Окружающий мир "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл грибы29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: Грибы. (УМК «Начальная школа XXI века)

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с грибами как особым царством живой природы.

Планируемые результаты:

Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, выполняют задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы, ориентируются в учебнике, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, коммуникативные:  сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач, предлагают помощь в сотрудничестве, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, доносят свою позицию до других

Предметные: выделяют царства живой природы, разнообразие и различие съедобных и несъедобных грибов, строение грибов и растений, значение грибов для человека и природы, правила сбора грибов.

Личностные: самоопределение: следуют нормам здоровьесберегающего поведения, нравственно-этическая ориентация: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от встречи с одноклассниками, проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций, принимают ценности мира.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, схема «Природа», аудиозапись «Звуки леса», карточки для фиксации результатов исследований индивидуальные и групповые, микроскопы, препараты с плесенью, макеты грибов, пенопластовые шарики, таблицы фиксации результатов исследований на доску, картинки, карточки с фразами, ноутбуки, тесты, карточки с д/з, грибочки для рефлексии.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Мы с вами покажем наш урок гостям. У вас всё получится!

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Актуализация знаний

-Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы.(аудиозапись) Что вы себе представляете?

- Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы.

- Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет не упустить?

- Очень хорошо. Вы все правы. А что из того, о чём вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового?

- А вы хотите быть сегодня исследователями? Наверное вы знаете, что ученые-исследователи всегда строят свою речь очень грамотно, вот и вы попытайтесь давать грамотные, полные ответы. А помогут вам карточки с началом фразы.

- Тогда начинаем исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир.

- Какая бывает природа?

-Какие признаки живого вам известны?

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете объекты живой природы. Я предлагаю поиграть в игру «Живое – неживое». Если я называю живое – вы хлопаете в ладоши, если неживое -  сидите тихо.

( Солнце, дерево, река, заяц, волк, охотник, камень, туча, дождь…)

-Как поют птицы, лес.

- Внимательными.

-Наблюдательными.

- Тихими, потому что на природе нужно вести себя тихо.

- А ещё нужно исследовать всё, что тебе попадается, чтобы разгадать загадки окружающего нас мира.

( Дети сначала называют по одному качеству, а потом говорят, что нужны все.)

- Да.

- Это всё, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека, и природа.

- живая и неживая.

- Всё живое рождается, питается, растёт, размножается и умирает.

Постановка проблемы

- Молодцы! А на какие две большие группы, два мира можно разделить всю живую природу? (живые организмы)

-Игра «В каком мире я живу?». Ваша задача распределить объекты живой природы в нужную группу: растений или животных. (одуванчик, мышь, комар, яблоня, гриб)

- Ребята, а разве грибы – это растения? Почему?

-А можно ли грибы отнести к животным? Почему?

- Наши мнения разделились.

-Куда же нам отнести грибы? Вызывает ли у вас этот вопрос затруднение? Как, по-вашему, о чем мы сегодня поговорим на уроке? Сформулируйте тему урока. (на доске появляется тема урока)

-животные и растения

-распределяют по группам

- Грибы растут из земли, как и все растения.

- Но у грибов нет веток и листьев, нет цветов.

- Наверное – гриб – это уже плод, он на него похож.

- Похож, но не плод.

- А ещё грибы не имеют зелёной окраски. Они не растения.

-Они не передвигаются как животные.

-Да.

- На уроке мы будем говорить о грибах.

Поиск пути выхода из проблемной ситуации

-Давайте будем выяснять, что такое грибы.

-Когда вы говорите о грибах, какие вопросы у вас возникают? Что вы хотите узнать? Составим план урока. В этом помогут таблицы на доске.

-Ваши группы-исследовательские лаборатории, а вы – настоящие ученые. В каждой группе назначим старшего, он будет озвучивать решение всей группы. Какие правила работы в группе вам известны?

-На столах у каждого участника группы есть индивидуальные таблицы результатов исследования, где каждый фиксирует свои наблюдения. После чего группа совещается и приходит к единому мнению, которое отмечает на таблице результатов исследования всей группы. Всё ясно?

-Проведем первое исследование:

1.ОПЫТ (сравнение строения растения и гриба)

-Посмотрите на таблицы на доске. На какой первый вопрос мы с вами будем отвечать?

-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить строение гриба с растением и животным. У вас на столах есть схема строения гриба и растения. Какие части растений можем выделить?

-А какие части гриба видите?

-Давайте сравним их строение. Назовем сходство. (корень и грибница похожи, стебель и ножка похожи). Отличие (у грибов нет цветов, почек, у растения нет шляпки).

Давайте посмотрим на цвет растений. Каков он?

–А почему растения имеют зеленую окраску?

