Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Приходько Любовь Сергеевна

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как зимой помочь птицам?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как зимой помочь птицам38.1 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

урока окружающего мира в 1 «А» классе

по теме «Как зимой помочь птицам?»

(УМК «Школа России»)

                                           

   

                                                           Выполнила: учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

 Приходько Любовь Сергеевна

Тип урока по целеполаганию: урок открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с новой темой урока «Как помочь птицам зимой»; организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимание важности заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные УУД:

- познакомить с понятиями «зимующие» и «перелетные» птицы;

- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

- правильно подбирать корм для птиц;
- уметь изготовить простейшую кормушку;
- знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и

  новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

 - проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Методы обучения: проблемно-диалогическое общение; здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая (работа в «четвёрках»);

- парная (работа с соседом);

- индивидуальная;

- самостоятельная.

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; мультимедийная презентация, тетрадь по Белгородоведению, наборы «Как ухаживать за комнатными растениями», атлас-определитель (автор А.А. Плешаков), иллюстрации с изображением Мудрой Черепахи, Муравья Вопросика, зимующих птиц, карточки слов – названий птиц, зверей (метки по классу), пустые коробки из-под молока, ножницы, нитки, корм для птиц.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Примечания

1. Организационное начало урока.

Приветствие детей, гостей.  

- Кто из вас считает, что «Окружающий мир» - важный и необходимый предмет?  

- Почему?

- Кто нам помогает знакомиться с новыми знаниями, даёт мудрые советы?  

(показывает иллюстрации Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика)

- Кого можно назвать мудрым?  

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире.

Приветствуют гостей.

Отвечают на вопросы учителя.

Предмет нас

- знакомит с окружающим нас миром,

- учит бережно относиться к природе,

- учит заботиться о животных и др.

- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

- умного, обладающего большим опытом

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя на урок;

определяется важность изучения предмета «Окружающий мир».

2. Актуализация знаний.  

 

1.Предлагает ответить на вопросы Муравья Вопросика:

- Куда впадают реки?

- Чем отличается вода в реке и в море?

- Как в наш дом приходит электричество?

- Откуда в наш дом поступает вода?

- Кто такие насекомые?

- Какую форму имеет Земля?

- Как называется модель Земли?

- Молодцы. Муравьишка доволен ответами.

2. Организует работу двух пар учащихся с наборами «Как ухаживать за комнатными растениями» (проверка ранее изученного материала).    

Отвечают на вопросы Муравья Вопросика по ранее изученному материалу:

- в большие реки, в озёра, в моря;

- в море вода соленая, а в реке – пресная;

- от электростанций по проводам;

- из реки или из-под земли (подземные воды);

- животные, у которых 6 ног;

- форму шара;

- глобус;

В это время 2 пары работают за партами с наборами «Как ухаживать за растениями». Далее

они на доске представляют ответы с помощью картинок с магнитной основой по темам:

1 пара - «Правильный уход»; 2 пара - «Что случилось с растением?».

Познавательные УУД: 

- общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по ранее изученному материалу;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к изученному учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- давать оценку работы своих товарищей;

- осуществлять самооценку своих ответов.

На данном этапе используется игровой момент при фронтальной форме работы с классом по закреплению ранее изученного материала.

 

3. Мотивация учебной деятельности.

Подведение к теме урока.

 

1.Организует работу с «метками». Предлагает «развести» слова по группам (по классу развешаны «слова», обозначающие зверей и птиц).  

Задает дополнительные вопросы:

- Кто такие звери?

 

- Как ещё их можно назвать?  

 

- Кто такие птицы?  

- Где можно найти научное определение?

2. Предлагает работу с толковым словарём.

Создаёт речевую ситуацию:

- Какую пользу человеку приносят птицы?  

Работают два ученика в свободном передвижении по классу:

1 ученик – звери:

волк, кабан, бурундук, бобр, белка, заяц.

