урок естествознания 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
здесь помещен конспект урока ествествознания по УМК "Школа России"4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_probnogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОС «Школа России» А.А. Плешаков
Тема урока: «Мир глазами эколога»
Цель урока: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состоянием природы.
Задачи урока:
- Образовательные: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
- Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
- Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Тип урока: объяснение новой темы
Оборудование урока: мультимедийная презентация
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 1-3 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока. Тема нашего урока- «Мир глазами эколога». 1 слайд | Приветствие учителя, психологический настрой к уроку |
Работа над новым материалом 25-30 мин. | Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с экологическими проблемами, рассмотрим экологические организации, узнаем, как важно беречь природу. Учитель начинает рассказ и ставит проблемный вопрос: «Кем является человек природе- сыном или покорителем?». слайд Когда-то у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, заводов, различной техники, современных жилищ, привычной одежды. Жизнь людей зависела от капризов природы. Из-за неудачливой охоты они голодали. Сильные морозы или засуха грозили им гибелью. Наши далекие предки приклонялись перед силой природы, они чувствовали свою зависимость от природы. слайд Но постепенно многое изменилось. слайд Появились заводы, фабрики, разнообразные машины, дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы и решили что все на планете подвластно. - Ребята, а почему древний человек зависел от природы? - Как вы думаете, что случилось спустя некоторое время? Но вскоре покорение человеком природы приводило к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а губят его. слайд Оказалось, что люди по-прежнему связаны множеством нитей с природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном природы, а не ее покорителем. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. - А когда возникли экологические проблемы?(19-20 века) - Что значит проблема, что это такое? (Проблема- трудная ситуация, которой необходимо найти решение.) слайд - А какие проблемы знаете вы? (проблема населения, космоса, продовольственная проблема, энергетическая) Учитель рассказывает о проблемах мира. Демографическая проблема- проблема рождаемости и смертности, т.е. прироста и убыли населения в гос- ве. Демографический взрыв начался в Европе в 19 в.. В Средние века в Европе были высокие уровни рождаемости и смертности, детей рождалось много, но их лечить не умели и большая доля детей умирала от эпидемий и голода, поэтому прирост населения был минимальным. В Новое время уровень рождаемости оставался высоким. Но улучшилось мед. обслуживание и повысилось благосостояние. Это и стало причиной демографического взрыва в период индустриализации. - Почему в средние века в Европе были высокие показатели рождаемости и смертности? Проблема освоения космоса- космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Проблема здоровья людей- в последнее время в мировой практике при оценке качества людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Ведь именно здоровье служит основой полноценной жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. Тем не менее многие болезни еще продолжают угрожать жизни людей, зачастую приобретая глобальное распространение. Большой вред здоровью наносит курение. - Как вы думаете почему здоровье выдвигается на 1 место в жизни людей? Продовольственная проблема- сегодня проблема продовольственного обеспечения приобрела наиболее драматический, даже катастрофический характер в развивающихся странах. Несомненно, что голод и недоедание существуют в мире начиная с истоков развития человечества. Уже в ХІХ–ХХ в. миллионы человеческих жизней забрали вспышки голода в Китае, Индии, Ирландии, во многих странах Африки. Существование голода порождено общей отсталостью и бедностью развивающихся стран, что привело к огромному отставанию сельскохозяйственного производства от потребностей в его продукции. В наши дни «географию голода» в мире определяют прежде всего самые отсталые, не затронутые «зеленой революцией» страны Африки и Азии, где значительная часть населения живет буквально на грани голодной смерти. Энергетическая и сырьевая проблемы- проблемы надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. В нашу эпоху необходимо рационально использовать минеральные ресурсы, относящиеся к категории исчерпаемых и невозобновляемых. - Какие ресурсы можно отнести к категории невозобновляемых и исчерпаемых? - Сегодня мы с вами рассмотрим экологические проблемы. - Дайте определение этому понятию. (экологическая проблема- опасное из изменение в окружающей среде под влиянием человека ) слайд - А какие экологические проблемы знаете вы? Учитель начинает рассказ об экологических проблемах. Проблема загрязнения океана, водного пространства. слайд Ежегодно в океан попадают огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки рыб. В 1972 г. В Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной смерти явилась полиэтиленовая пленка. Решение: для уничтожения следов нефтепродуктов используются эффективные химические препараты. Работают специальные суда-«губки», они всасывают, впитывают нефтяные пятна. - А почему птицы и рыбы гибнут в нефтяных пятнах? - Какие меры для защиты океана от загрязнения необходимо принять? Учитель называет ученика который прочитает проблему исчезновения леса, с.43 Проблема исчезновения тропических лесов. 