В поисках подземных кладовых 4 кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок постпроен с использованием приемов ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiska_podz_kladovyh_4_kl.doc | 86.5 КБ |
tehnol_karta_podzem_kladovye.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс 4
Учитель Резанова Т.А.
Программа Перспектива
Тема: В поисках подземных кладовых
Цель: Расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Задачи:
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные: выявить свойства известняка, гранита, каменного угля и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование:
Компьютер.
Зрительный ряд: презентация, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме «По равнинам и горам».
Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, известняк, песок, глина, физическая карта России.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверьте наличие необходимых к уроку принадлежностей.
- Я всем нам желаю интересного урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания. Пересказ.
2. Верные и неверные утверждения (Данетка).
- Если утверждение верное ставите «+», неверное – «-»
1) Формы земной поверхности – это равнины и горы.
2) Возвышенность более 200 м называется холм.
3) Уральские горы называют «Каменный пояс земли Русской».
4) В горах Алтая самой высокой точкой является Эльбрус.
5) В Список Всемирного наследия внесены горы Алтай.
6) От западных границ России до Уральских гор раскинулась Западно - Сибирская равнина.
7) Равнина, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью, называются низменностью.
8) Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью.
9)Углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами называются балка.
10) Овраги и балки украшают поверхность родного края.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Стадия Вызова.
- Вспомните, какой раздел сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?
(По родным просторам)
- Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного.
- Тему урока определим, отгадав кроссворд.
1. 2. к а в | и | л | ь | м | е | н | с | к | и | й | ||||||||
к | а | з | с | к | и | е | ||||||||||||
3. | и | с | т | о | к | |||||||||||||
4. | о | в | р | а | г | |||||||||||||
| 5. 6. | п | л | о | с | к | о | горье | ||||||||||
У | р | а | л | |||||||||||||||
7. | н | и | з | м | е | н | н | о | с | т ь | ||||||||
9. м а г ни | 8. | х | о | л | м | |||||||||||||
т | о | г | о | р | ц | ы | ||||||||||||
10. | е | в | р | а | з | и | я |
1. Заповедник в Челябинской области.
2. Самые высокие горы России.
3. Место, где река берет начало.
4. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
5. Равнина, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью.
6. Река в Магнитогорске, по которой проходит граница между Азией и Европой.
7. Как называется равнина с ровной поверхностью, обозначенные на карте зелёным цветом.
8. Участок земной поверхности, который возвышается ниже 200 м.
9. Жители Магнитогорска.
10. Материк, на котором расположена Россия
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте ключевое слово и определите тему урока.
1. Заполните в своем «Бортовом журнале» только 1 –ю колонку
«Бортовой журнал» | ||
Что я знаю по теме | Что нового узнал | Что не понял |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
- Что такое подземные кладовые?
- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»? слайд
- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение».
2. Работа с разными словарями
1 группа - Что называют полезными ископаемыми?
2 группа – Что такое месторождения?
3. – Что бы вы хотели узнать про полезные ископаемые сегодня на уроке?
Составление кластера со слов учащихся.
4. Прочитайте материал учебника с. 58-59.
Инсерт, или условные значки.
- При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
- Итак, что нового узнали?
- Что было непонятно?
- Рассмотрите карту учебника. Какие полезные ископаемые добывают на Урале?
5. «Мудрые совы». Практическая работа. Исследование.
- По плану составьте и запишите характеристику полезного ископаемого. Используйте информацию учебника.
- Представьте классу.
- 1 группа Железная руда Способы добычи слайд
- 2 группа Каменный уголь Способы добычи слайд
- 3 группа Гранит Способы добычи слайд
- 4 группа Песок и глина Способы добычи слайд
- 5 группа Торф Способы добычи слайд
План исследования:
- Рассмотрите полезное ископаемое. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом определителем, запишите его название.
__________________________________________________________________________
- Нарисуйте условное обозначение.
__________________________________________________________________________
- опишите его свойства:
- твёрдое или жидкое __________________________________________________
- цвет ________________________________________________________________
- прозрачное или непрозрачное __________________________________________
- плотное или рыхлое __________________________________________________
- блеск, запах, другое… _________________________________________________
- горючее или нет ______________________________________________________
- Способы добычи_________________________________________________________
- Способы транспортировки ________________________________________________
- Значение и применение ___________________________________________________
- Есть ли месторождения на Урале ___________________________________________
- Бережное отношение _____________________________________________________
- Дома вы точно также поработаете в ТПО, с. 35 № 3
5. Рефлексия.
- Посмотрите на наш кластер.
- Скажите, удалось ли нам решить поставленные задачи?
6. Дополнение кластера.
- Все полезные ископаемые мы можем разделить на …
Рудные | Нерудные | |
Строительные6 | Горючие | |
- Какую руду добывали в горе Магнитной? (железную руду)
- Какие предприятия используют полезные ископаемые для получения своих продуктов производства?
