Конспект урока естествознания в 8 классе VIII вида:"Млекопитающие-звери"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Гарипова Эльмира Мансуровна

Конспект урока естествознания в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звери-млекопитающие.

Тип урока: Урок открытия нового знания  

 Цель:

 -узнать что общего у зверей, почему их называют млекопитающими;

-узнать, чем различаются  звери;

 

Планируемые результаты 

Личностные УУД: 

-действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других учиться работать в  паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

-Понимать значение   «животные», « звери»,  «млекопитающие», «место обитания»,  «дикие», «домашние».

-Знать чем различаются  звери,  чем похожи.

Основные понятия:  животные, звери, млекопитающие, место обитания,  дикие, домашние.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

Ужасно интересно,

Все то, что неизвестно!

Сейчас мы побудем с вами исследователями.

- Познанием  какого  большого мира мы займемся?

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Это вы сейчас узнаете, распределив картинки на группы . Перечислите кто изображен на картинках. (слайд 1)

(воробей, щука, лягушка, окунь, собака, дождевой червь, бабочка-капустница, тигр, крокодил, ворона, медведь, кит)

- Каким одним словом назовем их? (Животные)

-Какой мир сегодня будем познавать?( Мир животных).

- Распределите их на  группы. (Птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, черви, земноводные  ).

- Какие животные остались? В какую группу их можно объединить?

Дети распределяют животных по группам.

-В какую группу  надо определить кита? (Одни дети считают в группу-рыбы, другие- звери)

-У вас разные мнения. Давайте кита оставим в стороне, чуть позже вы сможете дать верный ответ.

-Животный мир  огромный. На уроке мы будем  познавать часть этого мира животных- зверей. (На доску вывешиваю таблицу: Звери)

-Все ли звери названы нами в 3 группе? Вы знаете еще?

-Почему же ученые их определили в группу под названием «звери»?

3. Построение проекта выхода из затруднения

-Сегодня нам необходимо это выяснить.

-На уроке вы будете пользоваться своими полученными ранее знаниями о зверях и получите новые. А чтобы получить новые знания и ответить на вопрос : почему их определили ученые в группу под названием «звери», необходимо провести работу и ответить на вопросы:

1.Что общего у зверей?

2. В чем их различие? (На доске появляется  плакат с вопросами) (слайд 2)

4.Реализация построенного проекта

А)Выяснение ,что звери-млекопитающие.

Слайд 3

-Посмотрите на картинки с изображением мам-зверей с детенышами. Верно ли, что  собака откладывает яйца, высиживает их и из них  появляются щенята?

-Что общего у зверей в появлении детенышей? (Рождаются живыми)

-Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? (Молоком)

-В древности слово  « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком». Разгадаем слово и узнаем как называют всех зверей.

 На доске карточки:

Млеко+питание+ющие= млекопитающие (слайд 4)

-Как называют зверей?(Млекопитающие)

- Почему их объединили ученые в одну группу?(Рождают живых детенышей и кормят их своим молоком)

- Все ли детеныши рождаются способными сразу самостоятельно передвигаться? (Слайд 5). 

- Нет, детеныши кроликов, например, рождаются голыми и беспомощными, а детеныши овцы- покрытые шерстью, зрячие и способными почти сразу бежать за родителями.

-Сделаем вывод. Как называют всех зверей? ( Звери-млекопитающие).

 

Работа в паре.

 

Б ) Группировка  зверей на домашних и диких

-Теперь нам предстоит  выяснить, в чем их различия. Слайд 6

- Посмотрите на слайд. На какие группы распределим зверей? (Домашние и дикие) Слайд 5

 Чем отличается  жизнь диких животных от домашних.

Слайд 7

Игра с мячом «Ты-мне. Я- тебе».

Называю зверя - бросаю мяч. Ученик говорит домашний он или дикий- бросает мяч обратно. Затем дети играют друг с другом.

(Носорог, слон, таракан (слово-ловушка: это насекомое), верблюд, свинья, петух (слово-ловушка), заяц, рысь, конь, лось, сом (слово-ловушка), олень, зебра,  курица (слово-ловушка),  крот)

Задание «Опознай зверя»

-Откройте учебник на странице 136. Рассмотрите иллюстрации, назовите зверей.

- Ребята, чем еще различаются млекопитающие?

Они разной окраски, разного размера.

- С чем это связано? (с местом обитания, образом жизни)

- У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров- шерсть.

- Для чего нужна шерсть? (терморегуляция, маскировка).

- Отгадайте загадку: «Зимой белый-летом серый». О каком процессе идет речь? (линька)

- Сколько раз в году она происходит? Примеры из жизни домашних животных.

 (слайд 8)

Крупное изображение головы коровы и птицы.

- Что еще во внешнем строении отличается от других изученных нами групп? (ушная раковина, ресницы, веки-защищают глаза от пыли и увлажняют их)

С 139 рис 113- почему ноги у зверей расположены под туловищем? (быстрое передвижение)

Запись основных признаков млекопитающих в тетрадь. Взаимопроверка.

