Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как зимой помочь птицам?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как зимой помочь птицам | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира в 1 «А» классе
по теме «Как зимой помочь птицам?»
(УМК «Школа России»)
Выполнила: учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2 с УИОП»
Приходько Любовь Сергеевна
Тип урока по целеполаганию: урок открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с новой темой урока «Как помочь птицам зимой»; организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимание важности заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные УУД:
- познакомить с понятиями «зимующие» и «перелетные» птицы;
- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- правильно подбирать корм для птиц;
- уметь изготовить простейшую кормушку;
- знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и
новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;
- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Методы обучения: проблемно-диалогическое общение; здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- групповая (работа в «четвёрках»);
- парная (работа с соседом);
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Оборудование:
раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; мультимедийная презентация, тетрадь по Белгородоведению, наборы «Как ухаживать за комнатными растениями», атлас-определитель (автор А.А. Плешаков), иллюстрации с изображением Мудрой Черепахи, Муравья Вопросика, зимующих птиц, карточки слов – названий птиц, зверей (метки по классу), пустые коробки из-под молока, ножницы, нитки, корм для птиц.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Примечания |
1. Организационное начало урока. | Приветствие детей, гостей. - Кто из вас считает, что «Окружающий мир» - важный и необходимый предмет? - Почему? - Кто нам помогает знакомиться с новыми знаниями, даёт мудрые советы? (показывает иллюстрации Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика) - Кого можно назвать мудрым? - Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире. | Приветствуют гостей. Отвечают на вопросы учителя. Предмет нас - знакомит с окружающим нас миром, - учит бережно относиться к природе, - учит заботиться о животных и др. - Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. - умного, обладающего большим опытом | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. | На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя на урок; определяется важность изучения предмета «Окружающий мир». |
2. Актуализация знаний.
| 1.Предлагает ответить на вопросы Муравья Вопросика: - Куда впадают реки? - Чем отличается вода в реке и в море? - Как в наш дом приходит электричество? - Откуда в наш дом поступает вода? - Кто такие насекомые? - Какую форму имеет Земля? - Как называется модель Земли? - Молодцы. Муравьишка доволен ответами. 2. Организует работу двух пар учащихся с наборами «Как ухаживать за комнатными растениями» (проверка ранее изученного материала). | Отвечают на вопросы Муравья Вопросика по ранее изученному материалу: - в большие реки, в озёра, в моря; - в море вода соленая, а в реке – пресная; - от электростанций по проводам; - из реки или из-под земли (подземные воды); - животные, у которых 6 ног; - форму шара; - глобус; В это время 2 пары работают за партами с наборами «Как ухаживать за растениями». Далее они на доске представляют ответы с помощью картинок с магнитной основой по темам: 1 пара - «Правильный уход»; 2 пара - «Что случилось с растением?». | Познавательные УУД: - общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по ранее изученному материалу; логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к изученному учебному материалу. Регулятивные УУД: - давать оценку работы своих товарищей; - осуществлять самооценку своих ответов. | На данном этапе используется игровой момент при фронтальной форме работы с классом по закреплению ранее изученного материала.
|
3. Мотивация учебной деятельности. Подведение к теме урока.
| 1.Организует работу с «метками». Предлагает «развести» слова по группам (по классу развешаны «слова», обозначающие зверей и птиц). Задает дополнительные вопросы: - Кто такие звери?
- Как ещё их можно назвать?
- Кто такие птицы? - Где можно найти научное определение? 2. Предлагает работу с толковым словарём. Создаёт речевую ситуацию: - Какую пользу человеку приносят птицы? | Работают два ученика в свободном передвижении по классу: 1 ученик – звери: волк, кабан, бурундук, бобр, белка, заяц. - животные, тело которых покрыто шерстью; - млекопитающими; 2 ученик – птицы: сова, ласточка, синица, дятел, воробей, поползень. - животные, тело которых покрыто перьями; - в толковом словаре. Один ученик находит определение: «Птица – покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом». - радуют пением, - украшают сады, скверы; - уничтожают вредных насекомых. | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. Познавательные УУД: - закрепление ранее изученных понятий. Коммуникативные УУД: - формирование навыка диалогического общения; - создание речевой ситуации; - активизация и обогащение словарного запаса учащихся. | На данном этапе используется здоровьесберегающая технология (работа с «метками» для зрения; смена поз – свободное передвижение по классу)
|
4. Определение темы урока. Целеполагание. | Предлагает открыть учебник на с. 74-75, рассмотреть материал, иллюстрации. - Подумайте, какая тема нашего урока? - Какую поставим цель? - Какие задачи? - Что узнаем? (выставляет на доску карточку со словом «УЗНАЕМ») - Чему научимся? (выставляет на доску карточку со словами «ЧЕМУ НАУЧИМСЯ») - О чём порассуждаем? (выставляет на доску карточку со словами «О ЧЕМ ПОРАССУЖДАЕМ») | Открывают учебник на с. 74-75, рассматривают их содержание. - «Как помочь птицам зимой»; - научиться заботиться о птицах зимой; - какие птицы зимующие, а какие перелётные; - различать птиц по их внешним признакам; - делать простые кормушки; - отбирать корм для пернатых; - может ли человек прожить без птиц. | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности; Регулятивные УУД: - способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и того, что ещё не известно; - способность определять последовательность выполнения действий; Коммуникативные: - формирование навыка диалогического общения; - создание речевой ситуации. | На данном этапе дети самостоятельно определяют тему урока, осуществляют целеполагание, ставят задачи. |
5. Физкультминутка. | Настрой на физкультминутку: - Какое сейчас время года? - Какие главные признаки зимы? - Ребята, сейчас мы отправимся на виртуальную прогулку и понаблюдаем как, кружась, падают на землю снежинки (учитель включает музыкальную физкультминутку для глаз «Падали снежинки»). | - зима; - мороз сковал землю, кругом лежит снег, деревья трещат от холода. Выполняют движение глазами за падающими снежинками (на экране), наслаждаются приятной мелодией песенки о зиме. | Регулятивные УУД:
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать действия в нужный момент | На данном этапе урока проводится зрительная физкультминутка с музыкальным сопровождением, (по содержанию соответствует теме урока).
|
6. Открытие новых знаний. | 1.Организует диалог: - Как живётся птицам зимой? - Почему некоторые птицы улетают? - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их?
