Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Русская трапеза»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)
Тема урока: «Русская трапеза»
Цели и задачи:
Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению их кругозора об особенностях славянской национальной кухни пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.
Развивающая (метапредметная):
· Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.
· Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.
· Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.
· Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.
Воспитывающая:
поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Здоровьесберегающая:
· Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_marchenko.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)
Тема урока: «Русская трапеза»
Цели и задачи:
Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению их кругозора об особенностях славянской национальной кухни пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.
Развивающая (метапредметная):
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.
- Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.
- Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.
- Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.
Воспитывающая:
поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Здоровьесберегающая:
- Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.
Оборудование:
Демонстрационное:
Условные обозначения, иллюстрации, Модели,схемы,репродукции картин.
Индивидуальное:
Учебник окружающего мира, рабочая тетрадь, толковый словарь В.Даля.
Тип урока – урок - игра.
Основной метод обучения: дидактическая (ролевая ) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Определение темы и цели урока
- Планирование урока по условному обозначению
- Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала
- Физкультминутка
- Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- Рефлексия
Этап урока | Деятельность учителя | Виды деятельности (действий) учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок. Приветствие учителя. Мы начинаем наш урок. Сегодня работаем в группах постоянного состава. Улыбнитесь ребятам своей группы и всего класса. Мысленно пожелайте друг другу удачи. | Личностные, коммуникативные |
Актуализация опорных знаний | - Ребята, мы с вами – потомки древних славян. Что вы уже знаете о славянах? (о том, как работали, отдыхали, выглядели, защищали Родину) | Предметные |
Определение темы и цели урока | «Давно ль они часы досуга ,трапезу, мысли и дела делили дружно?» обратите внимание, чьи это слова? - А.С.Пушкина Значение, какого слова вам не совсем знакомо и понятно? - Трапеза. - В каком источнике информации вы сейчас можете найти значение этого слова? - В словаре Даля. Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. Итрапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг. . Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно - Мы говорить будем о?...Русской трапезе. | Регулятивные, целеполагание, познавательные |
Планирование урока по условному обозначению | Для того чтобы добиться цели нашего урока, давайте составим план. Что же мы будем делать на уроке. В этом нам помогут условные обозначения.
Работать в группах и парах. | Регулятивные |
Первичное введение знаний. | Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал. Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего? Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории. Работа с учебником. Итак, поработаем в группах 1 группа. стр 77-78 Выбрать из статьи учебника названия блюд, которые были на столе наших предков. 2 группа изучит статью стр 81-82. «Богатый дом - обильная еда» Назвать кушанья, которые подавали на пирах, перечислить порядок подачи блюд на княжеском пиру. 3группа объяснит значение пословиц на стр. 77 4 группа изучит материал на стр.79 и расскажет нам, что в древней Руси называли «кашей». Но сначала, давайте вспомним алгоритм работы в группе: (дети отвечают) Алгоритм работы в группе 1) Изучить материал учебника. 2) Подумать, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы. 3) Выбрать представителя от группы, он даст ответ на наш вопрос . Самостоятельная работа в группах. Дети, используя алгоритм работы в группе, знакомятся с новым материалом, оформляют записи, готовят выступление. Выступление групп. … Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос. Вывод:….Что мы узнали в ходе исследовательской работы? Ну вот, доселе неизвестное стало известным. Молодцы! Дайте оценку вашей исследовательской деятельности. | Познавательные , предметные, коммуникативные |
Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала | Работа в рабочей тетради . Стр.15,№33. Соединим линией начало и конец каждой из пословиц. Объясним их смысл. Стр.16, № 34 дети выполняют в парах. Обсуждают предложенные сведения и делают вывод: летом 200 лет назад крестьянские семьи питались скромно и однообразно. | Познавательные , предметные, коммуникативные |
Физкультминутка. | Регулятивные, личностные | |
Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала | Итак, исследователями вы сегодня уже были, а теперь давайте представим, что вас пригласили в гости на обед в крестьянскую семью. Попробуем определить, знакомы ли вы с правилами русской трапезы? Укаждой группы на столе карточки. Возьмите в руки карточку .(приём «Инсерт», использование 2 знаков): Читаем текст и ставим на полях нужный знак: «V»- уже знал «+»- новое.
Вывод: узнали… повторили… - Надеюсь, что то, что сейчас повторили и узнали, вы будете применять и не забывать. | |
Подведение итогов | -Давайте же перечислим, что нового мы узнали о русской трапезе сегодня на уроке? ( Основные блюда русской кухни, способы их приготовления, правила поведения за столом, пословицы о русской трапезе, которые придумали наши предки и т.д.) - А теперь представьте, что каждая наша группа - это дружная славянская семья. Что же приготовите вы сегодня на обед? Это будет праздничный обед или повседневный? Зимой или летом? В пост или в мясоед? Возьмите цветные карандаши и бумагу у себя на столах. Нарисуйте и подпишите блюда, которые вы приготовите для трапезы в вашей семье. Дети выполняют задание. С помощью магнитов каждая группа прикрепляет к доске сделанные иллюстрации, дают оценку работе своих одноклассников. | Регулятивные, личностные, коммуникативные. |
Домашнее задание. | На следующем уроке мы с вами проведем конкурс кто больше знает пословиц о русской трапезе , для этого дома с родителями найти и выучить как можно больше таких пословиц. | Личностные, предметные, коммуникативные |
Рефлексия | -С каким настроением вы работали на уроке? -Что расскажете дома о русской трапезе? -Я узнал… -Я научился… -Я бы хотел… -Новые знания мне пригодятся… Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам самим оценить свою работу. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению от урока. 1)Урок прошёл удачно. Я доволен собой - красное сердечко 2)Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой - розовое 3)Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!- белое Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен. | Регулятивные, личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
Урок математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Сравнение. Результат сравнения.
Урок математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Сравнение. Результат сравнения....
Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Знакомство с многоугольниками».
В ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «многоугольник» и названием многоугольников....
Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...
Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...
Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...