Формирование метапредметных результатов обучения в рамках дисциплины "Окружающий мир"
статья по окружающему миру на тему
Представленный материал представляет собой статью о формировании метапредметных результатов обучения у младших школьников в рамках изучения интегративного курса "Окружающий мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pn-35_sektsiya_5_shablya_a.a.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
А.А. Шабля
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Аннотация: в статье рассмотрены возможности дисциплины «Окружающий мир» по формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе; приведены примеры и способы достижения планируемых результатов обучения.
Ключевые слова: метапредметные результаты; планируемые результаты обучения; дисциплина «Окружающий мир»; формирование представлений.
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют развитию метапредметных результатов обучения.
Отличительной особенностью ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система обучения организуется таким образом, что вместо традиционного представления о результатах обучения в виде конечной суммы знаний, умений и навыков, формулируются реальные виды деятельности, которыми школьники должны овладеть к концу обучения в начальной школе. Требования к результатам обучения сформулированы в виде системы планируемых результатов, которые детально представлены в тексте Стандарта. Особое место среди них занимают метапредметные результаты, поскольку они обеспечивают овладение учащимися «ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» [10, с. 8]. Метапредметные результаты формируются на всех без исключения школьных предметах с учетом специфики и особенностей каждой из дисциплин.
Дисциплина «Окружающий мир» является одной из основополагающих в курсе начальной школы. На ее изучение в учебном плане выделяется по 2 часа на протяжении всех 4-х лет обучения. Предметное содержание дисциплины на протяжении всего обучения последовательно позволяет достигать тех результатов, которые определены в Стандарте. Связано это с тем, что материал в учебниках расположен циклично, а это позволяет постоянно повторять и углублять изученное ранее.
В ходе изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты:
1) Освоение доступных способов изучения природы и общества.
2) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3) Осознание целостности окружающего мира.
4) Освоение основ экологической грамотности и элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
5) Освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
6) Понимание особой роли России в мировой истории и воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
7) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.
В своей педагогической деятельности мы используем предметную линию учебников по дисциплине «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой [1-8], входящих в программу обучения в начальной школе «Перспектива» [9]. Спецификой учебников является то, что в них последовательно закладывается представление об окружающем мире в соответствии с концепцией, в основу которой положены три ключевых понятия: природа, культура, человек.
Используемая нами серия учебников позволяет формировать представленные выше результаты через предметное содержание. Это можно продемонстрировать на конкретных примерах по каждому из запланированных результатов.
1. Для освоения доступных способов изучения природы и общества учащимся даются задания и упражнения связанные с выполнением таких универсальных учебных действий как: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация. Такого рода задания присутствуют в каждой из изучаемых тем курса. Например: внимательно понаблюдайте за поведением птиц с приходом весны и запишите сделанные вами наблюдения; сравните между собой приспособления животных к теплому и холодному климату и т.д. Более полное представление о подобных заданиях можно получить, обратившись к учебникам.
2. Для развития навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире учащимся даются задания по типу «что будет, если»; формируются элементарные представления о трофических связях и круговороте веществ в природе; показываются последствия деятельности человека на природную и социальную среду. Например: покажите, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы; составьте рассказ «С кем дружит ива»; приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу и социальную среду; предположите, что произойдет с планетой, если на ней исчезнут все растения; предположите, что произойдет с животными, растениями, человеком, если планета Земля изменит свою траекторию по отношению к Солнцу.
3. Для осознания целостности окружающего мира учащимся показывается взаимосвязь человека с объектами живой и неживой природы; взаимосвязь людей между собой в семье, классе, обществе, государстве.
4. С целью освоения учащимися основ экологической грамотности школьникам предлагаются задания по распознанию природных объектов. Кроме того, для формирования элементарных правил поведения с учащимися ведется работа по следующим направлениям: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Примером этого служат следующие разделы «Наш дом и семья», «Мы и наш мир», «Всемирные духовные сокровища». В качестве заданий, которые даются учащимся, можно привести следующие примеры: найдите отличительные особенности классов живых существ; найдите отличия сезонных явлений и их характерные особенности; среди представленных объектов определите объекты живой и неживой природы; перечислите правила поведения в лесу; какие традиции и обычаи соблюдаются в вашей семье и др.
