Историческое время
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
· Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
· Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас.
· Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_vremya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4
Историческое время
Цели:
- Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
- Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас.
- Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
- Что является стрелкой в солнечных часах?
- Какое время показывают часы в полдень?
- Как можно проверить точность хода часов?
- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
- Как называются часы с использованием воды?
2. Блиц-опрос.
- Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы. (Да.)
- В солнечных часах стрелкой является маятник. (Нет.)
- Электронными часами пользовались монахи-летописцы. (Нет.)
- Самые точные часы атомные. (Да.)
- В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы. (Да.)
- Механические часы появились тысячу лет назад. (Нет.)
- Водяные часы – современные. (Нет.)
- Часы с кукушкой называют электронными. (Нет.)
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
- Что же означает само слово дата? (Это когда называют – день, месяц и год события.)
- Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (Календарь.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем сегодня говорить о датах и календарях.)
- Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.
IV. Что такое календарь.
1. Работа по учебнику.
- Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
- Давайте об этом прочитаем в учебнике. (Учащиеся читают статью «Что такое
календарь» на стр. 22 (1 абзац).)
- Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?
- Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (Даты происходящих событий.)
2. Работа с тетрадью на печатной основе.
- А с вами происходили важные события?
- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
- Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на стр. 9 №21. (На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).
- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10 лет.)
- Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.
- Сколько прожили десятилетий ваши родители, дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 23 учебника.
- Как развивалось человечество?
V. Как изображают течение времени.
1.Чтение отрывка.
- Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
- Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л. Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин:
«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»
- Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?
- Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.
- Чем настоящее время отличается от исторического времени? (В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.)
2. Просмотр презентации «Лента времени».
- Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
- Что еще отмечают на «ленте времени»? (День, неделю, месяц, год, век, эру.)
- Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (Год, век, тысячелетие.)
Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).
- Сколько веков составляет тысячелетие? (10 веков.)
- В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.
- А как же надо определять век по году?
- Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год. (Объяснение сопровождается показом на доске.)
- Все годы каждого века с 1-го по 100–й включительно относятся к одному веку.
- За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н. э.).
VI. Обобщение знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос.
- В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)
2. Работа с пословицами.
А) - Вставьте пропущенное число:
….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.
- Какая получилась дата? (1147)
- Что эта дата означает? (Основание Москвы.)
- К какому веку она относится? (XII в.)
Б) - Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля:
Семеро с ложкой, …. с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.
- Какая получилась дата? (1495)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится? (XYв.)
VII. Итог урока.
- Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
- Как следует называть дату события?
- Какие единицы исчисления используют историки?
- Что такое «лента времени»?
- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?
- Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание: стр. 22-25 читать, стр. 25 ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"
Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...
Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"
В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....
Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).
Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...
интегрированный урок, окружающий мир, 3 класс, тема: труд людей в разные исторические времена
Урок является заключительным по разделу "Труд людей в разные исторические времена" (Умк "Начальная школа 21 века"), интегрирован с информатикой и "Истоками". Применяются активные формы обучения: работ...
презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена"
презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена". УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс...
Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"
В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...
Рабочий лист по окружающему миру 4 класс .Тема "Историческое время .Лента времени".
Рабочий лист содержит базовые понятия и практические задания по теме "Историческое время. Лента времени" ....