Конспект открытого урока по окружающему миру "Звездные узоры"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок окружающего мира "Звездные узоры" по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира по теме «Звезды и созвездия»

во 2 классе «В»

МБОУ СОШ №6 им. К. Минина

(программа «Гармония»)

Учитель: Сарина Татьяна Сергеевна

Высшая квалификационная категория

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: продолжение знакомства детей со строением Вселенной, формирование представления о звездах, о созвездиях, их разнообразии

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • формировать понятия "звезда" и "созвездие";
  • познакомить с наиболее яркими созвездиями;
  • учить находить созвездия на карте звездного неба;
  • познакомить с легендами о звездах
  1. Развивающие:
  • развивать умение целенаправленно наблюдать небесные тела;
  • расширять кругозор детей;
  •  способствовать обогащению словарного запаса
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к наблюдению звезд и созвездий;
  • воспитывать чувство красоты и гармонии;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Ход урока

  1. Организационный момент

Глазки ваши не просто смотрят,

Они все видят и все замечают.

Ушки ваши не просто слушают,

Они все слышат и все улавливают.

Головка думает. А язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума.

  1. Введение в тему урока

Слайд 2 (звучит музыка)

- Думаю, что вы догадались, что сегодня на уроке мы продолжим наше космическое путешествие. А вот к какому объекту мы направимся, вы должны будете определить.

Работа в парах.

-Запомните слова, которые я буду произносить, и запишите только первые буквы. Слова повторяю два раза.

 Земля, ветер, ель, земля, дом, астра

Слайд 3.

Проверка выполнения задания

- Какое слово получилось?

- Сформулируйте тему урока.

- Любите ли вы смотреть на звезды? Почему? О чем думали? О чем мечтали? Что чувствовали?

- Я тоже люблю смотреть на звездное небо, такое глубокое, завораживающее своей красотой. Мне всегда кажется, что в звездах заключены какие-то загадки. Некоторые из них мы сегодня попробуем узнать.

  1. Актуализация знаний

Слайд 4.

- Что мы уже узнали о звездах на уроках окружающего мира? (Слайд 5,6)

Слайд 7. 

-Выберите один из вопросов и подготовьте ответ.( Работа в парах)

      А) Отгадай загадку. Все ли в ней правильно сказано?

     Не сочтешь их в час ночной,

     Днем – не видно ни одной.

      Б) Почему днем не видно других звезд, а ночью не видно Солнца?

Проверка ответов учащихся.

- О чем же идет речь в первой загадке? Какую ошибку нашли в загадке?

- Почему днем не видно звезд? (Свет Солнца ярче света звезд)

- Чтобы убедиться в этом, проведем опыт.

Проведение опыта.

-Давайте сравним свет фонарика днем и вечером (включаем фонарик в классе при ярком освещении и при выключенном свете). В первом случае его свет не заметен, во втором – хорошо виден. Свет звезд похож на свет фонаря: днем Солнце ярко освещает небо, и его свет оказывается ярче света звезд, из-за солнечного света звезды не видны. Их можно увидеть только ночью, когда нет Солнца.

  1. Постановка проблемных вопросов

- Что еще вы хотели бы узнать о звездах?

Слайд 8

- Сегодня постараемся получить ответ на следующие вопросы:

  • Сколько звезд на небе?
  • Одинаковы ли звезды по цвету? Почему?
  • Почему же звезды  светятся точками, а не так как Солнце, диском?
  • Что называем «созвездием»?

  1. Решение проблемных задач

Слайд 9

- Как бы вы ответили на вопрос: «Сколько звезд на небе?»

- Невооруженным глазом ночью в небе можно увидеть около 6000 звезд (в обоих полушариях). Если взять бинокль или телескоп, то звезд можно увидеть в тысячи раз больше.

- Вы часто рассматривали звездное небо, наблюдали за звездами. А заметили ли вы, одинаковые или разные звезды по цвету? Какого цвета звезды?

Слайд 10,11

- Звезды имеют разные оттенки света. Одни белые или голубоватые, другие желтоваты или даже красноваты. Почему звезды неодинакового цвета?

Слайд 12

Работа с учебником с. 90( под изображением звездного неба) – самостоятельное чтение с пометами

- Проверим наши предположения. Прочитайте, отмечая v  то, что вам было известно, + то, что вы узнали, ! то, что вам показалось особенно интересным.

