Открытый урок по развитию речи
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Мокеева Лариса Викторовна

Тема урока: фрукты: лимон, апельсин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115  г.о. Самара

Методическая разработка урока по развитию речи во 2 классе

по теме  «Фрукты: лимон, апельсин»

Разработано:

Мокеевой Ларисой Викторовной

учителем начальных классов

Самара,  2015 год

Конспект открытого урока

Дата проведения: 21.12.15.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 2

Тип урока: изучение нового

Тема: Фрукты: лимон, апельсин.

Методическая цель: ознакомление педагогов с использованием различных средств обучения на уроке развития речи (учебник, наглядные пособия, дидактический материал, ИКТ)

Цель:

уточнение и расширение представлений обучающихся о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых: лимона, апельсина.
Задачи: 
коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить  представления обучающихся о фруктах: названиях, внешних и вкусовых качествах, месте произрастания;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

-совершенствовать умение составлять рассказ-сравнение (учить сравнивать и выделять характерные признаки отдельного предмета) ;

- совершенствовать умение давать полные ответы на вопросы;

- обогащать и уточнять  словарь по теме.

коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление при работе с кроссвордом, загадками;

- развивать зрительное восприятие при работе с осколочными картинками, контурными изображениями, наложенными изображениями;
- развивать
 тактильное восприятие, стереогнозис на основе определения предметов на ощупь;

- развивать вкусовое и обонятельное  восприятие на основе определения фруктов на вкус, запах;

- развивать  общую и мелкую моторику при проведении физкультминутки, работе с раскраской.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через использование разнообразных средств обучения;
- воспитывать самостоятельности и уверенности при выполнении дифференцированных  заданий.
Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, презентация, учебник  «Развитие речи» 2 класс Е.Д. Худенко, натуральные лимон и апельсин, дольки фруктов, половинки фруктов, «волшебный мешочек», повязка на глаза, конверты, осколочные картинки с изображением фруктов, раскраски апельсина и лимона, наложенные изображения фруктов,  карточки с кроссвордом, цветные карандаши,  влажные салфетки, тарелочки.

Ход.

1.Оргмомент

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним лицом и подарим свои самые очаровательные улыбки.

Начинаем урок.

-  Кто скажет, какой у нас сейчас урок?

- Чем мы занимаемся на уроках развития речи?

- На уроках развития речи мы с вами учимся четко и правильно рассказывать о явлениях и предметах природы.

2. Повторение

- Вспомните и скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Слайд 1

Упражнение  на коррекцию зрительного восприятия.

  • Игра «Что выросло на огороде?» (огурец, помидор, капуста).

Узнать предмет по контуру, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.
Упражнение на коррекцию логического мышления.

Отгадать  загадку, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.

  • Круглая, да не лук;
    Жёлтая, да не масло;
    Сладкая, да не сахар;
    С хвостом, да не мышь.
  • Золотая голова велика и тяжела.
    Золотая голова на грядку прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.

Упражнение на развитие тактильного восприятия.

Узнать предмет на ощупь, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.

  • «Волшебный мешочек» (морковь, лук, репа).

- Скажите одним словом, что выросло на огороде (овощи).

3. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

- Рассмотрите  внимательно предметы.

- Соберите овощи в корзинку.

- Что осталось?

- Назовите одним словом.

- Назовите,  какой  фрукт вы любите и почему.

4. Введение в тему.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами поговорим о фруктах. Вы узнаете, где они растут, чем они полезны. Научитесь рассказывать о фруктах и сравнивать их.

5. Изучение нового.

Слайд 3

Упражнение  на коррекцию логического мышления.

Отгадать  загадки.

  • С оранжевой кожей, 
    На мячик похожий, 
    Манит запахом своим,

          Сладкий, сочный …

  • Желтый, кислый, ароматный,
    В чае с сахаром, приятный.
    Витаминов полон он...
    Как зовут его? ...

Слайд 4

Рассказ учителя «Цитрусовые фрукты».

Растут апельсины и лимоны на деревьях.
- Как называются деревья, на которых растут апельсины?

 - Как называются деревья, на которых растут лимоны?

- А кто знает, как еще называют эти деревья? (цитрусовые)

Чтение слова: ЦИТ-РУ-СО-ВЫ-Е. 
Эти деревья теплолюбивые,
 у них всегда зеленые листья. Цитрусовые деревья  растут там, где тепло и много солнца, где не бывает зимы. Толстая кожура спасает фрукты от солнца, от высыхания изнутри. Апельсины и лимоны -  полезные фрукты, богаты витаминами. Всем людям необходимо есть эти фрукты.  Их можно кушать в свежем виде, готовить из них сок, варить варенье, джем, добавлять начинку их фруктов в пироги.

Слайд 5

Анализ предметов с опорой на демонстрацию натуральных образцов

– Что у меня в руках?

– Какого цвета лимон? А апельсин?

– Какого размера лимон? Какого размера апельсин?

– Какой формы лимон? Какой формы апельсин?

(раздать фрукты, тарелочки с дольками фруктов, салфетки)

– Потрогайте руками вначале лимон, а потом апельсин. Какая кожица у лимона? А у апельсина? Какой фрукт на ощупь? (Шершавый)

– Возьмите апельсин, потрите пальчиками по кожуре, понюхайте. Что вы чувствуете? (Апельсин пахнет).

– Вытрите пальцы салфеткой и отложите ее на край парты.