- Чьи родители работают на этих производствах?
- Какие изделия выпускают эти предприятия?
- Посмотрите, вот предметы, которые изготовлены из полезных ископаемых. Определите, что из чего?
7. Экологические и экономические проблемы
- Если запасы полезных ископаемых в нашей стране так велики, почему же их нужно использовать бережно?
- Да, верно, они могут иссякнуть. А для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
-Какой сделаете вывод?
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатствах? (Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду).
- Человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?
- сокращаются запасы полезных ископаемых
- изымаются тысячи гектаров земли
- понижается уровень грунтовых вод
- засоряется почва, воздух
- нарушаются места привычного обитания растений и животных
- при транспортировке разливаются нефть
- происходит выбросы метана при добыче угля и природного газа
- радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение, что ведет за собой экологическую катастрофу.
8. Подведение итогов
- Заполните оставшиеся колонки «Бортового журнала».
- Что нового узнали?
- Что осталось непонятным?
9. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Блок Б. Подземные кладовые | ||
Цели: ∙ Стимулировать: — интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; — бережное отношение к природным ресурсам. ∙ Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности. ∙ Актуализировать умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. ∙ Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ». ∙ Научить: — определять полезные ископаемые по их описанию и обосновывать своё мнение; — определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; — рассказывать о полезном ископаемом и его свойствах; — рассказывать о месторождении и способах добычи полезных ископаемых; — проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице; — определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России; — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. | Задание 1 (З) Объясните значение выражений «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение». См. ТК № 3 для 3-го класса. Назовите твёрдые полезные ископаемые. (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.) Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Нефть, природный газ.) Расскажите кратко об известных вам полезных ископаемых. Расскажите об использовании полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Расскажите о полезных ископаемых, которые добывают в вашем крае. Задание 2 (З) Учебник, с. 58—59. Расскажите о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в европейской части России, в Западной Сибири. Расскажите о месторождениях минералов на Урале. Задание 3 (З) Учебник, с. 132—136. Расскажите о полезных ископаемых, используя план: 1. Название. 2. Условное обозначение. 3. Месторождение. 4. Свойства. 5. Способы добычи. 6. Значение и применение. Задание 4 (П) Учебник, с. 58—59. Верно ли, что в железной руде содержится только железо? Обоснуйте своё мнение. (В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.) Верно ли, что все разновидности угля одинакового цвета? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что гранит не является прочным? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что известняк, песок и глина имеют одинаковые свойства? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что торф используют только в качестве удобрения? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что каждый регион России имеет залежи разнообразных полезных ископаемых? Обоснуйте своё мнение. Задание 5 (У) Учебник, с. 58—59, с взаимопроверкой. Определите для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России. Задание 6 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 1, с взаимооценкой. Отметьте месторождения полезных ископаемых России условными знаками на контурной карте. Задание 7 (З) Учебник, с. 60—61. Объясните значение выражений «нефть», «природный газ». Расскажите о нефти и природном газе, используя план. Задание 8 (П) Учебник, с. 60—61. Верно ли, что нефть и природный газ являются горючей жидкостью с резким запахом? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что нефть и природный газ добывают только для продажи за границей? Обоснуйте своё мнение. Задание 9 (У) Учебник, с. 60—61, Рабочая тетрадь, с. 35, № 3, с взаимооценкой. Сравните данные о происхождении, свойствах, добыче, использовании и т. д. нефти и природного газа и оформите результаты в таблице. Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 2, атлас-определитель с взаимооценкой. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» Проведите исследование полезного ископаемого, определив его название, свойства и оформите результаты в тетради. Представьте результаты своей работы одноклассникам и оцените друг друга. | Диагностические задания: 1. Допишите предложения: Полезные ископаемые — это… (природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве). Месторождение — это… (места, где залегают полезные ископаемые). Горные породы — это… (природное соединение одного или нескольких минералов). 2. Определите отгадку и напишите её: а) В находке геолога много железа, б) Это топливо, сырьё в) Окаменевшая смола 3. Определите полезные ископаемые, которые добывают в России, и подчеркните их названия: медная руда, апатиты, бамбук, бурый уголь, золото, жемчуг, торф, водоросли, гранит, калийные соли, поваренная соль, песок. Личностные умения: — проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; — проявлять бережное отношение к природным ресурсам. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» и использовать их в активном словаре; — определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение; — определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. Предметные умения: ∙ рассказывать: — о полезном ископаемом и его свойствах; — о месторождении и способах добычи полезных ископаемых; ∙ проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице; ∙ определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход как условие организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе усвоения новых знаний.Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых».
Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых»....
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"
Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....
Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс
Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс...
Урок по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс
Покажи мне и я увижу, расскажи мне и я услышу, вовлеки меня и я научусь....
Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе "В поисках подземных кладовых"
Урок проводился в рамках практического семинара учителей начальных классов учителей города Курчатова....