5. Для освоения норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде с учащимися периодически повторяется информация о правилах поведения в лесу, на воде, в городе, на дороге. При повторении учитывается специфика времени года.
6. Для формирования представлений об особой роли России в мировой истории и воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы со школьниками изучаются достижения нашей страны и ее вклад в развитие мировой науки, искусства, культуры. Примером этого служат разделы «Мы строим будущее», «Родная страна», «После Великой отечественной войны». Помимо этого закладывается представление о России как о едином отечестве для многих народов. Для этого со школьниками изучаются сведения о традициях, обычаях, праздниках разных народов, населяющих территорию нашей страны (русские, якуты, татары, саамы). Причем делается это в тесной связи с временами года, например: весенние праздники и обычаи, зимние праздники и обычаи и т.д.
7. Для формирования уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны с учащимися изучается природа и культура родного края, проводится сопоставление прошлого и современности, выявляется специфика жизни жителей города и села. Для этого служат разделы «Наш дом и семья», «Родная страна», «Город и село». Ребятам даются задания, в ходе выполнения которых учащиеся должны найти и использовать в своей работе на уроках информацию о нашем регионе. Например: найдите сведения о площади, численности населения и географических особенностях Приморского края (затем эти сведения используются для сопоставления с аналогичными данными других регионов и страны в целом); найдите сведения о площади и численности населения г.Уссурийска, сопоставьте эти данные с численность населения и площадью других городов Приморского края; используя данные о времени основания населенных пунктов в Приморском крае определите, какие города и поселки были основаны раньше всего. Кроме того, имеются задания, связанные с изучением истории и традиций семьи. Выполнение этих заданий требует обращения к семейным альбомам с фотографиями, беседу с родителями, бабушками и дедушками. Например: учащимся по материалам семейных архивов совместно с родителями необходимо составить таблицу «Родословное древо» и подготовиться к ее презентации перед своими одноклассниками; учащимся после беседы с родственниками необходимо подготовить рассказ на тему «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи»; школьникам необходимо подготовить выступление о профессии своих родителей.
Для более эффективного достижения планируемых результатов в своей деятельности мы применяем такие формы и виды работы как: дидактические игры, коллективные работы, экскурсии. Все они важны, поскольку позволяют разнообразить учебную деятельность школьников и создают условия для включения детей в новые виды деятельности.
В частности программой предусмотрены разнообразные экскурсии, которые позволяют расширить представления учащихся об окружающем их мире. Например: экскурсии на школьный двор и городской парк с целью ознакомления с природой в городской среде; экскурсии (с участием родителей) за город с целью знакомства с природой в естественных условиях; посещение библиотек, музеев, театров с целью ознакомления с культурным и историческим наследием; посещение заповедников и ботанических садов (для посещения можно использовать региональную специфику: Ботанический сад ДВО РАН, Уссурийскую астрофизическую обсерваторию, заповедник им. В.Л. Комарова). Школьники с большим интересом участвуют в экскурсиях, собирая необходимые материалы и выполняя задания. Положительный эффект после проведенных экскурсий и выходов остается на протяжении длительного времени.
Таким образом, можно говорить о том, что предметное содержание дисциплины «Окружающий мир» содержит в себе возможности по формированию планируемых метапредметных результатов обучения у учащихся начальной школы.
Литература
1. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
2. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.
3. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
4. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
5. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
6. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
7. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
8. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
9. Система «Перспектива». Модель основной образовательной программы образовательного учреждения / Сост. Н.И. Роговцева, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2013. – 155 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.
O подходе к результатам образования....
Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС
Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».
Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....
Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА
Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...
Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обучения
Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.Наше общество стало информационным. Произ...
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
laquo;Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Введение:Требования к результатам освоения об...