Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 1 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_programma_1_klass.docx | 88.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол №___от_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ средняя школа №180 _____________Н.А. Тронова приказ № ____от ____________ |
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 180 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Шуксто Марины Викторовны
по предмету «Окружающий мир»
для учащихся 1-«В» класса
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Общая характеристика предмета
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Содержание курса «Окружающий мир» основывается на следующих ведущих идеях:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Педагогическая цель и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Место курса в учебном плане
Программа курса «Окружающий мир» для первого класса рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:
- Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные материалы:
- Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2012.
- От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
ИКТ и ЦОР:
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Окружающий мир»
1 класс
№ п/п | тема | Кол-во часов | Организация контроля знаний | Результаты обучения за год | |
Кол-во практ/р | Кол-во пров/р | ||||
1. | Введение | 1 | Первоклассники научатся: - распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де¬ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц; - распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; - приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль-турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных; - характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем); - характеризовать признаки времён года; - объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.); - находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; - понимать правила поведения в природе; - называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; - называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; - называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; - называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, бла-годарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах. | ||
2. | Что и кто? | 20 | 6 | 1 | |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | 5 | 1 | |
4. | Где и когда? | 11 | 1 | 1 | |
5 | Почему и зачем? | 22 | 1 | ||
6 | Итого | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | |||
понятия | предметные | метапредметные | личностные | |||
1 | Задавайте вопросы! (Вводный урок) | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель. | ориентироваться в многообразии учебных пособий курса; понимать способы и средства познания окружающего мира. | ориентироваться в структуре учебника, пользоваться условными знаками; задавать вопросы об объектах окружающего мира; оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков | осознавать целостность окружающего мира; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл учения. |
2 | Что такое Родина? (Россия) | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | Россия, Родина, столица, Кремль, герб, гимн, флаг, президент. | рассказывать о своей стране; уметь пользоваться картинным планом; узнавать флаг, герб России, название своей малой родины. | принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков. | понимать свою принадлежность к российскому народу; гордиться своей Родиной. |
3 | Что мы знаем о народах России? (Народы Российской Федерации) | Познакомиться с многонациональным характером населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. | Национальность, Русские, Татары, Евреи, Карелы, Буряты, Осетины, Чукчи, Башкиры. Многонациональная страна. | освоить представление о многонациональном характере населения России и особенностях некоторых национальностей; рассказывать о национальных праздниках | понимать и принимать учебную задачу урока; анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное; вступать в учебный диалог в паре; находить новую информацию в диалоге со взрослым; оценивать свои достижения на уроке.
|
|
4 | Что мы знаем о Москве? (Москва — столица России) | Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк ) | Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро.Правительство, Государственная Дума. | знать столицу России: название, главные достопримечательности; знать органы власти, находящиеся в Москве; рассказывать о жизни москвичей-сверстников. | принимать учебную задачу урока и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из иллюстраций и фотографий; вступать в учебный диалог в паре. | проявлять интерес к своей стране; гордиться своей страной. |
5 | Проект «Моя малая Родина». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Малая Родина – Санкт-Петербург. | понимать значимость каждого города, села в истории и жизни Родины; понимать роль родного города (села) в жизни Родины. | выполнять задание в группе: договариваться о результатах; понимать отличие проекта от творческого задания; понимать подготовительные этапы проектной деятельности: постановка учебной задачи, планирование самостоятельной работы; знать способы самостоятельной работы с информацией: интервьюирование членов семьи, работа с фотоархивом, фотографирование. | интересоваться своей малой родиной; гордиться своим родным краем. |
6 | Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака) | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | называть объекты, видимые на дневном и ночном небе; знать форму Солнца, моделировать её с помощью пластилина; различать на ночном небе созвездие Большая Медведица. | понимать учебную задачу урока, оценивать её достижения; наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях; моделировать объекты окружающего мира. | определять мотивы учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
7 | Что у нас под ногами? (Виды камней) | Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | различать гранит, кремень, известняк; в практической деятельности определять образцы камней по фотографиям и рисункам; рассказывать о применении камней | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать объекты по разным признакам; выполнять задание в паре, самостоятельно проверять результаты деятельности. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; определять мотивы учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками. |
8 | Что общего у разных растений? (Строение растений) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | определять, показывать и называть части растений; определять соцветия. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; выполнять задание в группе: высказывать своё мнение, принимать точку зрения собеседника, осуществлять самопроверку результатов деятельности. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; определять личностный смысл учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками. |