-А знаете ли вы, что…

Листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию.  За счёт энергии солнечных лучей углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы, в теле растений образуются питательные вещества. Для того чтобы питаться, им не надо кого-нибудь ловить, выслеживать или собирать. Они готовят себе нужные вещества сами.

-А что можно сказать про окраску грибов?

-Есть ли у грибов листья? Можно ли отнести грибы к растениям?

-А теперь нам нужно сравнить грибы с животными. Посмотрите вокруг, есть ли в этом классе животные? А если повнимательнее… На самом деле, мы с вами – представители животных. Будем сравнивать грибы с собой.

-Подумайте, похожи ли грибы на животных?

-Могут ли животные готовить себе питательные вещества сами, из солнечной энергии, как растения? (нет)

-Какой вывод мы можем сделать? Каждый член группы зафиксируйте результат наблюдений в таблице, группа совещается и руководитель группы дает нам ответ на вопрос: Что такое грибы? (отмечаем на доске)

-Верно. Грибы – это особое царство. Сверим наш вывод с учебником на стр. 25.

ФИЗМИНУТКА (электронная)

-Слушать всех, никого не обижать.

-Что такое гриб?

-Корень, стебель, лист, почка, цветок.

-грибница, ножка, шляпка.

-Зеленый.

-Не зеленые.

-Листьев нет. Они не могут сами создавать питательные вещества.

-НЕТ.

- Нет! У них нет ног, они не могут передвигаться, как это делают животные.

-Это не растения и не животные. Это особое царство.

Первичное закрепление

 -Вы видели грибы?

-Еще раз вспомним, из каких частей состоит гриб, можете пользоваться иллюстрацией в учебнике, либо изображением на слайде?

В рабочей тетради на стр 8 № 13.*******

-На что похожа грибница?

- Если мы перевернём гриб шляпкой вниз, то на её нижней поверхности у одних грибов увидим пластинки, собранные в юбочку, а у других – множество отверстий-трубочек. В пластинках и трубочках созревают мельчайшие частички – споры.

- На что похожи споры?

- Как вы думаете, зачем грибам споры?

-Проведем еще один эксперимент:

2. ОПЫТ

-На столах у групп есть контейнеры с шариками, представим, что это споры. Каждый участник группы возьмет немного «спор» и высыплет их обратно в контейнер. Какие споры? (легкие) А теперь представьте, что вы-это ветер.. Возьмите в ладонь немного «спор» и дуньте на них. Что произошло? (разлетелись). Так для чего же грибам такие маленькие, легкие споры? Отметьте ответ в индивидуальных карточках, в группе и руководитель группы даст нам ответ. (Отметить на доске) Какой вывод?

-А для чего же нужны грибы?

-Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут». Объясните почему?

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-А какие грибы опасны для нашего здоровья и даже жизни?

-К нам в гости пришел грибник, он хочет поделиться с вами очень важной информацией, которую вы должны хорошо запомнить. (мухомор, поганка, желчный гриб, сатанинский)

В шляпке славной, ярко-красной,
В белых крапинках атласных.
Вы его, друзья, не рвите
И в корзинку не кладите.
Хоть красивый он на вид,
Очень гриб тот ядовит.
И стоит, как светофор,
Несъедобный мухомор.

**

Жёлчный гриб, жёлчный гриб,
Благородный с виду гриб.
Присмотрись  ко  мне – признаюсь:
От  других  грибов  в  лесу
Я  по  виду  отличаюсь,
Ножка  толстая  внизу.
Сетчатый  рисунок  тонкий
На  ноге  моей  найдёшь,
Не  забудь,  я  очень горький, 
Хоть  на  Белый  и  похож.

**

Скромный, тоненький и бледный... 
Этот гриб, представьте, вредный. 
Попадёт грибочек в суп – 
Вас в больницу увезут. 
Потому что ядовитый, 
И на всех вокруг сердитый. 
Мы оставим на полянке 
Эту бледную поганку.
 

**

Не напрасно назван "чёртов" -
Ядовит, как сто чертей,
Заедай его хоть тортом -
Вызывать потом врачей.
Ловко прячется под маской,
С виду - будто боровик,
Сеткой чёрною, атласной
Ножку прикрывать привык!


-Спасибо, грибник, присаживайся. Да, опасных грибов много. Что же делать, если вы найдете такой гриб?

-Поработаем в парах. У каждой пары есть карточка с ситуацией, прочтите ее и подумайте, как бы вы поступили?

Два мальчика, Дима и Миша, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошёл в условленное место, где они договорились встретиться. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной, полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморов?» - удивлённо спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» - ответил Миша.

-А знаете ли вы, что мухоморы используют в медицине как средство для лечения нарывов. Раньше ими травили мух – отсюда и название- мухомор.

