Открытый урок по развитию речи
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара
Методическая разработка урока по развитию речи во 2 классе
по теме «Фрукты: лимон, апельсин»
Разработано:
Мокеевой Ларисой Викторовной
учителем начальных классов
Самара, 2015 год
Конспект открытого урока
Дата проведения: 21.12.15.
ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.
Класс: 2
Тип урока: изучение нового
Тема: Фрукты: лимон, апельсин.
Методическая цель: ознакомление педагогов с использованием различных средств обучения на уроке развития речи (учебник, наглядные пособия, дидактический материал, ИКТ)
Цель:
уточнение и расширение представлений обучающихся о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых: лимона, апельсина.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представления обучающихся о фруктах: названиях, внешних и вкусовых качествах, месте произрастания;
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;
-совершенствовать умение составлять рассказ-сравнение (учить сравнивать и выделять характерные признаки отдельного предмета) ;
- совершенствовать умение давать полные ответы на вопросы;
- обогащать и уточнять словарь по теме.
коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление при работе с кроссвордом, загадками;
- развивать зрительное восприятие при работе с осколочными картинками, контурными изображениями, наложенными изображениями;
- развивать тактильное восприятие, стереогнозис на основе определения предметов на ощупь;
- развивать вкусовое и обонятельное восприятие на основе определения фруктов на вкус, запах;
- развивать общую и мелкую моторику при проведении физкультминутки, работе с раскраской.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через использование разнообразных средств обучения;
- воспитывать самостоятельности и уверенности при выполнении дифференцированных заданий.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, презентация, учебник «Развитие речи» 2 класс Е.Д. Худенко, натуральные лимон и апельсин, дольки фруктов, половинки фруктов, «волшебный мешочек», повязка на глаза, конверты, осколочные картинки с изображением фруктов, раскраски апельсина и лимона, наложенные изображения фруктов, карточки с кроссвордом, цветные карандаши, влажные салфетки, тарелочки.
Ход.
1.Оргмомент
Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним лицом и подарим свои самые очаровательные улыбки.
Начинаем урок.
- Кто скажет, какой у нас сейчас урок?
- Чем мы занимаемся на уроках развития речи?
- На уроках развития речи мы с вами учимся четко и правильно рассказывать о явлениях и предметах природы.
2. Повторение
- Вспомните и скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Слайд 1
Упражнение на коррекцию зрительного восприятия.
- Игра «Что выросло на огороде?» (огурец, помидор, капуста).
Узнать предмет по контуру, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.
Упражнение на коррекцию логического мышления.
Отгадать загадку, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.
- Круглая, да не лук;
Жёлтая, да не масло;
Сладкая, да не сахар;
С хвостом, да не мышь. - Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова на грядку прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Упражнение на развитие тактильного восприятия.
Узнать предмет на ощупь, соотнести с изображением на слайде, назвать овощ.
- «Волшебный мешочек» (морковь, лук, репа).
- Скажите одним словом, что выросло на огороде (овощи).
3. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
- Рассмотрите внимательно предметы.
- Соберите овощи в корзинку.
- Что осталось?
- Назовите одним словом.
- Назовите, какой фрукт вы любите и почему.
4. Введение в тему.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами поговорим о фруктах. Вы узнаете, где они растут, чем они полезны. Научитесь рассказывать о фруктах и сравнивать их.
5. Изучение нового.
Слайд 3
Упражнение на коррекцию логического мышления.
Отгадать загадки.
- С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Манит запахом своим,
Сладкий, сочный …
- Желтый, кислый, ароматный,
В чае с сахаром, приятный.
Витаминов полон он...
Как зовут его? ...
Слайд 4
Рассказ учителя «Цитрусовые фрукты».
Растут апельсины и лимоны на деревьях.
- Как называются деревья, на которых растут апельсины?
- Как называются деревья, на которых растут лимоны?
- А кто знает, как еще называют эти деревья? (цитрусовые)
Чтение слова: ЦИТ-РУ-СО-ВЫ-Е.
Эти деревья теплолюбивые, у них всегда зеленые листья. Цитрусовые деревья растут там, где тепло и много солнца, где не бывает зимы. Толстая кожура спасает фрукты от солнца, от высыхания изнутри. Апельсины и лимоны - полезные фрукты, богаты витаминами. Всем людям необходимо есть эти фрукты. Их можно кушать в свежем виде, готовить из них сок, варить варенье, джем, добавлять начинку их фруктов в пироги.
Слайд 5
Анализ предметов с опорой на демонстрацию натуральных образцов
– Что у меня в руках?
– Какого цвета лимон? А апельсин?
– Какого размера лимон? Какого размера апельсин?
– Какой формы лимон? Какой формы апельсин?
(раздать фрукты, тарелочки с дольками фруктов, салфетки)
– Потрогайте руками вначале лимон, а потом апельсин. Какая кожица у лимона? А у апельсина? Какой фрукт на ощупь? (Шершавый)
– Возьмите апельсин, потрите пальчиками по кожуре, понюхайте. Что вы чувствуете? (Апельсин пахнет).
– Вытрите пальцы салфеткой и отложите ее на край парты.