9 | Что растёт на подоконнике? (Комнатные растения) | Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. | Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. Уход, почва, горшок, поддон. | узнавать, называть комнатные растения; определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; знать распространённые комнатные растения. | понимать учебную задачу урока, выполнять её и оценивать свои достижения; выполнять практическую работу в паре для получения новой информации | проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.. |
10 | Что растёт на клумбе? (Растения цветника) | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. | Космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула, клумба, цветник. | узнавать, называть растения цветника; определять растения с помощью атласа-определителя; знать распространенные растения цветника. | понимать учебную задачу урока, выполнять её и оценивать свои достижения; выполнять практическую работу в паре с целью получения новой информации. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
11 | Что это за листья? (Лиственные растения) | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. | Черешок, листовая пластинка, форма листовой пластинки. | распознавать деревья по листьям; описывать форму, окраску осенних листьев; наблюдать осенние изменения в живой природе | формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить и оценивать свои достижения; сравнивать, группировать объекты по разным признакам; пользоваться атласом-определителем. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства |
12 | Что такое хвоинки? (Хвойные растения) | Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. Распознавание хвойных деревьев. | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. | различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам. | формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства. |
13 | Кто такие насекомые? (Группы животных Насекомые) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | знать главные признаки насекомых; отличать насекомых от других животных. | формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог в паре; осуществлять самопроверку с помощью учебника. | иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. |
14 | Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. | Среда обитания, виды рыб, части тела рыбы, морские и речные рыбы. | отличать рыб от других групп животных; приводить примеры речных и морских рыб.
| формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; моделировать строение чешуи рыбы; вступать в учебный диалог в паре. | иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. |
15 | Кто такие птицы? (Группы животных Птицы) | Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Воздушное пространство, части тела птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы. Перья – главный признак птиц. | отличать птиц от других животных; знать строение пера птицы | формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; выполнять задание в паре, осуществлять самопроверку. | иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. |
16 | Кто такие звери? (Группы животных Млекопитающие) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. | Среда обитания, млекопитающие, части тела зверя, дикие и домашние звери, шерсть. | понимать отличия зверей от других групп животных; определять зверей с помощью атласа-определителя; понимать связь между строением тела животного и его образом жизни. | формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; устанавливать причинно-следственные связи в природе; получать информацию из иллюстраций учебника; выполнять задание в паре, осуществлять самопроверку. | проявлять целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. |
17 | Что окружает нас дома? (Предметы домашнего обихода) | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение. | характеризовать назначение бытовых предметов; приводить примеры бытовых предметов различного назначения. | понимать учебную задачу урока и стремиться её достигнуть; получать информацию из художественного текста; группировать предметы по различным признакам; работать в паре, проводить взаимопроверку; оценивать свои достижения | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; Проявлять целостный взгляд на окружающий мир; Проявлять ответственность за свой выбор. |
18 | Что умеет компьютер? (Компьютер в нашей жизни) | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями, сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. | Персональный компьютер, ноутбук, информация, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер, диск, флешка, интернет. | называть составные части компьютера, рассказывать об их назначении; сравнивать различные компьютеры; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. | определять учебную задачу урока, оценивать степень её достижения; в парах извлекать информацию из рисунка-схемы; обсуждать роль компьютера в жизни человека, высказывать свою точку зрения . | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свой выбор |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? (Безопасное поведение дома и на улице) | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника | Опасность, опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход. | понимать потенциальную опасность при обращении с предметами домашнего обихода; знать правила обращения с бытовыми приборами; знать правила безопасного поведения на улице. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; вступать в диалог при работе в паре, осуществлять самопроверку достигнутых результатов; прогнозировать возможные последствия своих действий; моделировать устройство светофора. | определять личностный смысл изучения темы; понимать ответственность за свой выбор; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
20 | На что похожа наша планета? (Форма и движение Земли) | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. | Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь. | иметь первоначальные сведение о форме и движении Земли; использовать глобус для демонстрации формы Земли. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; выдвигать и обосновывать предположения; извлекать информацию из иллюстраций в учебнике; вступать в диалог при работе в паре; моделировать форму Земли. | проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании.. |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Живая и неживая природа, опасность и безопасность. | обобщать и систематизировать изученный материал . | выполнять тестовые задания; оценивать свои учебные достижения; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами | принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира.. |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. | рассказывать о жизни семьи; называть членов своей семьи; рассказывать о членах своей семьи. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; отбирать из архива фотографии по определённым критериям; интервьюировать членов семьи; оформлять фотоальбом. | понимать значение семьи для человека и общества; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Вода в жизни человека) | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | представлять с помощью схемы путь воды от природных источников к жилищам людей; понимать необходимость экономии воды; понимать необходимость очистки воды. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; проводить опыт по очищению воды. | бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? (Электричество в нашем доме) | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | отличать электроприборы от других бытовых приборов; знать правила безопасности при использовании электроприборов; понимать схему доставки электричества потребителям; собирать простейшую электрическую цепь. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выполнять практическую работу в паре: договариваться о способах выполнения и представления результатов. | понимать необходимость экономии природных . ресурсов; понимать свою ответственность за состояние природы. |
