Откуда пошла Русь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цель:

·        Познакомить с понятиями племена (род), Русичи, Русь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_poshla_rus.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 40

Откуда пошла Русь

Цель:

  • Познакомить с понятиями племена (род), Русичи, Русь.

Задачи:

Воспитание любви и гордости за свою Родину.

Ознакомление с прошлым нашей Родины.

Развитие интереса к познавательной деятельности.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение темы урока.

- Представьте себе человека, который забыл своё прошлое. Забыл, кто его родители, где как жил, чему учился и что знал?

- Как вы думаете, легко такому человеку?

- Конечно, это ужасно. Тоже самое можно сказать и о человечестве. Горе ему, если оно забудет своё прошлое.

- А для чего надо знать историю, прошлое?

- Знание родной истории помогает осознать, чем твой народ отличается от других народов и государств. Знание истории помогает не повторять ошибок, за которые дорого заплатили наши предки, учитывать их горький опыт.

- А как люди узнают о прошлом?  (Слайд 1)

Предания (устный рассказ о том, что было);

Былины (песни-сказания нараспев);

Летописи (запись событий по годам (летам));

Записки иностранцев;

Находки археологов (орудия труда, посуда, одежда и т. д.)

- Вспомним, что изучает археология?

- Мы уже много интересного узнали о нашей стране. Сегодня мы начнём говорить о прошлом нашей страны, узнаем «Откуда пошла Русь» и совершим путешествие в прошлое. (Слайд 2)

- (Слайд 3) Посмотрите, вот так выглядит территория нашей страны. А примерно такой территория была, когда только зарождалась наша страна.

- Что изменилось с тех далёких лет.

- Была территория наших предков маленькая, а теперь она самая большая страна в мире.

-Что нам нужно выяснить? Какой вопрос напрашивается? Или что хотелось бы узнать? (Почему так произошло, что территория нашей страны была небольшой, а сейчас наша страна самая большая в мире)

- (Слайд 4) А теперь посмотрите поближе, на этой карте зелёным цветом выделена территория, где проживали наши предки.

- Кто такие предки? (Предки - это люди, от которых мы произошли)

- Первые поселения наших предков были на берегах Дуная. Жилось им там привольно: климат там тёплый, земля плодородная, растительность богатая. Но другие народы стали теснить их и им пришлось двигаться на другие земли. Селились по берегам рек и озёр, на высоких холмах, в лесах. Сначала они жили по берегам реки Днепра, но расселились и занимали всё новые и новые земли.

- Итак, почему наши предки стали расселятся на новые земли? (Их стали теснить другие народы)

- Скажите, а сколько человек в вашей семье?

- (Слайд 5) А вот раньше семьи были очень большими. В каждой семье было по 10-12 детей, а у взрослых детей свои дети и жили они все вместе со своими родителями. Это была большая семья, называлась - родом или племенем.

Племя (род) – это объединение нескольких семей.

- Ребята, мы живём с вами в самой большой стране, а как называют наш народ?

- Русские, а наших предков называли по-разному. На территории России 15 веков назад жили многочисленные племена. Их было около двухсот. (Слайд 6)

- Подумайте, как могли называть племена, живущие в полях? (Те племена, которые жили в полях, по берегам Днепра называли ПОЛЯНЕ)

- А тех, кто жил в лесах? (ДРЕВЛЯНЕ, потому что жили в лесах (от слова деревья))

- А в местах неровных с лесами и болотами, можно сказать с кривой поверхностью? (КРИВИЧИ - племена, которые жили в местах неровных с лесами и болотами)

- Племя, которое поселилось между рекой Припять и Двина, стали называть ДРЕГОВИЧИ. От слова «дрегва» - болото или непрочная сырая земля.

- А так же СЕВЕРЯНЕ, по рекам Десна, Сейм и Сула.

- РАДИМИЧИ - по рекам Сож и Сейм (союз 8 племён, которые породнились между собой)

- ПОЛОЧАНЕ – от речки Полоты, которая впадает в Двину.

- ВИТЯЧИ – основатель рода Вятка.

- ВОЛЫНЯНЕ

- ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ, а не славяне ( так их называли в летописях), жили вокруг озера Ильмень.

- Мы назвали только небольшую часть племён, у некоторых объяснили название, у некоторых нет. Вот все вместе племена называли СЛАВЯНАМИ.

- А вы хотите узнать, как выглядели наши предки?

- Как вы себе их представляете? Какими они были?

- (Слайд 7) Славяне были нрава доброго и очень гостеприимного. Выходя из дома, не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдёт путник. В древних письменных источниках говорится, что славяне храбрые и выносливые.