(кормят детенышей молоком, тело покрыто шерстью, есть ушная раковина, ресницы, веки, ноги расположены под туловищем)

Проверка с образцом (слайд 9)

Работа в группах.

1 группа.

- Найти в энциклопедиях информацию о …

1.Этот зверёк ведет ночной образ жизни, а днем спит, повиснув вниз головой на дереве. (летучая мышь)  Слайд 10

Дополнение учителя: Летучая мышь -тоже зверь. Выкармливает детенышей молоком. Питается она насекомыми, лягушками, ящерицами, птицами. Зимой она спит.

2.Очень удивительно, что это животное называют зверем. Живёт он  в море. Вскармливает детёнышей молоком, дышит воздухом. Водит дружбу с людьми. (Дельфин ) Слайд 11

Дополнение учителя: Дельфины дышат воздухом, поэтому они всплывают постоянно на поверхность воды для вдоха. Как же спят дельфины, если им необходимо каждый раз всплывать? У них поочередно спят полушария г/м и глаза.

3. Это самый крупный зверь- млекопитающее из всех животных, когда либо, обитавших на Земле. Живёт в океане. Шкура гладкая и ровная.(кит) Слайд12

Дополнение учителя:  Длина кита достигает 33 м. Питается он мелкой рыбой и другой живностью, обитающей в океане.

-Молодцы, вы успешно справились с работой.

-Теперь вы можете сказать, к какой группе относится  кит? Почему?

2 группа.

Задание: Выбрать из всех карточек млекопитающее и заполнить карточку.

3 группа: Распределить животных по группам.

В)Группировка по месту обитания

-Мы уже нашли два различия у зверей: домашние и дикие. А есть ли еще различия между ними по каким-то признакам? Нам предстоит  их выяснить.

-Рассмотрите еще всех зверей в книге. По какому признаку их можно распределить в группы?

-Все ли они живут в лесу? Или в поле? А может в воде? (распределение по месту обитания)

Где обитают дельфин и кит? (в море)

-Кенгуру? (в жарких странах)

-Белый медведь? (в холодных странах)

-Бурый медведь, лиса, волк? (В лесу)  

Слайд 13

Место обитания    -      в жарких странах,     в холодных странах, в лесу,  в степи,    в море.

- Еще какие различия есть у животных?

Способ зимовки, хищные и травоядные, всеядные.

5.Включение в систему знаний и повторение

-Какие вопросы мы поставили перед собой в начале урока?

1.Что общего у зверей?

2. В чем их различие?

- По какому общему признаку их объединили в группу-«звери»? (Рождают живых детенышей, млекопитающие)

-Чем различаются млекопитающие ? (Дикие - домашние, по способу зимовки, по месту обитания, по типу питания)

У детей лист с изображением контуров животных.

Из предложенных картин выбрать только зверей.

  Слайд 14  (Проверяют работу в соответствии со слайдом)

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-  Какие новые знания открывали на уроке?

-Какие вопросы ставили перед собой? Нашли ответы на них?

-Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку».

Если в моем высказывании есть ошибка- даем сигнал. Потом обоснуйте свой ответ.

Все представители животного мира- млекопитающие.(нет, только звери)

Среди зверей есть дикие и домашние.

Тело всех зверей покрыто густой шерстью. (нет, у  дельфина и кита густая шерсть отсутствует )

Все звери обитают в лесу. (нет)

Кит и дельфин- рыбы, т.к. живут в воде.(нет)

-Подведите итоги своей работы на уроке, используя  высказывания : Слайд15

Я знаю..

Я могу…

7. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

«Я доволен своей работой».

«Я не доволен своей работой».

«Ещё остались вопросы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс VIII вида

Презентация к уроку чтения 2 класс VIII вида на тему "Буква заблудилась" А. Шибаев...

Конспект урока в 1классе шк.VIII вида. на тему::" Решение примеров и задач в пределах 10".

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.Цель урока: повторить изученный материал и закрепить вычислительные навыки         (сложение и вычитание в предела...

Конспект урока . Математика 2 класс. "Угол. Виды углов"

Данный урок - урок изучения нового материала по программе "Школа России". Данная тема была раскрыта при помощи элементов формальной логики....

Конспект урока математики (3 класс). Тема: Виды треугольников. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о классификации треугольников по видам углов.Планируемые результаты:Предметные:знать: виды треугольников по типу углов, их особенности ...

Конспект урока математики 3 класс. Тема: " Виды треугольников"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Виды треугольников (по соотношению сторон)»Цели деятельности учителя: знакомство с разными видами треугольников; закрепление вычислительных навыков, умен...

конспект урока в 1 классе viii вида для ребёнка с РАС Правописание строчной и заглавной буквы О

конспект урока в 1 классе viii вида для ребёнка с РАС Правописание строчной и заглавной  буквы О...