урок окружающего мира "Пётр 1"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гаранина Гульнара Габдульфатовна

Урок окружающего мира "Пётр 1"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Петр I

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  1. Образовательная  – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I; познакомить с жизнью Петра Великого;
  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1.Организационный момент

       -Выполнение теста по теме «Первые русские князья Руси. Иван Грозный»

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся  по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

2. Сообщение темы и целей урока:

-Послушайте, пожалуйста, такую историю:

В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,-  вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.

-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Мы будем  говорит о неутомимом и энергичном царе, о царе , который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».

3.Словарная работа:

На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Где можно узнать значение новых слов?

( в словаре)

-Воспользуйтесь словарями у вас на столе и объясните значение новых слов.

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

ЗОДЧИЙ – архитектор

3.Работа по теме урока:

-  Сообщение о Петре1. Выступления учащихся.

Давайте же послушаем, что вы приготовили.

     1) Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам.

 Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.

2) В четыре года Петр лишился отца. Когда пошел ему восьмой год, он начал учебу. Обычно царских наследников воспитывали  высоко образованные монахи,  но учителем  к Петру был назначен  не очень  грамотный,  но  терпеливый и ласковый подьячий  Никита  Зотов,  который не сдерживал  природное  остроумие  и  непоседливость  царственного наследника,  и даже сумел стать другом Петруше. Зотову нужно было  в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость,  но «дядька»  даже не пытался принуждать шустрого ребенка  к  многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону.  Он позволял царевичу вволю  бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.  Когда Пётр уставал  от беготни,  Никита  усаживался рядом и, неторопливо  вырезал деревянные  игрушки.  Царевич внимательно смотрел  на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом.

Никита Моисеевич  постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже - заказывал для него "потешные тетради" с красочными  изображениями  воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно

     3)Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

 Добавляю:

вы правы, царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки.

      4)Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

     5)В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи. Так к Петруше были приставлены товарищи из сыновей придворных. Образовался целый «потешный» полк, который назвали «Петровым». Одев солдат в темно-зеленую форму, Петр приказал иноземному офицеру обучить их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.

 Добавляю:

Именно с ботика началась любовь Петра  к морскому делу он положил начало рождению морскому  флоту.   Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии.
По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным.

     6)До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи. Царь сам, близко зная дело постройки кораблей, принимал в нем большое участие. Впоследствии вся страна участвовала в строительстве флотилии.

-Действительно, именно при Петре I Россия превратилась в настоящую, сильную морскую державу.

Физминутка:

Дружно встали.Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

- Выступление учителя.

300 лет назад при впадении р. Невы в Балтийское море находилось много малых и больших островов. Левый берег был болотистый, поросший лесом. На правом берегу приютилось несколько бедных деревень. И вот по приказу царя, в этом краю лесов и болот, начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Многие дома, набережные, мосты, дороги строились из камня, а его было мало. По велению Петра  каждый прибывавший в Петербург, должен был привезти с собой три камня, а если на судне – то по 10 – 30 камней. Центром  города  стало  Адмиралтейство,    от которого лучами расходились улицы. Одна из самых больших – Невский проспект.  

Основанием города принято считать 1703 год.
Петр I назвал свою столицу «парадизом» - ролле. В переводе – рай. Город рос, становился красивей, богаче. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра.   Бург – на немецкий манер – город. Город, созданный Петром I , с каждым годом становился краше и наряднее. Он стал столицей Российского государства..Царь особенно заботился о посадке садов и парков в новой столице, по его плану был посажен Летний сад – самый известный и красивый сад Санкт – Петербурга.

- Давайте полюбуемся видом этого удивительного города. (Просмотр видео ролика)

4. Закрепление.

Игра «Я знаю»

Синквейн «Пётр1»

5. Рефлексия.

 - Что узнали на уроке?

- Чему научились?

-Таким был Петр I. Во время своего правления он провёл множество реформ, выпустил первую печатную газету, ввёл новый календарь по которому новый год стали праздновать 1 января, открыл первый музей и публичную библиотеку, построил морской флот и город Санкт – Петербург. Народ прозвал его Великим за его великие дела. Он превратил Россию в великую державу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...