- (Слайд 8) По легендам и летописям можно представить славян. Красна - девица: глаза голубые, брови соболиные, щёки алые, будто маков цвет, шея белая, лебединая, походка гордая, поступь величавая.

- (Слайд 9) Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг «под горшок». Мужчины славились своей силой, не зря говорится «сила богатырская». Они были сильными, высокими.

- (Слайд 10) Семьи были большими и дружными. Молодые заботились о стариках.

- (Слайд 11) Старики присматривали и учили малых детей.

- (Слайд 12) Стариков уважали и почитали, во всём слушались.

- Скажите, как называется наше государство?

- А раньше, как называли? Кто знает почему?

- Многие считают, что название “Русь” связано с внешним видом славян: большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли “русы” или “русины”. Есть и другое мнение учёных: будто название “Русь” произошло от названия реки Рось: притока Днепра, где жили древние славяне-земледельцы. Но науке точно неизвестно, откуда пошло название “Русь”, существуют, и другие предположения и кому стало интересно, то вы можете найти другие версии, и мы заслушаем их на следующем уроке.

- (Слайд 13) Кто запомнил, какие предположения пошли по названию “Русь”?

А) внешний вид;

Б) по названию реки Рось.

- Итак, мы с вами знаем, на какой территории жили славяне. Скажите, а живя на берегу рек, в полях, в лесах, чем занимались наши предки.

- (Слайд 14) Ловили рыбу крюками, острогой, сетью. Река кормила и поила славян.

- (Слайд 15) В лесах было много зверья, птиц. И, конечно же, славяне занимались охотой. Охотились с луком и рогатиной.

- (Слайд 16) Птиц ловили силками.

- (Слайд 17) Собирали травы, ягоды и травы.

- (Слайд 18) А что же это за занятие? Посмотрите внимательно на картинку, где находятся мужчины? Что делают? Это занятие так же связано с лесом. Если вы присмотритесь, то на дереве можно увидеть дупло, а в дупле что как вы думаете? (Мёд)

- Да наше предки собирали дикий мёд, а называлось такое занятие БОРТНИЧЕСТВОМ. А этих людей называли бортниками.

- Это занятие было лёгкое?

- Оно было сложным и требовало от людей большого труда, времени, смелости.

- А как вы думаете почему? (пчёлы, медведи)

- (Слайд 19) Конечно, славяне пахали, сеяли, т. е. занимались земледелием. Это было их основное занятие. Землю обрабатывали мотыгой, сохой, т. е. плугом. А тем людям, которые жили в лесах, приходилось расчищать землю от леса. Это был очень тяжёлый труд. Первый год деревья вырубались, пни выкорчёвывались. Второй год деревья сжигали, а зола использовалась, как удобрение. Третий год засевали землю.

- Подумайте, легко ли жилось славянам?

- Конечно, тяжело. С утра до позднего вечера трудились наши предки.

- А вот, где они отдыхали, как вы думаете?

- А какие у них были дома? А как они назывались? (Землянки)

- (Слайд 20) Посмотрите на экран, примерно так выглядело жилище славян.

- А почему его так назвали?

- Зачем они засыпали землёй крышу, стены.

- (Слайд 21) Посмотрите, как было в самом жилище.

- Как обогревали свой дом наши предки?

- Были печи? Нет, они раскаляли камни докрасна на огне, а потом поливали их водой и паром нагревали жилище. Позже стали делать печи без трубы, а дым выходил через отверстие в стене. Поэтому в жилищах пахло дымом.

- (Слайд 23) И уже спустя многие годы люди научились строить добротные дома. Такие дома строили на севере.

III. Итог урока.

- На сегодня наше путешествие закончилось, а продолжим на следующем уроке.

- А сейчас скажите, что интересного, нового узнали на уроке?

IV. Домашнее задание: стр. 36-38 читать, ответить на вопросы, зад. 1-3 стр. 14 РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла славянская письменность

Материал приурочен к Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая...

Внеклассное мероприятие: "«Откуда пошла Русская земля».

«Откуда пошла Русская земля» Цели и задачи занятия: Образовательная цель:- расширить знания учащихся об истории своей Родины;-  привитие интереса к изучению истории нашей Родины, развит...

тест "Откуда пошла Русь"

тест "Откуда пошла Русь"...

Проектно-исследовательская работа "Откуда пошли названия у падежей"

Здравствуйте. Меня зовут Баширов Нияз. Я учусь в 3а классе гимназии №5 города Буинска Республики Татарстан. Моя научная работа называется «Откуда пошли названия у падежей».Цель моей работы Выяснить, к...