25 | Как путешествует письмо? (Работа почты) | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | рассказывать о работе почты; рассказывать о пути письма от отправителя к адресату; различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки). | понимать и стремиться выполнить учебную задачу урока; оценивать свои достижения на уроке; составлять схему в парах, договариваться о способе выполнения задания, осуществлять самопроверку; извлекать информацию из иллюстраций учебника. | принимать социальную роль обучающегося; адаптироваться в развивающемся мире. |
26 | Куда текут реки? (Реки и моря) | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | прослеживать по схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду; изготавливать «морскую» воду с помощью морской соли. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы; сочинять сказочную историю по рисунку | бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. |
27 | Откуда берутся снег и лёд? (Состояния воды: снег, лёд) | Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | понимать происхождение снега и льда; знать форму снежинок и отображать её в рисунках. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда; распределять роли в группе и следовать им. | бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. |
28 | Как живут растения? (Растения — живой организм) | Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | называть этапы жизни растения; знать условия, необходимые для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях; делать выводы на основании анализа иллюстраций | проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. |
29 | Как живут животные? (Животные — живые организмы) | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка. | Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | рассказывать о жизни животных; доказывать, что животные — живые организмы. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку. | проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы. |
30 | Как зимой помочь птицам? (Зимующие птицы нашего края) | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | различать зимующих птиц (по рисункам и в природе); изготавливать кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; знать правила подкормки птиц. | формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; распределять обязанности » парах при изготовлении кормушки. | проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор; бережно относиться к ценностям природы. |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? (Сортировка и переработка мусора) | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе; понимать необходимость раздельного сбора мусора; находить применение бросовому материалу. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентации; вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение; выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку в учебнике; группировать объекты по заданному признаку | проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира. |
32 | Откуда в снежках грязь? (Источники загрязнения нашей планеты) | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | знать источники загрязнения снега; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать степень её достижения; выполнять практическую работу в паре: распределять роли; сочинять сказку на предложенную тему. | понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира . |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | обобщать и систематизировать изученный материал . | выполнять тестовые задания;
соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами. | определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира; формировать адекватную оценку своих достижений. |
34 | Когда учиться интересно? (Я — ученик) | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; | Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. | понимать значение слова «класс»: группа детей, которые учатся вместе, и помещение, в котором они учатся; рассказывать о том, как сделать учёбу интересной и успешной; рассказывать о своём учителе. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; анализировать в паре иллюстрации учебника; формулировать выводы из коллективного обсуждения. | принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы. |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | рассказывать о жизни своего класса по фотографиям; выделять самые интересные моменты в жизни класса. | понимать отличие проекта от творческого задания, различать этапы проектной деятельности: постановку учебной задачи, планирование самостоятельной работы, выполнение, презентацию, подведение итогов; выполнять задание в группе: распределять роли, договариваться о результатах, представлять результаты работы, оценивать свои достижения; извлекать информацию из фотографий; составлять рассказ о жизни в классе. | принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы. | |
36 | Когда придёт суббота? (Время и его течение. Дни недели) | Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в правильной последовательности. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять взаимопроверку в паре; анализировать иллюстрации учебника; сочинять сказочную историю по рисунку. | проявлять целостный взгляд на мир; проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; определять мотивы учебной деятельности. |
37 | Когда наступит лето? (Смена времён года) | Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради. | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | называть времена года и месяцы в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года, наблюдать сезонные наблюдения в природе и фиксировать наблюдения; называть любимое время года и объяснять выбор. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из схемы, кодировать ин- . формацию с помощью условных знаков; работать в парах: находить несоответствия на рисунках. | проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. |