– А теперь возьмите лимон. Потрите пальчиками кожуру лимона. Понюхайте. Что вы почувствовали? (У лимона горьковатый запах).

– Вытрите пальцы салфеткой и отложите ее на край парты.

Посмотрите на половинку апельсина. Рассмотрите, какая кожура у апельсина? (Кожура толстая).

Верхний слой корки апельсина, лимона называют цедрой. 
Чтение словарного слова: ЦЕДРА. 

Что находится внутри? ( Разделен на дольки, есть косточки).

– Если надавить на апельсин, что вы увидите? (Появился сок).

Попробуйте дольку апельсина на вкус. Какой он по вкусу? (Сладкий)

 Посмотрите на половинку лимона. Какая кожура у лимона? (Толстая).

Рассмотрите, что у него внутри? (Разделен на дольки, есть косточки).

 – Если надавить на лимон, что вы увидите? (Появился сок).

Попробуйте дольку лимона на вкус. Какой он по вкусу? (Кислый)

Вывод

Скажите, что вы узнали про апельсин и лимон? (У апельсина и лимона толстая кожура, они разделены на дольки, есть косточки, фрукты сочные, с приятным запахом)

Слайд 6

Составление описательного  рассказа с опорой на  схему   и натуральный образец

Что это?

 Какого цвета  фрукт?

 Какой  фрукт по форме? 

 Какой  фрукт по размеру? 

Какой фрукт на ощупь?

 Какой  фрукт по запаху? 

 Какой  фрукт по вкусу? 

 Что можно из него приготовить?

– Какая польза от фруктов?

6. Физкультминутка

Слайд 7(пустой)

  • Руки поднимаем, лимоны срываем.(Поднимают руки)

          Руки опускаем. В корзину собираем. (Дети садятся.)

          Руки поднимаем, апельсины срываем.(Поднимают руки)

          Руки опускаем. В корзину собираем. (Дети садятся.)

  • Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра.

А для волка… кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто куда!  ( дети разбегаются по классу, немного двигаются)

Чтобы с волком помириться,

Надо долькой поделиться. (имитирование отламывания дольки и угощения)

7. Закрепление

Упражнение  на коррекцию зрительного восприятия

Дифференцированная работа в парах с осколочными картинками.

Достаньте из конвертов детали, соберите картинки.

Назовите фрукт, который собрали.

Слайд 8

  • Игра «Скажи наоборот» (поиск антонимов)

Апельсин сладкий, а лимон…(кислый)

Лимон овальный, а апельсин… (круглый)

Лимон желтый, а апельсин ...(оранжевый)

Апельсин больше, а лимон …(меньше)

Работа с учебником

С. 45 Задание №2

  • Составление рассказа-сравнения (сравнение и выделение характерных признаков отдельного предмета)

Слайд 9

  • Установление  сходства, различия (работа с таблицей)

Апельсин

Лимон

различия

Цвет

Оранжевый

Желтый

Форма

Круглый

Овальный

Вкус

Сладкий

Кислый

сходство

Цитрусовые

Покрыты кожурой

Разделены на дольки

Имеют семечки

Имеют приятный запах

Слайд 10

  • Развитие связной речи при составлении сказки.

С. 46. Задание №2.  Сочини сказку.

Пальчиковая гимнастика

 Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот!
(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить,
(Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить, 
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот
(Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.
(Раскрытые ладони протягиваем вперед)

  • Развитие  зрительного восприятия, мелкой моторики при

работе с наложенными изображениями (1-2 группа), раскрашивании картинок (3 группа)

Развитие тактильного восприятия, стереогнозиса на основе определения предметов на ощупь

  • Игра «Отгадай, что в мешке?» 

 В мешочке лежат знакомые вам овощи и фрукты. Вам надо опустить руку в мешочек и, не подсматривая, определить овощ или фрукт. (лимон, апельсин, морковь , лук, репа). 

Слайд 10

  • Развитие логического мышления при работе с кроссвордом

 

 

 

5

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

ц

 

 

 

 

1

а

п

е

л

ь

с

и

н

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

р

 

3

ф

р

у

к

т

ы

 

 

 

а

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

4

л

и

м

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

1.Оранжевый, круглый, сладкий -…

4. Желтый, овальный, кислый -…

3. Лимон и апельсин - …

2. Лимон и апельсин - …

5. Кожура  лимона  и апельсина -…

Слайд 11

8. Рефлексия.

- О чем говорили на уроке?

- Какие фрукты изучали на уроке?

- С какими новыми словами познакомились?
- Что нового узнали об апельсине? 
- Что узнали о лимоне? 
- Что особенно понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Открытый урок по развитию речи/ИКТ

Тезисы: Данный урок был дан в рамках семинара для молодых специалистов ЮВАО, который проводился в декабре 2010 года. Урок проводился в компьютерном классе двумя преподавателями: учителем начальных...

Открытый урок по развитию речи

Открытый урок по развитию речи по теме: Дикие животные - ёж...

Открытый урок по развитию речи в 1 классе.

Опорные слова. Составление текста. Открытый урок по развитию речи, 1 класс....

Открытый урок по развитию речи "Признаки зимы"

- формировать умение анализировать состояние погоды, выделять заданные признаки;- развивать и корректировать активный словарь, учить выстраивать диалогическую и монологическую речь, развивать логическ...

Конспект открытого урока по развитию речи в четвертом классе с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Домашние животные».

Открытый урок по развитию речи в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Домашние животные»....