Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Разнообразие растений" в 3-м классе по программе А.А. Плешакова.
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Вводный урок.
Цели:
- Сформировать понятия: ботаника, водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; Узнать значение растений в природе и жизни человека;
- Уметь распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
- Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Оборудование: 1) для учителя: Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», гербарий, таблицы.
2) для учеников: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация класса | - Здравствуйте, ребята! - Проверьте свою готовность к уроку. Всё ли у вас лежит на парте? | - Стоят возле своих парт. - Садятся на места. |
II. Систематизация имеющихся знаний | - Обратите внимание на иллюстрации на экране. Назовите, что вы видите (На экране слайд 2). - Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? - А давайте вспомним, как называется наука, которая изучает природу? - От каких слов произошло это название? - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии. - А теперь подумайте: «на сколько групп можно разделить эти растения?». - Поднимите руку, кто разделил растения на две группы? - Расскажите, по какому признаку вы это сделали. - Поднимите руку, кто разделил растения на три группы? - Расскажите, по какому признаку вы это сделали. - Поднимите руку, кто разделил растения на четыре группы? - Расскажите, по какому признаку вы это сделали. - Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений.
- Ребята, а почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? - Ребята, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? | -Учащиеся перечисляют названия растений: : морская капуста, мох сфагнум, папоротник щитовник, сосна, ель, ромашка, малина, береза. - растения - Биология - «Биос» - жизнь, «логос» -наука - Дети поднимают руки. - культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами. - по среде обитания: вода - морская капуста или суша - мох сфагнум, папоротник щитовник, сосна, ель, ромашка, малина, береза. - высота растений или ярусность: Деревья – береза, ель, сосна; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник щитовник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. - по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде. - Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп. - Разнообразие растений (растения). |
III. Формирование новых представлений и понятий | - У нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас. А я хочу предложить вам свою версию (Учитель оформляет пятую схему на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры) - Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась? - Я вам помогу (на экране появляется схема «Органы растений») - Что вы видите на экране (Учитель просит любого ребёнка назвать части растений) - Теперь вы догадались, какой признак я использовала? - Верно! Учёные – ботаники делят все растения на несколько групп. А выяснить, на какие группы делят растения и почему, мы сможем с вами, поработав в группах. - Расскажите о результатах своей работы. Озвучьте опорную карточку. Дополните мою версию, изменив вопросительные знаки на названия групп. - Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос: Почему растения разделяют на пять групп по признаку органы растений? | - Дети молчат - Схему растения - Ребенок называет органы растений - У всех растений есть части, вы разделили растения на группы по их органам. - Группы получают: 1.На экране схема “Органы растений”. 2.Учебник А.А.Плешакова. 3.Таблицу. 4. Схема (она на доске. Зарисовать и заполнить). 10 минут на всё! - Один ребёнок выходит к доске и подписывает группы растений. - Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части. |
VI. Работа с текстами | Все тексты внизу | |
V. Домашнее задание | Написать на доску | |
VI.Подведение итога | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? |
- Цветковые растения
Как вы уже поняли, те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Это самая молодая и в тоже время самая многочисленная группа царства Растения. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Среди цветковых растений есть и деревья, и кустарники, и травы. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Среди них много культурных растений, которыми питается человек. Кормовые растения специально выращивают для сельскохозяйственных животных.
- Хвойные растения
Как мы с вами узнали, хвойные растения имеют только стебель, корень и листья. Это только наземные вечнозелёные, реже листопадные деревья и кустарники. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Как и другие зелёные растения, они образую органические вещества, поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. Из древесины ели изготовляют бумагу.
3.Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Они широко распространены по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
2. МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. А из торфа древесный спирт, смолу и т.д.
- Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет.
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине - зелёные, бурые и красные.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, спирт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
"Разнообразие растений. Группы растений."
Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
"Разнообразие растений на Земле (хвойные и цветковые растения)"
Окружающий мир...
Разнообразие растений. Культурные растения.
Самостоятельная работа по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения" (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...