открытый урок окружающего мира в 4 классе "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Куцева Наталья Ивановна

Увлекательный и познавательный материал, необычные и интересные факты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra_2.docx77.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать представление о природной зоне тундра

Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать;

-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация " Природная зона - тундра";
  • аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";  
  • схема изучения природной зоны;
  • учебник "Мир вокруг нас", 4 класс, автор А.А. Плешаков;

Ход урока:

I Организация учебного процесса:

- Я приглашаю вас к сотрудничеству, призываю вас быть активными на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

II Актуализация ранее изученного

  1. Проверка домашнего задания:

Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:

Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

  1. Фронтальный опрос.

-С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Что включает в свои территории  Арктика?

/Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

/Суровый холод. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда. Океан и острова покрыты толстым льдом. Лишь кое – где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется. Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. Иногда возникают полярные сияния. Зима очень суровая – дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура опускается до минус 60 градусов.

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктики?

/ К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие растения. Встречаются лишайники, кое-где растут мхи, полярный мак.

-Почему она такая скудная?

- Какие животные обитают в Арктики? Как они приспособились к суровым условиям?

/Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Рыбой кормятся тюлени, моржи. Самый замечательно приспособившийся к  условиям Арктики – белый медведь

Слайд 1.

3. Графический диктант.

-Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

1)        Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2)        Территория Арктики не имеет коренного населения.

3)        В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4)        В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

5)        В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

6)        Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7)        Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Слайд 2

Ответы: -; -; +; -; +; +; -.

-Поменяйтесь работами, проверьте, посчитайте количество ошибок, выставите отметки.

Микроитог

-Поднимите руки, кто написал  без ошибок, с  одной или двумя ошибками, у кого ошибок больше трёх

III Изучение нового материала.

  1.  Введение в тему урока:

–Чтобы узнать тему урока мы немножко поиграем

Игра "Что лишнее? Кто лишний?”

Слайд 3

1. Слон, лев, лиса, лошадь, лиса, косуля, тюлень. Обоснуйте ответ.

(тюлень – лишний, так как он житель Арктики, а остальные животные жители других зон)

Слайд 4

2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова. Обоснуйте ответ.

(тупик обитает в Арктике, остальные - в лесу)

Слайд 5

3 . белый медведь, тюлень, морж, олень. Обоснуйте ответ.

(олень живет в тундре, остальные – в Арктике)

Слайд 6

полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь. Обоснуйте ответ.
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)

Слайд 7

5. остров Врангеля, Северный Ледовитый океан,  Черное море. Обоснуйте ответ.
(Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)

Слайд 8

6. Сайда, кайра, гага, чайка. Обоснуйте ответ.

(сайда – рыба, остальные – птицы)

-Что объединяет всех изображённых птиц и рыбу?

Слайд 9

1). В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный (т) 

2). В слове тупик назовите гласную букву первого слога (у)

3). В слове олень назовите вторую согласную букву. (н)

4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д)

5). В словах Черное море назовите общую согласную букву (р)

6). В слове сайда назовите гласную букву (а)

- Назовите тему урока.

2. Минутка фантазии

- Сейчас минутка фантазии. Закройте глаза. Что представляете себе, когда слышите  слово - тундра? (холодно, северное сияние, полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)

- Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем занимается население тундры)

 - Сформулируйте тему урока.

Слайд 10

- Слово «тундра» произошло от финского  слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория».

Слайд 11

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

\на доске появляется слово ТУНДРА

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В  результате  на  доске  составляется  схема

                                                    Тундра

                                    Климат                                                     Деятельность человека

Местоположение                                       Животный мир

        Растительный мир

- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы – на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций.

-Что изучают синоптики? Ботаники? Экологи? Зоологи?

Слайд 12

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь. Догадайтесь, почему мы отправляемся в путь на оленях? Пока будем ехать, послушаем  песню  о тундре и попробуем представить эту природную зону.

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать. Слушайте внимательно.

-Что вы узнали из песни о тундре?

-Как поется в песне про тундру?….

/Увезу на край земли …

- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию.

Слайд 13

- На слайде есть  виды  одежды. Перечислите её.

/ (меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие);

 -Подумайте, какая  одежда подходит для нашего путешествия?

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

Слайд 14

–  Как вы думаете,  с  чем это связано? Почему коренные жители одеваются в эту одежду?

– Да тундра – очень холодная зона.

Слайд 15

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить схему. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы) Вы получите задание и время ваше будет ограничено. Распределите роли в группе.

/Работа по группам. Каждая группа  получает свое задание на листке, а затем его представляет. (Учащиеся используют учебник с. 85-94  А.А.Плешакова и дополнительный материал, энциклопедии).

«Синоптики»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура  воздуха зимой,  продолжительность лета).

«Ботаники»: Изучить растительность тундры, назвать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.

«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).

«Экологи»: Представить в виде схемы деятельность человека в тундре; указать экологические проблемы, возникшие в тундре в  результате деятельности человека.

