2 этап. Актуализация знаний. Цель- закрепить знания и умения. |
| Организовать работу на компьютере.
| - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир, мир живых существ. А вот мир каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим, собрав пазлы. (За компьютером работают по очереди несколько детей, собирая части мозаики).
Слайд 3. «Кластер» (на кластере появляется объект-насекомые) - Насекомые-самые распространённые обитатели животного мира на Земле. Их более 1 млн. видов. А назвали их так потому, что на теле этих животных есть полосы – насечки. Посмотрите, какие они все разные. - Ребята, а что вы знаете о насекомых? Что бы вы ещё хотели о них узнать?
Познавательные УУД
|
3 этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с различными видами насекомых. | Работать с информацией, представленной в форме кроссворда.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать фронтальную работу по разгадыванию кроссворда, показать учащимся всё многообразие мира насекомых.
| Слайд 4. Кроссворд. - Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать, о ком идёт речь. 1. Прыгает пружинка- Зелёная спинка. С травы - на былинку, С ветки на тропинку.
2. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
3. Те, с кем рядом я жужжала, Помнят – у меня есть жало И на брюшке полоса, Потому что я - …
4. Звучит труба басисто. Не трогайте солиста! Пускай садится на цветок И пьёт в антракте сладкий сок.
5. Не зверь, не птица – нос, как спица. Летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьёт, тот кровь свою прольёт.
6. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.
7. Ходит ходок через потолок, Всем надоедает, здоровью угрожает. А как осень придёт, ещё и кусаться начнёт.
8.Домовитые хозяйки пролетают над лужайкой. Похлопочут над цветком – он поделится медком.
9. Кто в лесу без топоров Строит избу без углов?
-Вы, разгадали кроссворд, молодцы!
Слайд 5. - Рассмотрите внимательно насекомых: похожи ли они между собой? Есть ли у них что – то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела.)
Слайд 6. Кластер. - Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики. По мере объяснения на кластере появляются названные объекты, по щелчку происходит их выделение.
|
| Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работа с учебником (с.20-21) - Посмотрите на картинку. Какое из этих животных – насекомое? - Посчитайте, сколько ног у бабочки, жука, стрекозы. Рассмотрите бабочку. Какая она красивая. Назовите части её тела.
- Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног.
- Посмотрите на рис. 21. - Сколько туфелек принес муравей бабочке? Зачем ей столько? Как вы думаете, можно ли ловить бабочек, а муравьев? Почему нельзя, они такие же красивые, маленькие? Предположите, что за ситуация изображена на картинке. Какое событие? - Назовите, каких насекомых вы знаете. Опишите их. Где вы их видели? Почему все насекомые разного цвета? Почему бабочки такие яркие? (Они маскируются под среду своего обитания). Где же обитают насекомые? (В воздухе, почве, воде). На кластере появляется объект «места обитания» - воздух, вода, почва.
|
4 этап.Закрепление изученного. Цель – систематизировать знания учащихся о группах животных этого класса. | Работать с информацией, представленной в форме текста.
Выступления учеников на основе заранее подготовленного учителем материала или личных наблюдений.
| Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать работу группами за компьютером. | Слайд 7. «Отгадай животное». - Отгадайте по описанию, о каком животном идет речь? -Это животное плетет красивую лёгкую сеть, чтобы поймать на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждет, когда кто – нибудь попадется в его ловушку. У него 8 ног. -Это животное делает землю плодородной. Роет узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Его можно найти под старыми корешками. После дождя оно выбирается на поверхность земли подышать. Тело этого животного покрыто пушком. Его звук – жужжание. Только оно может добраться до пыльцы клевера своим длинным хоботком. У него 6 ног и есть крылышки. Это животное быстро летает и умеет бегать по потолку. Очень любит, когда оставляют крошки на обеденном столе. - Это насекомые? - Кто из них насекомое? (Паук и червяк исчезают при щелчке по фото). - Почему вы так решили? Докажите.
Тренажёр. «Собери насекомое». - Кто у нас получился? (Божья коровка) - К какой группе животных они относятся? (Насекомые) Докажите. - А вы знаете, чем питаются эти насекомые?
Слайд 8. Кластер. - Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это бабочки, и мухи, и муравьи, и жуки. Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники. Например, божья корова поедает тлей, которые губят плодовые деревья. Стрекоза охотится на комаров и мошек. Итак, чем питаются насекомые? (Растениями, пыльцой, другими насекомыми). Как называются те, которые питаются другими насекомыми? (Хищники).Появляются объекты кластера – растительноядные, хищники.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что … ». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – «-». Работайте в парах.
- А чтобы проверить, верно ли ответили на все вопросы, послушайте мой рассказ. Слайд 9. - В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи наоборот, охраняют это насекомое. Точнее, они пасут тлей, как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Тлю так и прозвали: «муравьиная корова». Надо заметить, что это медвяная роса, выделяемая тлёй, губит деревья. Таким образом, муравьи делают два добрых дела – кормят семью и охраняют деревья. - Среди насекомых много жуков. Они умеют быстро бегать и летать. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами». Жуки бывают разные и по размеру. Длина жука – голиафа достигает 11 см. а один из самых крупных жуков – жук – геркулес. Его длина бывает 18 см, и половина его длины приходится на рог. -Самые красивые насекомые – это бабочки. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Осенью одни бабочки улетают в тёплые края, другие засыпают до весны. Некоторые бабочки стали редкими, и их необходимо охранять. Например, бабочка махаон занесена в красную книгу России. Как мы с вами можем позаботиться об охране этой бабочки? - Очень опасное насекомое – муха. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько миллионов различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать своё жилище от мух. -А вот интересный факт о насекомых. Пчела и стрекоза летают так быстро, что в полёте могут обогнать велосипедиста. - Итак, я повторяю вопросы, вы отвечаете на них и обосновываете свой ответ, опираясь на только что услышанные сведения. -Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!
Слайд 10. Кластер.
Появляются объекты «помощники » и «вредители». Сообщение учителя о пользе и вреде насекомых как итог этой беседы.
|
5 этап. Итог урока.Рефлексия. |
|
| - Сегодня на уроке мы много говорили о насекомых . Что же нового вы для себя узнали?
Составление панно. На столе учителя разложены вырезанные фигурки насекомых, пауков, червяков, на доске изображение дерева – яблони, один лист увеличен. Дети подходят, берут насекомое (или другое животное) и крепят на лист. Затем проверка, все ли животные на листе – насекомые.
Оценка урока. Каждый ученик прикрепляет на яблоню картинку, соответствующую оценке его работы на уроке. У каждого ребёнка на столе картинки: а) плод – «я узнал много нового» б) цветок – «урок прошёл неплохо» в) зелёный листок – «не совсем удовлетворён уроком» г) жёлтый лист –«мне было неинтересно» |