- животные, тело которых покрыто шерстью;

- млекопитающими;

2 ученик – птицы:

сова, ласточка, синица, дятел, воробей, поползень.

- животные, тело которых покрыто перьями;

- в толковом словаре.

Один ученик находит определение:

«Птица – покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом».

- радуют пением,

- украшают сады, скверы;

- уничтожают вредных насекомых.

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Познавательные УУД: 

- закрепление ранее изученных понятий.

Коммуникативные УУД:

- формирование навыка диалогического общения;

- создание речевой ситуации;

- активизация и обогащение  словарного запаса учащихся.

На данном этапе используется здоровьесберегающая технология (работа с «метками» для зрения; смена поз – свободное передвижение по классу)

 

4. Определение темы урока. Целеполагание.

Предлагает открыть учебник на с. 74-75, рассмотреть материал, иллюстрации.

- Подумайте, какая тема нашего урока?

- Какую поставим цель?

- Какие задачи?

- Что узнаем? (выставляет на доску карточку со словом «УЗНАЕМ»)

- Чему научимся?

(выставляет на доску карточку со словами «ЧЕМУ НАУЧИМСЯ»)

- О чём порассуждаем?

(выставляет на доску карточку со словами «О ЧЕМ ПОРАССУЖДАЕМ»)

Открывают учебник на с. 74-75, рассматривают их содержание.

- «Как помочь птицам зимой»;

- научиться заботиться о птицах зимой;

- какие птицы зимующие, а какие перелётные;

- различать птиц по их внешним признакам;

- делать простые кормушки;

- отбирать корм для пернатых;

- может ли человек прожить без птиц.

Личностные УУД: 

- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и того, что ещё не известно;

- способность  определять последовательность выполнения действий;

Коммуникативные:

- формирование навыка диалогического общения;

- создание речевой ситуации.

На данном этапе дети самостоятельно определяют тему урока, осуществляют целеполагание, ставят задачи.

5.

Физкультминутка.

Настрой на физкультминутку:

- Какое сейчас время года?

- Какие главные признаки зимы?

- Ребята, сейчас мы отправимся на виртуальную прогулку и понаблюдаем как, кружась, падают на землю снежинки

(учитель включает музыкальную физкультминутку для глаз «Падали снежинки»).

- зима;

- мороз сковал землю, кругом лежит снег, деревья трещат от холода.

Выполняют движение глазами за падающими снежинками (на экране), наслаждаются приятной мелодией песенки о зиме.

Регулятивные УУД:

 

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать действия в нужный момент

На данном этапе урока проводится зрительная физкультминутка с музыкальным сопровождением, (по содержанию соответствует теме урока).

 

 6. Открытие новых знаний.

1.Организует диалог:

 - Как живётся птицам зимой?

- Почему некоторые птицы улетают?

- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?

 

Вводит новые знания:

- Раньше всех птиц улетают ласточки и стрижи. Они улетают в Африку. За одну ночь эти птицы могут пролететь 500 км!

- А какие птицы вам часто встречаются зимой в нашей местности?

- Как этих птиц можно назвать?

- Почему?

   

2. Организует исследовательскую работу в паре:

- А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя.

- Понаблюдайте и определите характерные внешние признаки зимующих птиц (учебник, с. 74).

- Соедините название птицы с её изображением (раб. тетрадь, с.75).


3. Проверяет выполнение задания фронтально.

 

4. Предлагает

посмотреть электронное приложение к уроку (объяснение нового материала)

5. Демонстрирует презентацию к уроку, комментирует слайды.

6. Работа по блоку «Белгородоведение».

- Откройте тетради, рассмотрите птиц.

- Отметьте зелёным цветом зимующих птиц нашего края.

 

- птицы голодают, некоторые погибают;

- трудно найти корм;

 

- перелётные;

- ласточки, стрижи, журавли, зяблики, грачи, скворцы;

- ласточки делают остановки в пути;

- три месяца они находятся в дороге;

- воробьи, синицы;

- зимующими;

- они не боятся холода;

- могут прокормиться.