Проверка работы в группах.

Группа «Синоптиков».  Рассказ синоптиков.

Слайды 16, 17, 18

-На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Спасибо синоптикам.

Слайд 19

-Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

•        Расположена чуть южнее Арктики;

•        Холодная безлесная равнина;                

•        Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;

•        2 месяца – полярная ночь;

•        За короткое лето поверхность оттаивает

                     на глубину  от 50 см  до 1 метра;

•        Кругом болота,  мелкие озера;

        Лето очень короткое  (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)

-Оцените работу синоптиков. Какую бы отметку вы поставили? Обоснуйте.

- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Группа «Ботаников».

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Слайд 20

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

. Слайд 21

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

Слайд 22, 23

В тундре много различных мхов.  Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

 Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стелятся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые.

Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29

 Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Не хватило бы и вдесятеро большего, чем теперь, населения, чтобы успеть собрать и сберечь урожаи съедобных ягод!

Слайд 30

– Мы говорим о природе  России.  Какое дерево является символом России?

– Берёза.

– Художники и поэты воспевали берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

- Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Слайд 31

-Какие признаки присущи для всех растений тундры?

-Почему все растения тундры имеют карликовые формы, мелкие листья, растения стелются по земле и т. д?

-Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

•        карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

•        их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

•        растения стелются по земле, образуя подушки;

•        корни расположены близко к поверхности;

•        короткий период цветения и созревания плодов;

•        яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

•        растения многолетние.

•        короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота

-Оцените работу биологов. Какую бы отметку вы поставили? Обоснуйте.

Слайд 32

Физминутка. (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)

Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)

Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)

А зимою – не дрожи (похлопывают себя)

Сядем в нарты, и опять

Дальше тундру изучать (сели на место)

Группа «Зоологов». Слово предоставляется зоологам.  Животный мир

- В тундре есть  постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

-Послушаем группу «Зоологов»

- Давайте сначала познакомимся с некоторыми из них, а для этого отгадайте загадки народов Севера:

1.        От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это северный… (олень)

Слайд 33

 Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. Жители тундры разводят оленей. Оленье мясо употребляют в пищу, шьют из их шкур одежду и обувь. Олень – это средство передвижения.

  1. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

Слайд 34

 Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

4.        Всю зиму до самого лета

В наряд белоснежный одета.

Глаза, как зеленые блюдца,

Не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит,

Во тьме на охоту летит. (Сова)

Слайд 35

За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе сову прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается  грызунами. В тундре таким является лемминг. Она отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета. Размах ее  крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Увидит  – взлетает и глотает.  Нападает  на куропаток и даже ловит рыбу.

5.        Белый клубок – за белым – скок. (песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

Слайд 36

 Песец - один из немногих животных, способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У песца очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает  песцу  находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его  незаметным на снегу.

Слайд 37, 38

– Каких животных особенно много на болотах? (Насекомых)

Летом в тундре много комаров, мошек, северных шмелей. Их личинки развиваются в водоёмах тундры,

где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов.

Слайд 39

 Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето для гнездования. Это гуси, лебеди, утки, кулики. Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год.  

- Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

- Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

-Какие признаки  

Слайд 40

•        Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

•        Накопление слоя подкожного жира.

•        Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

•        Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

•        Зимняя спячка.

•        Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают  тундру).

-Оцените работу зоологов. Какую бы отметку вы поставили? Обоснуйте.

Страничка экологии. Слово предоставляется «экологам».

Слайд 41, 42, 43,44

  В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, собаках. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

Слайд 45

– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.

При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.  Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Слайд 46 

Деятельность человека в тундре:

•        ОЛЕНЕВОДСТВО

•        ОХОТА

•        РЫБОЛОВСТВО

•        ДОБЫЧА НЕФТИ и ГАЗА

-Оцените работу экологов. Какую бы отметку вы поставили? Обоснуйте.

- Какой вред от деятельности человека наносится тундре?  Как спасти природу тундры?

- Слайд 47

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Слайд 48

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

•        белый журавль или стерх;

•        малый или тундровый лебедь;

•        краснозобая казарка, кречет;

- Все они внесены в красную книгу России.  

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

Слайд 49

-И такой заповедник в Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979  года, где нашли свой дом многие  животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

IV. Закрепление изученного материала.

-  Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы  узнали на нём много нового и интересного.

Резерв

- Я предлагаю вам выполнить   задание в рабочей тетради на странице 44 № 5.

- - Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом!

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей, которые перед собой ставили?

-Что особенно понравилось?

-Что  удивило?

-О  чем бы другу рассказали?

Выставление отметок. Отлично потрудились на уроке …….., Хорошо потрудились ……

Слайд 50

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Прикрепите на доску. Благодарю за сотрудничество  на  уроке!

VI. Д/З  Составить цепи питания, характерные для тундры.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» ст. Зольской

Открытый урок в 4 классе «в»

«Тундра»

6_48big

Дата проведения: 22.10. 2015 год

Учитель: Куцева Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...