Вводит новые знания: - Раньше всех птиц улетают ласточки и стрижи. Они улетают в Африку. За одну ночь эти птицы могут пролететь 500 км! - А какие птицы вам часто встречаются зимой в нашей местности? - Как этих птиц можно назвать? - Почему?
2. Организует исследовательскую работу в паре: - А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя. - Понаблюдайте и определите характерные внешние признаки зимующих птиц (учебник, с. 74). - Соедините название птицы с её изображением (раб. тетрадь, с.75).
4. Предлагает посмотреть электронное приложение к уроку (объяснение нового материала) 5. Демонстрирует презентацию к уроку, комментирует слайды. 6. Работа по блоку «Белгородоведение». - Откройте тетради, рассмотрите птиц. - Отметьте зелёным цветом зимующих птиц нашего края. |
- птицы голодают, некоторые погибают; - трудно найти корм;
- перелётные; - ласточки, стрижи, журавли, зяблики, грачи, скворцы; - ласточки делают остановки в пути; - три месяца они находятся в дороге; - воробьи, синицы; - зимующими; - они не боятся холода; - могут прокормиться. Дети работают в паре: изучают внешние признаки птиц; соединяют изображение птицы с её названием; сигнализируют учителю о выполнении задания. Дети называют характерные внешние признаки птиц: синица – желтая грудка; снегирь – красная грудка; поползень – ползает по стволу вниз головой; свиристель – хохолок на голове и др.
Смотрят электронное приложение, слушают диктора. Дополняют материал своими рассказами, наблюдениями (о тетереве, о рябчике и др. Самостоятельно отмечают оседлых птиц Белгородской области (закрашивают квадратик). | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; Личностные УУД: - желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков (оказывать помощь птицам зимой); | На этом этапе дети знакомятся с новым материалом (открывают новые знания). Использованы словесные, наглядные методы работы
|
7. Физкультминутка. | Осуществляет проверку работы, сопровождающуюся двигательными упражнениями: - Если птица перелётная – машем «крылышками»; - если оседлая – приседаем. | Проверяют свои ответы и выполняют движения в соответствии с заданием. | Регулятивные УУД: - саморегуляция как способность начинать и заканчивать действия в нужный момент; - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданием. | На данном этапе урока проводится двигательная физкультминутка с одновременной проверкой самостоятельной работы. |
8. Применение новых знаний. | 1. Организует групповую работу (6 групп – «четвёрок»). - Каждая группа будет выполнять проект «Зимующие птицы». - Из предложенных картинок надо отобрать и приклеить в зимнюю рамку только зимующих птиц, а голоса птиц помогут вам в этом (звучат голоса зимующих птиц). 2. Осуществляет проверку совместной работы (демонстрация проектов). | Дети-организаторы получают у учителя материалы для совместной работы. Дети-консультанты осуществляют контроль за правильностью выполнения задания. Дети-контролёры следят за соблюдением правил работы группы. Дети-лидеры представляют работу классу, обосновывают выбор. | Личностные УУД: - - знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, ответственность); Регулятивные УУД: - определять последовательность выполнения действий; Коммуникативные УУД: - распределение ролей при групповой работе; - умение выражать свои мысли; - умение брать ответственность на себя. | Проводится групповая работа с последующей проверкой (представление проектов). |
9. Практическая работа. | 1. Создаёт проблемную ситуацию: - Как мы можем помочь птицам зимой? - Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из–под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать? Например, воробьи (показ иллюстрации) стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев. Cинички и поползни (показ иллюстрации) почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и крошками белого хлеба. - А сейчас давайте подумаем, чем же можно кормить птиц? Презентация на тему «Чем можно подкармливать птиц»? Показывает и комментирует слайды. - Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед? - Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм? - Сегодня мы научимся делать птичьи столовые. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока или молока, ножницы, шпагат. Посмотрите на выставку кормушек разных видов (учеб. с.74) Для изготовления сложных кормушек необходима помощь взрослых. А мы научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца). - Рассмотрите образец кормушки. - Из каких частей состоит кормушка. - Из каких материалов сделана кормушка. (изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради). - Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет. | -построить кормушки - слушают рассказ учителя, вносят дополнения Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос, чем подкормить птиц. | Познавательные УУД: - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке; Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения. Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. | Выполняется практическая работа по изготовлению птичьих кормушек из бросового материала.
Презентация знакомит учащихся с особенностями выбора корма для птиц.
|
10. Итог урока. | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Чему научились? - Вместе со взрослыми после уроков развесьте кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно. | - отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его. | Поставленные задачи в течении урока были реализованы. Материал урока способствовал воспитанию гуманного отношения к природе. |
11. Рефлексия. | - Вот и подошёл к концу наш урок. Оцените свою работу: - если было всё понятно и всё получилось - приклейте на «Ёлочку достижений» зелёный шарик; - если испытывали небольшие затруднения – жёлтый шарик; - если на уроке было неинтересно – красный шарик. | - оценивают свою работу | Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. |
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность и эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"
Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...