– А теперь возьмите лимон. Потрите пальчиками кожуру лимона. Понюхайте. Что вы почувствовали? (У лимона горьковатый запах).
– Вытрите пальцы салфеткой и отложите ее на край парты.
–Посмотрите на половинку апельсина. Рассмотрите, какая кожура у апельсина? (Кожура толстая).
– Верхний слой корки апельсина, лимона называют цедрой.
Чтение словарного слова: ЦЕДРА.
–Что находится внутри? ( Разделен на дольки, есть косточки).
– Если надавить на апельсин, что вы увидите? (Появился сок).
–Попробуйте дольку апельсина на вкус. Какой он по вкусу? (Сладкий)
– Посмотрите на половинку лимона. Какая кожура у лимона? (Толстая).
– Рассмотрите, что у него внутри? (Разделен на дольки, есть косточки).
– Если надавить на лимон, что вы увидите? (Появился сок).
– Попробуйте дольку лимона на вкус. Какой он по вкусу? (Кислый)
Вывод
– Скажите, что вы узнали про апельсин и лимон? (У апельсина и лимона толстая кожура, они разделены на дольки, есть косточки, фрукты сочные, с приятным запахом)
Слайд 6
Составление описательного рассказа с опорой на схему и натуральный образец
– Что это?
– Какого цвета фрукт?
– Какой фрукт по форме?
– Какой фрукт по размеру?
– Какой фрукт на ощупь?
– Какой фрукт по запаху?
– Какой фрукт по вкусу?
– Что можно из него приготовить?
– Какая польза от фруктов?
6. Физкультминутка
Слайд 7(пустой)
- Руки поднимаем, лимоны срываем.(Поднимают руки)
Руки опускаем. В корзину собираем. (Дети садятся.)
Руки поднимаем, апельсины срываем.(Поднимают руки)
Руки опускаем. В корзину собираем. (Дети садятся.)
- Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто куда! ( дети разбегаются по классу, немного двигаются)
Чтобы с волком помириться,
Надо долькой поделиться. (имитирование отламывания дольки и угощения)
7. Закрепление
Упражнение на коррекцию зрительного восприятия
Дифференцированная работа в парах с осколочными картинками.
Достаньте из конвертов детали, соберите картинки.
Назовите фрукт, который собрали.
Слайд 8
- Игра «Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Апельсин сладкий, а лимон…(кислый)
Лимон овальный, а апельсин… (круглый)
Лимон желтый, а апельсин ...(оранжевый)
Апельсин больше, а лимон …(меньше)
Работа с учебником
С. 45 Задание №2
- Составление рассказа-сравнения (сравнение и выделение характерных признаков отдельного предмета)
Слайд 9
- Установление сходства, различия (работа с таблицей)
Апельсин | Лимон | |
различия | ||
Цвет | Оранжевый | Желтый |
Форма | Круглый | Овальный |
Вкус | Сладкий | Кислый |
сходство | Цитрусовые | |
Покрыты кожурой | ||
Разделены на дольки | ||
Имеют семечки | ||
Имеют приятный запах |
Слайд 10
- Развитие связной речи при составлении сказки.
С. 46. Задание №2. Сочини сказку.
Пальчиковая гимнастика
Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед)
- Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики при
работе с наложенными изображениями (1-2 группа), раскрашивании картинок (3 группа)
Развитие тактильного восприятия, стереогнозиса на основе определения предметов на ощупь
- Игра «Отгадай, что в мешке?»
В мешочке лежат знакомые вам овощи и фрукты. Вам надо опустить руку в мешочек и, не подсматривая, определить овощ или фрукт. (лимон, апельсин, морковь , лук, репа).
Слайд 10
- Развитие логического мышления при работе с кроссвордом
|
|
| 5 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| ц |
|
|
| ц |
|
|
|
|
1 | а | п | е | л | ь | с | и | н |
|
|
|
|
|
| д |
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
| р |
| 3 | ф | р | у | к | т | ы |
|
|
| а |
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
|
|
| 4 | л | и | м | о | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
1.Оранжевый, круглый, сладкий -…
4. Желтый, овальный, кислый -…
3. Лимон и апельсин - …
2. Лимон и апельсин - …
5. Кожура лимона и апельсина -…
Слайд 11
8. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке?
- Какие фрукты изучали на уроке?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что нового узнали об апельсине?
- Что узнали о лимоне?
- Что особенно понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом
Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....
Открытый урок по развитию речи/ИКТ
Тезисы: Данный урок был дан в рамках семинара для молодых специалистов ЮВАО, который проводился в декабре 2010 года. Урок проводился в компьютерном классе двумя преподавателями: учителем начальных...
Открытый урок по развитию речи
Открытый урок по развитию речи по теме: Дикие животные - ёж...
Открытый урок по развитию речи в 1 классе.
Опорные слова. Составление текста. Открытый урок по развитию речи, 1 класс....
Открытый урок по развитию речи "Признаки зимы"
- формировать умение анализировать состояние погоды, выделять заданные признаки;- развивать и корректировать активный словарь, учить выстраивать диалогическую и монологическую речь, развивать логическ...
Конспект открытого урока по развитию речи в четвертом классе с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Домашние животные».
Открытый урок по развитию речи в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Домашние животные»....