38 | Где живут белые медведи? (Животный мир Северного Ледовитого океана и Антарктиды) | Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; приводить примеры животных, обитающих в холодных районах Земли. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями). | проявлять целостное восприятие окружающего мира . |
39 | Где живут слоны? (Животный мир саванны и тропических лесов) | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли; приводить примеры животных, обитающих в жарких районах Земли. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями); определять план действий совместно с учителем, работать в группе по плану. | проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
40 | Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) | Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | различать зимующих и перелётных птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать птиц по существенному признаку; работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку. | проявлять целостный взгляд на мир; бережно относиться к ценностям природы. |
41 | Когда появилась одежда? (История появления одежды и развития моды) | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. | Назначения: деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная | прослеживать историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; узнавать национальную одежду своего народа; различать типы одежды по назначению.. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в паре: договариваться о результатах выполнения задания; отвечать на вопрос, используя ключевые слова. | проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире: подбирать одежду, соответствующую конкретному случаю. |
42 | Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда) | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. | Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | рассказывать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать правила безопасной езды на велосипеде. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: определять сходство и различие объектов; получать информацию из рисунка в учебнике. | проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире. |
43 | Когда мы станем взрослыми? (Дети и взрослые) | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. | Взрослый человек, профессия, возраст. | сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи . | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: сравнивать рисунки в учебнике, делать выводы | проявлять целостный социально ориентированный взгляда на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире; рассуждать о том, что в мире зависит от наших поступков. |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | обобщать и систематизировать изученный материал. | выполнять тестовые задания; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами, оценивать свои учебные достижения; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами | принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира. | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (Солнце — ближайшая к Земле звезда) | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. | Солнце, звезда, восход и заход Солнца, день, ночь, созвездие | сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд; наблюдать картину звёздного неба, находить созвездие Льва. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: моделировать форму и сравнительные размеры некоторых звёзд, проводить взаимопроверку; получать информацию из атласа-определителя.. | определять мотивы учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать целостную картину мира. |
46 | Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли) | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. | Луна , естественный и искусственный спутник, отражение света, луноход, телескоп, поверхность Луна, Форма Луны. | понимать причины изменения видимой поверхности Луны; рассказывать об изучении Луны. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков в учебнике. | Понимать целостную картину мира. |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? (Дождь и ветер. Их значение для жизни растений, животных и человека) | Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. | Дождь, ветер, капли, облака, туча, воздух, колебания и движение воздуха. | рассказывать по рисунку о видах дождя; объяснять причины возникновения дождя и ветра; понимать значение дождя и ветра для живой природы. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: совместно обсуждать задание, договариваться о результатах, осуществлять самопроверку с помощью учебника; сочинять и рассказывать сказку по рисунку. | понимать целостность картины мира; принимать социальную роль обучающегося при работе в группе. |
48 | Почему звенит звонок? (Звуки в окружающем мире) | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. | Звук, тишина, шум, эхо. | различать звуки окружающего мира и передавать их голосом; понимать принцип возникновения и распространения звуков; понимать необходимость беречь уши | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; выполнять практическую работу в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; высказывать предположения, осуществлять самопроверку. | проявлять установку на безопасный, здоровый образ жизни; проявлять начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире . |
49 | Почему радуга разноцветная? (Радуга — явление природы) | Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Знание последовательности цветов радуги. | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Распад на цвета, спектр. | называть цвета радуги в определённой последовательности; понимать причины возникновения радуги. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; использовать приёмы запоминания цветов радуги; работать в паре: выполнять задание, осуществлять взаимопроверку; сочинять сказочную историю по рисунку в учебнике. | понимать целостность картины мира; получать эстетическое удовольствие от наблюдения явлений природы. |
50 | Почему мы любим кошек и собак? (Домашние животные) | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. | Кошка, собака, домашние питомцы, ветеринар. | описывать по плану домашнего питомца; рассказывать об уходе за кошками и собаками; обсуждать своё отношение к домашним питомцам. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из иллюстраций учебника; высказывать и обосновывать предположения; работать в паре: договариваться о результате выполнения задания. | проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы. |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдений; рассказывать об интересных ситуациях, связанных с домашним животным; составлять рассказ о домашнем животном | понимать отличие проекта от творческого задания; понимать этапы проектной деятельности: постановка учебной задачи, планирование самостоятельной работы, выполнение, презентация, подведение итогов; выполнять задание в группе: распределять роли, договариваться о результатах; извлекать информацию из фотографий; представлять результаты работы, оценивать свои достижения. | принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы. | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Разнообразие цветов и бабочек на лугу) | Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. | Бабочка, луговые цветы. Правила поведения на лугу. | знать и выполнять правила поведения на природе; понимать взаимосвязь цветов и бабочек. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: определять объекты живой природы с помощью атласа-определителя; анализировать и сравнивать иллюстрации учебника; высказывать и обосновывать предположения; сочинять сказочную историю по рисунку. | иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы. |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | определять обитателей леса по звукам; знать и выполнять правила поведения в природе. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи на основе информации учебника, осуществлять самопроверку. | иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы. |
