Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Русская трапеза»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)

Тема урока: «Русская  трапеза»

 

Цели и задачи:

Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению  их кругозора  об особенностях  славянской национальной кухни   пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

 

Развивающая (метапредметная):

·        Создать  содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.

·        Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.

·        Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.

·        Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

Воспитывающая:

           поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа,                               воспитывать патриотизм через изучение истории своей  Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

Здоровьесберегающая:

·        Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_marchenko.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)

Тема урока: «Русская  трапеза»

Цели и задачи:

Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению  их кругозора  об особенностях  славянской национальной кухни   пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

Развивающая (метапредметная):

  • Создать  содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.
  • Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.
  • Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

Воспитывающая: 

           поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа,                               воспитывать патриотизм через изучение истории своей  Родиныформирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

Здоровьесберегающая:

  • Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.

Оборудование: 

Демонстрационное:

Условные обозначения, иллюстрации, Модели,схемы,репродукции картин.

Индивидуальное:

Учебник окружающего мира, рабочая тетрадь, толковый словарь В.Даля.

Тип урока – урок - игра.

Основной метод обучения: дидактическая (ролевая ) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Определение темы  и цели урока
  4. Планирование урока по условному обозначению
  5. Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала
  8. Подведение итогов
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия

                                    Этап урока

                     Деятельность учителя

Виды деятельности (действий)  

учащихся                              

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок.

Приветствие учителя. Мы начинаем наш урок. Сегодня работаем в группах постоянного состава. Улыбнитесь ребятам своей группы и всего класса. Мысленно пожелайте друг другу удачи.

Личностные, коммуникативные

Актуализация опорных знаний

- Ребята, мы с вами – потомки древних славян. Что вы уже знаете о славянах? (о том, как работали, отдыхали, выглядели, защищали Родину)

Предметные

Определение темы  и цели урока

 «Давно  ль  они  часы   досуга ,трапезу,  мысли и  дела  делили дружно?» обратите внимание, чьи это слова?

- А.С.Пушкина

Значение, какого слова вам не совсем знакомо и понятно?

- Трапеза.

- В каком источнике информации вы сейчас можете найти значение этого слова?

- В словаре Даля. Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. Итрапезу не трапезуют, стхр.  Трапезованье, действ. по глаг.

. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно

- Мы  говорить будем о?...Русской трапезе.

Регулятивные, целеполагание, познавательные

Планирование урока по условному обозначению

 Для того чтобы добиться цели нашего урока, давайте составим план. Что же мы будем делать на уроке. В этом нам помогут условные обозначения.

  • Вспоминать изученный материал
  • Высказывать предположения, обсуждать вместе
  • Обращать внимание на главное

            Работать в группах и парах.

Регулятивные

Первичное введение знаний.

Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался  в  особого рода, ритуал.

Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?

Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.

Работа с учебником.

Итак, поработаем в группах

 1 группа. стр 77-78 Выбрать   из статьи учебника названия  блюд, которые были на столе наших предков.

2 группа изучит статью стр 81-82. «Богатый дом - обильная еда»  

Назвать кушанья, которые подавали на пирах,  перечислить порядок подачи блюд на княжеском пиру.

3группа объяснит значение пословиц на стр. 77

4 группа изучит материал на стр.79 и расскажет нам, что в древней Руси называли «кашей».

  Но сначала, давайте вспомним алгоритм работы в группе:

(дети отвечают)

Алгоритм работы в группе

1) Изучить материал учебника.

2) Подумать, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.

3) Выбрать представителя от группы, он даст ответ на наш вопрос .

Самостоятельная работа в группахДети, используя алгоритм работы в группе, знакомятся с новым материалом, оформляют записи, готовят выступление.

Выступление групп. …

Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.

Вывод:….Что мы узнали в ходе исследовательской работы?

Ну вот, доселе неизвестное стало известным.

Молодцы! Дайте оценку вашей исследовательской деятельности.

Познавательные , предметные, коммуникативные

Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала

Работа в рабочей тетради .

Стр.15,№33. Соединим линией начало и конец каждой из пословиц.

Объясним их смысл.

Стр.16, № 34 дети выполняют в парах. Обсуждают предложенные сведения и делают вывод: летом 200 лет назад крестьянские семьи питались скромно и однообразно.

Познавательные , предметные, коммуникативные

Физкультминутка.

Регулятивные, личностные

Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала

Итак, исследователями вы сегодня уже были, а теперь давайте представим, что вас пригласили в гости на обед в крестьянскую семью.

Попробуем определить, знакомы ли вы  с правилами русской трапезы?

Укаждой группы на столе карточки.

Возьмите в руки карточку .(приём «Инсерт», использование 2 знаков):

Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

«V»- уже знал

«+»- новое.

  • Каждая трапеза имела свой определенный час.
  • Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
  • Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
  • Место во главе стола сохранялось за хозяином.
  • Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
  • Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть.
  • Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
  • Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
  • Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
  • Русских всегда отличало гостеприимство.

Вывод: узнали…

             повторили…

- Надеюсь, что то, что сейчас повторили и узнали, вы будете применять и не забывать.

Подведение итогов

-Давайте же перечислим, что нового мы узнали о русской трапезе сегодня на уроке?  ( Основные блюда русской кухни, способы их приготовления, правила поведения за столом, пословицы о русской трапезе, которые придумали наши предки и т.д.)

- А теперь представьте, что каждая наша группа - это дружная славянская семья. Что же приготовите вы сегодня на обед? Это будет праздничный обед  или повседневный? Зимой или летом? В пост или в мясоед?  Возьмите цветные карандаши и бумагу у себя на столах. Нарисуйте и подпишите блюда, которые вы приготовите для трапезы в вашей семье.

Дети выполняют задание. С помощью магнитов каждая группа прикрепляет к доске сделанные иллюстрации, дают оценку работе своих одноклассников.

Регулятивные, личностные, коммуникативные.

Домашнее  задание.

На следующем уроке мы с вами проведем конкурс кто больше знает пословиц о русской трапезе , для этого дома с родителями найти и выучить как можно больше таких пословиц.

Личностные, предметные, коммуникативные

Рефлексия

-С каким настроением вы работали на уроке?

-Что расскажете дома о  русской трапезе?

-Я узнал…

-Я научился…

-Я бы хотел…

-Новые знания мне пригодятся…

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам самим оценить свою работу.

Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению от урока.

1)Урок прошёл удачно. Я доволен собой - красное сердечко

2)Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой - розовое

3)Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!- белое

Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.

Регулятивные, личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Сравнение. Результат сравнения.

Урок математики в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Сравнение. Результат сравнения....

Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Знакомство с многоугольниками».

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «многоугольник» и названием многоугольников....

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...

Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...