-Сделайте вывод о значении грибов в природе.

-Немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА динамичная

-Да.

-Шляпка, ножка – тело гриба, грибница.

-На ниточки.

- На семена. Размножаться.

-Споры нужны грибам для размножения!

-Их едят животные.

-Есть ядовитые грибы.

-Опята, белый, дождевик, шампиньон..

-Бледная поганка, мухомор…

-Выступает ученик.

-Раздавить, выбросить.

-Ответы детей.

В природе нет бесполезных организмов.

- Животные лечатся мухоморами.

- В природе все грибы важны.          

- И нельзя несъедобные грибы срывать, они тоже нужны в природе!

- И ещё важно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные, чтобы не отравиться.

Самостоятельная работа

- К сожалению, у меня не было возможности дать вам задание провести дома с родителями один опыт. Поэтому я вырастила для вас грибы…. (показ плесени) Что это такое?

- Ребята, имеет ли отношение плесень к теме нашего урока?

- Мнения у вас разделились. Предлагаю вам посмотреть на плесень под микроскопом и рассказать, что вы там увидите.

3. ОПЫТ

-На столах у групп есть микроскоп. Каждый участник группы по очереди посмотрит на плесень, нам будет интересно узнать, что вы там увидите?

-У плесени есть мельчайшие нити грибницы, на концах ниточек есть шарики – это споры.

-Так что же такое плесень? Сделайте вывод, зафиксируйте результат на карточке, потом в группе и руководитель озвучит нам его. (отметить на доске.)  (грибы)

-А знаете ли вы, что есть грибы, у которых нет ножки и шляпки! Наша плесень относится к этим грибам.

-А человек использует плесневые грибы?

-Вы наверняка слышали такое слово как «антибиотик», пенициллин. В словаре Сергея Ивановича Ожегова пенициллин описывается как лечебный препарат из некоторых видов плесневого грибка. Лечебный, значит приносит пользу. Вот его и изготавливают из плесневых грибов особого вида.

-Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

-Сбор грибов – очень интересное занятие.

-Но мало кто знает как правильно их собирать. Проведем опыт.

4. ОПЫТ

-На ваших столах есть макеты грибов. Будьте аккуратны и неторопливы в работе! Какой первый способ сбора грибов? (вырвать) Осторожно вырвем гриб под номером 1. Что видим? (вырвали с грибницей). Второй гриб срежем ножом для пластилина. Что видим? (осталась ножка) Представьте, что пойдет дождь, что случится с остатком ножки? (начнет гнить) А затем начнет гнить и грибница. Каков третий способ сбора грибов? (выкрутить) Аккуратно выкручиваем гриб под номером 3. Что видим? (ничего не повредили). Отметьте в карточках, какой способ сбора оптимален? Обсудите в группах, озвучьте ответ. (отметить на доске)

-Какой вывод сделаем?

- Плесень – это что, гриб?

- Нет, не может быть, её же не срезают, у неё нет ножки и шляпки.

- Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.

-Дети рассматривают заранее приготовленные препараты.

- Плесень состоит из множества тонких ниточек. Чем-то она похожа на грибницу. Только у плесени нет ножки и шляпки.

-Плесень  - это гриб!!!

-Да.(нет)

-Вывод: грибы можно выкручивать.

Рефлексия

-А сейчас я предлагаю троим из вас пройти тестовые задания по пройденному нами сегодня материалу.

-Возвратимся к началу урока, к нашему кластеру, то есть схеме. Мы начали урок с того, что мы не знали, куда, в какое царство нам поселить наш грибок. А теперь, проведя исследование, мы можем сделать некоторые выводы. Куда же мы отнесем гриб? (особое царство) Особое царство… раз мы ученые.. давайте дадим ему название… (царство грибов) Обобщим работу на уроке. Вам помогут таблицы на доске. (особое царство, размножается спорами, плесень – это вид грибов, грибы можно выкручивать, ядовитые грибы нужно знать, не знаешь-не бери.) Сначала отдельно, потом один ученик обобщает и обобщает учитель.

- Замечательно! Давайте представим, что наш класс-это грибница, а вы – грибы. Я предлагаю каждому оценить свою работу на уроке карточками в форме грибов. Если вы довольны вашей работой – поднимите желтую карточку, если нет – красную.

- А теперь я оценю самых активных на уроке.

-тестовые задания в оболочке.

-Дети поднимают. Если красная карточка, то аргументируют выбор.

Домашнее задание

-На выбор (на карточке).

-Рабочая тетрадь стр 8 № 12

-Сообщение об 1-2 грибах (можно в форме презентации)

-Провести опыт по выращиванию плесени с родителями.

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...