и назовите правила ухода за языком.

  1. чистить специальной щеткой
  2. не есть слишком горячую пищу
  3. делать зарядку для языка (чтобы правильно произносить звуки)

(физминутка для языка)

III уровень:

прочитайте и объясните фразеологизмы

  1. Держать язык за зубами (не говорить ничего лишнего, помалкивать)
  2. Язык до Киева доведет (с помощью языка мы можем получить любую информацию)

Историческая справка: В Древней Руси была достопримечательность Киево-Печерская лавра (мужской монастырь) на которую хотели посмотреть многие, а т.к. дорогу до этого места не знали, то спрашивали у прохожих, где средством общения выступал язык.

- Таким образом, язык может быть нашим другом и нашим врагом.

Итог. Что нового открыли? Чему научились? Какие функции выполняет язык?

(9 слайд)

КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

Игра «Мешочек»

С закрытыми определить предмет находящийся в мешочке.

- С помощью чего вы определили эти предметы? (с помощью кожи) 

Осязание – способность человека чувствовать прикосновение Кожа, оказывается, может тоже рассказать человеку о том, что его окружает.

- Как мы определяем кожные ощущения?

(10 слайд)

Под кожей находятся 5 видов чувствительных рецепторов, которые по чувствительным нервам передают сигналы в головной мозг. Каждый рецептор предназначен для восприятия чего определенного

  1. Положите руки на щеки. Что почувствовали? (тепло)
  2. Положите руки на парту? Что почувствовали? (холод)
  3. Положите руки на плечо соседа? Что почувствовали? (прикосновение)
  4. Пожмите друг другу руки. Что ощутили? (нажатие)
  5. Если нажатие будет с большей силой. Что почувствуем? (боль)

- Что надо делать, чтобы сохранить кожу?

1) беречь от ран

2) не допускать ожогов

3) не допускать обморожения

Итог. Что нового открыли? Чему научились? Для чего служит кожа? Оцените себя на данном этапе.

(11 слайд)

   

 ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ

   Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят:

«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг»

Оказывается человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом.

(12 слайд)

    Он – главный командный пункт нашего организма, что бы вы ни делали – всем управляет он. Без помощи мозга вы не могли бы ни двигаться, ни видеть, ни слышать, ни читать. Вы не могли бы думать, ни могли бы дышать или переваривать пищу.

    В действительности это так, наш мозг класса, который мы выбрали в начале урока, помогал нам получать знания.

Каждый из органов чувств уникален и неповторим. он не может быть полностью заменен другим, но возможна частичная компенсация недостатка одного органа усиленным развитием другого, что помогает человеку по-новому приспособиться к жизни.

- Как вы умаете, за счет какого органа удается компенсировать потерю зрения? (за счет кожи)

Например, болгарская прорицательница Ванга (1911-1996), которая потеряла зрение в 12 лет, когда попала в ураган. Будучи слепой, она продолжала заниматься повседневными делами: шила, вязала, пряла. Кроме того, она обладала сверхъестественными способностями: даром ясновидения и целительством.

- Как вы думаете, за счет какого органа удается компенсировать потерю слуха?

Например, немецкий композитор Ван Людвиг Бетховен (1770-1827), который потерял слух в 32 года из-за тяжелого недуга. До сих пор остается загадкой, каким образом он чувствовал музыку.

Мы теперь знаем, что всеми органами чувств управляет мозг, но кроме голоса разума наши органы подчиняются голосу сердца. Так как все что мы видим, слышим, чувствуем вызывает определенные эмоции и настроение: как положительные, так и отрицательные, но почти никогда не вызывает равнодушия.

Пусть ваш разум и сердце живут в гармонии друг с другом.

(13 слайд)

Итог урока:

- что нового узнали на уроке? (что человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств)

- какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

- под чьим контролем они находятся?

- что помогло нам раскрыть новую тему? (три науки: анатомия, физиология, гигиена и мозг класса)

- а еще вам помогут пополнить знания об органах чувств эти книги.

(выставка книг)

  Рефлексия:

- Кто испытывал трудности в работе?

- А кто с удовольствием продолжил бы урок? Почему?

- Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали на «5» и в вашей школе самооценивания в основном «5», то покажите красное сердечко, на «4» - зеленое, на «3» - синее.

- Оцените работу класса.

Благодарю вас за работу на уроке. Всегда помните органы чувств надо беречь и развивать!

(13 слайд)

 Домашнее задание.    

I уровень:

Нарисовать органы чувств

II уровень:

Подобрать загадки об органах чувств

III уровень:

Найти пословицы и фразеологизмы об органах чувств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Урок окружающего мира по теме: " Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса"

Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа".В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения предста...

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс...

Окружающий мир. 4 класс 1 четверть. Проверочная работа по теме «Как человек воспринимает окружающий мир »

Проверочная работа по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....