Дети работают в паре: изучают внешние признаки птиц; соединяют изображение птицы с её названием; сигнализируют учителю о выполнении задания.

Дети называют характерные внешние признаки птиц:

синица – желтая грудка;

снегирь – красная грудка;

поползень – ползает по стволу вниз головой;

свиристель – хохолок на голове и др.

 

Смотрят электронное приложение, слушают диктора.

Дополняют материал своими рассказами, наблюдениями (о тетереве, о рябчике и др.

Самостоятельно отмечают оседлых птиц Белгородской области (закрашивают квадратик).

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

Личностные УУД: 

- желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков (оказывать помощь птицам зимой);

На этом этапе дети знакомятся с новым материалом (открывают новые знания).

Использованы словесные, наглядные методы работы

 

7. Физкультминутка.

Осуществляет проверку работы, сопровождающуюся двигательными упражнениями:

- Если птица перелётная – машем «крылышками»;

- если оседлая – приседаем.

Проверяют свои ответы и выполняют движения в соответствии с заданием.

Регулятивные УУД:

 - саморегуляция как способность начинать и заканчивать действия в нужный момент;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданием.

На данном этапе урока проводится двигательная физкультминутка с одновременной проверкой самостоятельной

работы.

8. Применение новых знаний.

1. Организует групповую работу (6 групп – «четвёрок»).

- Каждая группа будет выполнять проект «Зимующие птицы».

- Из предложенных картинок надо отобрать и приклеить в зимнюю рамку только зимующих птиц, а голоса птиц помогут вам в этом (звучат голоса зимующих птиц).

 2. Осуществляет проверку совместной работы (демонстрация проектов).

Дети-организаторы получают у учителя материалы для совместной работы.

Дети-консультанты осуществляют контроль за правильностью выполнения задания.

Дети-контролёры следят за соблюдением правил работы группы.

Дети-лидеры представляют работу классу, обосновывают выбор.

Личностные УУД: - - знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, ответственность);

Регулятивные УУД:

- определять последовательность выполнения действий; Коммуникативные УУД:

- распределение ролей при групповой работе;

- умение выражать свои мысли;

- умение брать ответственность на себя.

Проводится  групповая работа с последующей проверкой (представление проектов).

9. Практическая работа.

1. Создаёт проблемную ситуацию:

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из–под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.  

А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?

Например, воробьи (показ иллюстрации)

стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев.

Cинички и поползни (показ иллюстрации) почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и крошками белого хлеба.

- А сейчас давайте подумаем, чем же можно кормить птиц?

Презентация на тему «Чем можно подкармливать птиц»?

Показывает и комментирует слайды.

- Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед?

- Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм?

-  Сегодня мы научимся делать птичьи столовые. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока или молока, ножницы, шпагат.  Посмотрите на выставку кормушек разных видов (учеб. с.74)  

Для изготовления сложных кормушек  необходима помощь взрослых. А мы научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).

- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.

- Из каких материалов сделана кормушка.

(изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради).

- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет.

-построить кормушки

- слушают рассказ учителя, вносят дополнения

Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос, чем подкормить птиц.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию;

- дополнение и расширение имеющихся знаний

Коммуникативные УУД: 

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке;

Предметные: 

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

 - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Выполняется практическая работа по изготовлению птичьих кормушек из бросового материала.  

 

Презентация знакомит учащихся с особенностями выбора корма для птиц.

 

 

10. Итог урока.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Чему научились?

 - Вместе со взрослыми после уроков развесьте кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

- отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД: 

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

Поставленные задачи в течении урока были реализованы.

Материал урока способствовал воспитанию гуманного отношения к природе.

11. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Оцените свою работу:

- если было всё понятно и всё получилось - приклейте на «Ёлочку достижений» зелёный шарик;

- если испытывали небольшие затруднения – жёлтый шарик;

- если на уроке было неинтересно – красный шарик.

- оценивают свою работу

Регулятивные УУД:

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

 

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность и эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...