10-11 слайд Тропические леса- «лёгкие леса» наше планеты. Густая и пышная растительность джунглей выделяет в воздух много кислорода. В связи с вырубкой леса нарушаются цепи питания, уменьшается кислород в атмосфере, вымирают растения и животные, изменяется климат, происходит опустынивание. Люди уничтожают леса ради древесины, места для построек, сельхозпосевов. На нашей планете уже уничтожено 50% тропических лесов. Решение: необходимо высаживать новые деревья, чтобы поддерживать баланс в природе. - Ребята, а почему так важны тропические леса? (тропические леса- легкие нашей планеты) - Что необходимо сделать, чтобы спасти тропические леса? Ученик читает третью проблему с.44 Проблема мусора. 12-13 слайд - Ребята, как вы считаете, эта проблема актуальна в наше время? Почему? - А какие меры необходимо принять, чтобы исправить эту проблему? ФИЗМИНУТКА 14 слайд Воробьишка потянулся, Учитель: - А что делает человечество для спасения природы? - Чтобы решать эти проблемы, необходимо широкое международное сотрудничество. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. - Какие международные соглашения знаете вы? Одно из таких соглашений является: Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. 15 слайд - Дайте определение понятию Конвенция Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны животных Африки, Южной Америки, Азии, пример: красивых птиц, леопардов, слонов, обезьян. - Также созданы различные международные организации по охране природы. - Какие вы знаете международные организации по защите природы?
Одно из них- Всемирный Фонд Дикой Природы WWF. 16 слайд Отделения этого фонда действуют по всему миру во всех странах, его штаб-квартира находится в Швейцарии. - Посмотрите на эмблему этой организации, какое животное изображено? - А почему эмблемой является панда? (это одно из редких животных мира). - Известна и другая организация защиты природы: Гринпис. 17 слайд Эта организация борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, редких видов растений и животных. Штаб-квартира находится в Амстердаме. Учитель: - Ежегодно человечество отмечает экологические дни. 18 слайд - Какие вы знаете экологические дни? - Какая цель этих дней? (помочь людям осознать, как важно охранять природу). Некоторые из них представлены на слайде в таблице. Вывод: итак, сегодня мы с вами познакомились с экологическими проблемами, рассмотрели организации по защите природы, узнали, какие существуют экологические дни. | Учащиеся внимательно слушают Ему необходимо было выжить. Природа стала погибать и человек понял, что он не во власти над природой Внимательно слушают проблема населения, космоса, продовольственная проблема, энергетическая Беседа с учителем Детей рождалось много, а лечить от болезней их не умели Здоровье является основой полноценной жизни человека и общества в целом Уголь, нефть, газ и т.д. Нефтяная пленка покрывает водную поверхность, тем самым перекрывает доступ кислорода в воду легкие нашей планеты Да, человек не умеет правильно убирать за собой мусор. Необходимо мусор перерабатывать на комбинатах Выполнение физминутки Заключают международные соглашения по защите природы Панда- одно из редких животных мира 22 апреля- День Земли и т.д. Рассмотрение таблицы |
Закрепление изученного материала 5 мин. | Учитель задает проблемный вопрос, поставленный в начале урока: - Кем приходится человек природе- «сыном или покорителем»? - С какими экологическими проблемами вы познакомились на уроке? - Какие экологические организации мы сегодня рассмотрели? Учитель читает стихотворение. 19 слайд | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Человек является сыном природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Урок естествознания по системе Занкова
В данном уроке используются занимательные материалы - загадки, кроссворды, а так же работа с энциклопедиями...
КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...
Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".
Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...
Урок естествознания 4 класс.
Тема "Кожа. Гигиена кожи"....
урок естествознания в 1 классе
Сквозная тема: ПутешествиеРаздел: 4 Земля и космосПодраздел: КосмосУРОК: ЕстествознаниеЦель урока 1.4.2.2. описывать приборы и летательные аппараты для изучения космосаБлиц турнир по ...
Конспект урока естествознания в 8 классе VIII вида:"Млекопитающие-звери"
Конспект урока естествознания в 8 классе....