 - Итак, «наряды» звёзд зависят от их температуры. Красные – сравнительно холодные (хотя их температура несколько тысяч градусов, больше, чем температура лавы при извержении вулкана в несколько раз!), жёлтые – горячие (например, звезда Солнце). У белых звёзд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звёзды – голубые, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов. Нигде в природе на нашей планете вы не встретитесь с такими температурами!

Слайд 13

- Звезды различны и по величине. Есть звезды – карлики. Есть звезды – крошки, они не только меньше Солнца, но меньше Земли и Луны. А есть звезды – гиганты. Самые крупные звезды в 2400 раз больше Солнца. Но, несмотря на такие огромные размеры, на небе они все равно кажутся нам светящимися точками. Почему же звезды  светятся точками, а не так как Солнце, диском?

- Звезды – очень далекие светила. До Солнца тоже рукой не дотянешься. Но, по сравнению со звездами, это небесное светило находится рядышком с нами, хотя до него  миллионы километров. Мы знаем, что солнечный свет преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8минут 20 секунд. А вот свет от самой близкой звезды идет к земле четыре с половиной года.

  1. Закрепление изученного

Слайд 14

- Хотите проверить, насколько вы были внимательны? Ответьте на вопрос: «Чем различаются звезды, которые изображены на рисунке?»

  1. Физкультминутка «Обсерватория»

Слайд 15

– Представьте, что мы находимся в обсерватории, здании, оборудованном для  наблюдений за космическими объектами.

Прежде, чем астроному смотреть на звёзды, он открывает купол обсерватории (руки перед собой, раздвигаем) (ж-ж-ж) 

Выдвигаем телескоп (поднимаем голову вверх, правой рукой – крутим (маховые движения), левой рукой – изображаем движение телескопа) (у-у-у) 

Протираем тряпочкой объектив телескопа (шик-шик).

А там, в небе зажигаются звёзды  (чпок).

Астрономы восхищаются (ах-ах-ах )

  1. Решение проблемных задач

Слайд 16

-Рассмотрите старинную карту звездного неба. Предположите, почему звезды на ней соединены линиями.( Работа в парах)

- Что такое созвездия?

- Наиболее яркие, заметные на темном небе группы звезды древние ученые объединили в созвездия. Звезды созвездий люди мысленно соединяли друг с другом прямыми линиями, и получались причудливые фигуры. Каждому созвездию дали свое имя

- Какие созвездия вы знаете?

-Названы они именами мифических героев, персонажей легенд: Персей, Геркулес, Кассиопея, Андромеда. В названиях некоторых созвездий отражены формы фигур, которые воображали наблюдатели: Треугольник, Корона, Весы. Встречаются и названия животных: Лев, Жираф, Лебедь, Большой Пес.

Часто в расположении звезд трудно и даже невозможно рассмотреть то, о чем говорит название созвездия. Большая медведица, например, напоминает ковш. Очень трудно себе представить на небе Жирафа или Рысь.

Слайд 17

-На старинных атласах звездного неба созвездия изображены в виде геометрических фигур, людей, животных. На современных звездных картах выделено 88 созвездий. Картинки на них уже не рисуют.

-Я предлагаю познакомиться с некоторыми созвездиями.

Игра «Найди созвездие». Работа в группах.

1) Рассмотрите  звездное небо. Соедините звезды, чтобы получилась фигура созвездия.

2) Подготовьте рассказ об этом созвездии, используя данный вам материал.

1 группа – созвездие Большой Медведицы

2 группа – созвездие Лебедь

3 группа – созвездие Орион

4 группа – созвездие Кассиопея

Слайд 18 -21

Проверка выполнения задания

- Определите на слайде, что это за созвездие.

(От  группы выходит представитель и рассказывает о созвездии)

- Рассказ подготовленного ученика об истории названия созвездия.

7. Рефлексия

- Закончите предложения…

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

  1. Домашнее задание.

- Выбери заинтересовавшее тебя задание:

желтая звезда – подготовить легенду о созвездии

синяя звезда- сделать аппликацию созвездия

красная звезда - подготовить сообщение «Что думали о небе и звездах в давние времена?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...