урок по теме "В царстве грибов" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иванова Татьяна Михайловна

Технологическая карта урока

 по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl._v_tsarstve_gribov.doc94.5 КБ
Office presentation icon k_uroku_v_tsarstve_gribov.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Вид урока: устный журнал

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная, групповая

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология развития критического мышления
  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

     Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Сценарий урока

1.Организационный момент. Приветствие.  

- Сегодня на уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с гостями.

    ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Возьмите конверт (1) и выполните задание: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием»    /открыть на доске/

- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?

/ответы уч-ся/

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.

                                                    /достать красиво упакованный подарок/

- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.

/развернуть/

- Для чего нам лукошко?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока!

- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов.

/открыть тему урока/

- Возьмите конверт (2) , внимательно рассмотрите картинки и распределите грибы на группы.

- Какие группы получились?

- Какую цель поставите перед собой?

/познакомиться с разнообразием грибов, …/

- Чтобы достичь цели урока составим план /кластер/

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

                        /слайд 1/

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека???

                                                - Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.

- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • понаблюдать;
  • найти информацию в книге;
  • спросить у другого человека;

                                                                                         

 (каждая группа работает по плану, который написан в маршрутном листе)

4. Актуализация знаний.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова ПРИРОДА?  (это то, что нас окружает, но не сделано руками

                                                                                                                                       человека)

        

- Что относится к неживой природе?

-Назовите признаки жизни (питание, движение, рост, развитие, смерть)

- Что относится к живой природе?

- Какая наука изучает растения? Животных?

- Какая наука изучает грибы?

- Возьмите маршрутные листы и найдите ответ на вопрос, задание № 1.

        Ответ уч-ся  МИКОЛОГИЯ  («микос – гриб, «логос» - наука)  

                                                                                                           /открыть на доске/

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов Лесовичок приглашает вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».

- Первая страница журнала

- Возьмите технологические карты, прочитайте задание и изучите строение гриба.

- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Как они называются?   /грибница/

                                       /слайд 2/

- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

- Из каких частей состоит наземная часть гриба?  /шляпка, ножка или пенек/

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

          РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

- Следующая страница

- Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки.    (обратить внимание на табличку над доской)

Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.    

1 гр. – питание, 2 гр. –размножение, 3 гр. – с кем дружат грибы, 4 гр. – роль грибов в природе.

  Сообщение групп: 1 гр. –ВЫВОД…. И т.д.

                                                  РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

 Физминутка.

Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок.

                     (собирают рассыпанные грибы)

Продолжение работы по теме урока.

- Откроем еще одну страницу журнала:

- Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

   они похожи на зонтик.     /слайд 3/
- Какие шляпочные грибы вы знаете?
- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на

   необычный гриб – это березовый гриб – чага. /слайд 4/
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю)  
/слайд 5/
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.    /слайд 6/
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.     /слайд 7/

- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России  и Хабаровского края.

                                                         /слайд 8/

                                                  РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

-  Следующая страница журнала:

Загадки        на слайде появляются отгадки     /слайд 9/

- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.   (Подосиновик)

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.   (Подберёзовик)

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    
(Белый.)

7.  Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.   (Поганка)

               

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

                                                                             /съедобные, несъедобные/

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

 

  «Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

                                                      РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

6. Этап первичной проверки понимания изученного.

- Последняя страница нашего журнала:

Работа в группах. Группы: грибники, кулинары, медики, экологи.

Каждая группа получает определенные символы (медики- картинка «Айболит», грибники- корзина, кулинары –поваренок, экологи – эмблема зеленая планета). Каждая группа работает по индивид. заданиям.

Грибники:

- как правильно собирать грибы?

Медики:

- Первая помощь при отравлении грибами.

Кулинары:

- Чем полезны грибы?

- Что делать с грибами, принесенными домой?

Экологи:

- Охрана грибов

Группы представляют результаты работы.

7. Закрепление и контроль полученных знаний.

  Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

- Руководитель группы раздаст тест, из конверта.    

     - Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.                                          

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..                                              

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.  

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.    

 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

 10.  Не производят питательные вещества, а поглощают  из почвы.                                                      

                                  Взаимопроверка (ключ на доске)

8. Рефлексия.

   - Вернемся к началу урока (работа с кластером)

   - Что узнали о строении гриба? И т.д.

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

   - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли

    -  Грибами питаются животные и люди

    -  Украшают лес, люди любуются ими

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

                                                                               /лестница успеха/

9. Информация о д/з

Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,

                     2) Придумать хитрые вопросы по теме,

                     3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.

- ПОЧЕМУ необходимо выполнять д/з?

10. Подведение итогов.

      - Наш урок подошел к концу.

Вернуться к девизу урока…

                                                               

                                                              Благодарю всех за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Координаты" 3 класс

В архиве находятся конспект урока в 3 классе по теме "Координаты" и приложения (презентация, раздаточный материал). Тема «Координаты» изучается после темы «Алгоритмы. Свойства алгоритма». Поэтому осно...

Презентация к уроку по теме "Множества" 1 класс

Данная презентация может использоваться на уроке информатики по курсу Горячева "Информатика в играх и задачах" при изучении темы "Множества"....

Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть

Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....

Разработка урока по теме:"Царства живой природы"

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...

урок по теме "Водоем" 2 класс

Данный урок поможет учителю решить следующие цели и задачи 1. Узнать: а) разные виды водоемов, познакомиться с водоемами нашего края; Б) отличия реки и озера; 2.Научиться различать части реки...

Разработка уроков по теме "Food" - 3 класс

Данный материал представляет разработку темы "Food" для 3 класса в технологии достижения прогнозируемых результатов....

Конспект урока по теме "Царство грибов"

Материал предназначен для обучающихся 1 класса, в котором они знакомятся с царством грибов и на основе понимания связей компонентов природного сообщества формируют бережное отношение к грибам,...