54 | Зачем мы спим ночью? (Значение сна в жизни человека) | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. | Сон, ночной отдых, ночные животные, ночные дежурства. | понимать значение сна в жизни человека; знать правила подготовки ко сну и оценивать правильность своих действий; рассказывать о сне животных. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: осуществлять самопроверку; сравнивать рисунки учебника, делать выводы. | понимать и принимать ценности здорового образа жизни. |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Значение овощей и фруктов в питании человека) | Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Овощи и фрукты. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | различать фрукты и овощи; понимать роль витаминов в жизнедеятельности организма; знать и соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, осуществлять самопроверку с помощью учебника, оценивать свои достижения на уроке; группировать предметы по основному признаку; работать в группе: находить информацию в учебнике, определять роль витаминов в жизнедеятельности организма; сочинять сказку по рисунку. | понимать и принимать ценности здорового образа жизни |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Соблюдение правил гигиены) | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать осн. правила гигиены. | Важнейшие правила гигиены, гигиена, зубная паста и щетка, мыло. | обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; объяснять назначение предметов гигиены; знать приёмы чистки зубов и мытья рук; формулировать основные правила гигиены. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из рисунков учебника; выполнять практическую работу в паре: определять последовательность действий и осуществлять взаимопроверку. | понимать и принимать ценности здорового образа жизни. |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? (Средства связи и средства массовой информации) | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. | различать средства связи и средства массовой информации; знать виды телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет, журналов; понимать назначение Интернета. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из рисунков учебника; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы; определять сходство и различие предметов и их функций. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
58 | Зачем нужны автомобили? (Разнообразие и значение автомобилей) | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройством автомобиля. Электромобиль. | классифицировать автомобили и объяснять их назначение; знать основные детали автомобиля. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку; выполнять задание на основании информации из учебника; сочинять сказку по рисунку. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
59 | Зачем нужны поезда? (Железнодорожный транспорт) | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. | Поезда, наземный и подземный транспорт, железная дорога, метро, пассажирский и товарный поезд. | определять назначение поездов; классифицировать поезда в зависимости от назначения; знать устройство железной дороги | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку; выполнять задание на основании информации учебника. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
60 | Зачем строят корабли? (Водный транспорт) | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные). Устройство корабля. | определять назначение кораблей; называть и показывать на схеме основные части корабля; классифицировать корабли в зависимости от назначения. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку и самопроверку; выполнять задание по информации рабочей тетради. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
61 | Зачем строят самолёты? (Воздушный транспорт) | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта. | Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. | определять назначение самолётов; называть и показывать на схеме основные части самолёта; классифицировать самолёты в зависимости от назначения | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку и самопроверку; обобщать изученный материал. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте) | Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | обобщать сведения о транспорте; понимать необходимость соблюдения правил безопасности в наземном транспорте. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы; моделировать правила безопасности в транспорте. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свои действия. |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте) | Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | обобщать сведения о транспорте; понимать необходимость соблюдения правил безопасности на водном и воздушном транспорте. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы; моделировать правила безопасности на транспорте. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свои действия. |
64 | Зачем люди осваивают космос? (Освоение космоса) | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос». | Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции, ракета | понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; понимать значение искусственных спутников Земли. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку; моделировать экипировку космонавта. | определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? (Первоначальное представление об экологии) | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; | Экология, эколог, Зеленый дом. | приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе. | понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; находить ответы на вопросы в тексте учебника. | иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы. |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | обобщать и систематизировать изученный материал. | выполнять тестовые задания;
| принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....
рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...