"НАШ КРАЙ" Урок по окружающему миру 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Исаева Ирина Владимировна

 Урок изучения по теме "Наш край" с использованием регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_nash_kray.docx225.3 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока:  Родной край – часть  России  

Цель: Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области).

Задачи:

-   систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края;

-  определения границ знания и «незнания»;

- способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

- развивать интерес к предмету «Окружающий мир»

Оборудование: мультимедийный проектор, средства обратной связи (сигнальные карточки), дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды с программным материалом.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:  Я думаю, что вы очень много знаете о  природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только  о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте  проверим, так ли это.

I. Индивидуальная работа (карточки)

1.Определите, о какой природной зоне идет речь:

(соотнеси название с описание природной зоны)

Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота.

Зона пустынь.

Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев

Зона степей.

Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые.

Ледяная зона.

Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров.

Тундра.

2. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания:

•  Сова, змея, подорожник, слизень.

•  Кузнечик, орел, ящерица, клевер.

II. Разминка (устно) 

  1. Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот)
  2. У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)
  3.  Как называется гнездо белки? (гайно)
  4. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы.  Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)
  5. Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)
  6. Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)

- К какой природной зоне относятся эти животные?

 III. Работа над новым материалом 

Звучит песня (слова О. Высотской, музыка В. Локтева): «Песня о Родине»

– Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия.

-  Как вы думаете, что входит в состав России?

- Может вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

– Давайте, познакомимся с административной картой России. Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

– Что вам говорят условные обозначения?

– Посмотрите, сколько республик (16), краев (3), автономных округов (9) и областей (5) в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей.)

– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) – учебник стр.136-137.

– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

– А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)

– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)

– Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая Родина? (Республика  Башкортостан – Южный Урал)

– Кто наши соседи? На севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областью, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.

– В какой природной зоне мы живем? (лесная, лесостепная, степная, а также горно-лесная и горно-лесостепная).

– А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?

 Фильм о Башкортостане.

III. Физкультминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж, захватывает дух! (Махи руками.)

– Перечислите города (Уфа, Белебей, Стерлитамак, Бирск, Мелеуз), реки (Белая, Урал, Дёма, Сакмара, Ай).

Территория Республики включает 54 района, 21 город, 7 городских районов и округов, 2 поселка городского типа, 828 сельских администрации

– Найдите город, в котором мы живем. (Белорецк).

– Чем богат наш край? (полезные ископаемые: нефть, бурый уголь, железная руда, золото, гранит, кварцит и т.д.)

– Какие отрасли производства у нас развиты? (топливно-энергетический комплекс, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность и др).

- А что вы можете сказать по поводу растительного и животного мира республики?

Растительный и животный мир

Леса занимают около 39% территории края. Они образованы 20 видами деревьев. Главными из них являются хвойные - сосналиственницаельпихта. Сосны и лиственницы часто произрастают вместе. Образованные ими леса называют светлохвойными. Как правило, совместно растут также ели и пихты. Это темнохвойные леса.

В наших лесах распространен также дуб. С ним соседствуют клен, липа, ильм. Эти деревья вместе с различными кустарниками образуют широколиственные леса. В таких лесах довольно богат травяной покров.

Широко распространена в нашем крае и береза. Она часто растет вместе с осиной, образуя березовые и осиновые леса.

В поймах рек растет осокорь (черный тополь), а также белый тополь, ива, вяз, ольха, черемуха.

http://www.priroda-rb.info/images/rasteniya.jpg

Карта растительности Башкортостана


На севере, в лесной зоне, распространены широколиственно-тем-нохвойные леса. Они состоят из ели и пихты с примесью липы, березы, осины и других лиственных пород.

К югу, в пределах лесостепной зоны, преобладают широколиственные леса из липы, клена, ильма и дуба. В этих лесах разнообразны кустарники - калина, орешник, шиповник, рябина и другие.
Эта зона наиболее освоена человеком. Леса здесь сохранились значительными массивами лишь в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, а также по правобережью реки Белой на востоке Западного Башкортостана.

В Горном Башкортостане произрастает около трех четвертей всех лесов республики. В распределении растительных сообществ в горах Урала сказывается вертикальная поясность. Наиболее полно она проявляется на высоких горных массивах - Ямантау и Иремель.
Нижний пояс до высоты в 700 м представлен широколиственными и смешанными лесами. Они состоят из дуба, клена, липы, местами с примесью ели и пихты. На высотах от 700 до 1100 м распространена горная тайга с преобладанием ели. Еще выше, от 1100 до 1300 м, лес сильно редеет, распространяются высокотравные поляны, ;но и они постепенно сменяются моховым покровом.

Выше 1300 м простирается гольцовый пояс с преобладанием тундровой растительности - брусникой, мхами, различными травами, кустами можжевельника и карликовой березкой.

Травянистая растительность господствует на нераспаханных участках степей и лугов. Среди основных степных трав в Башкортостане распространен клевер, лютик, различные ковыли, типчак, костер, пырей и другие растения.

На пойменных лугах произрастает костер, пырей, мятлик, клевер. Болотная растительность представлена осоками, камышом, хвощом и другими болотными группировками.

Животный мир Башкортостана разнообразен. На его территории обитают и западные виды животных, характерные для широколиственных лесов Европы, и азиатские формы. Естественной границей между этими группами являются Уральские горы. Кроме того, здесь соседствуют северные и южные виды. Несмотря на влияние хозяйственной деятельности человека видовой состав животного мира края достаточно разнообразен: около 10 видов пресмыкающихся, 40 видов рыб, 10 - земноводных, 270 - птиц, 70 млекопитающих. Простейшие и членистоногие объединяют несколько тысяч видов.
Рассмотрим лишь наиболее характерных представителей животного мира. Из крупных травоядных животных в нашей республике обитают лоси, косули, маралы. Хищные млекопитающие представлены волком, бурым медведем, красной лисицей, куницей, горностаем, колонком, норкой. Разнообразны грызуны - белка, заяц, суслик, хомяк, водяная крыса, полевка и другие. 

Из насекомоядных назовем крота и выхухоля. Среди птиц отметим глухаря, куропатку, различных голубей, куликов, чаек, диких гусей, крякву. Достаточно разнообразны хищные птицы - ястребы, луни, беркут, различные совы.

Среди рыб наиболее многочисленными являются щука, карп, сазан, лещ, плотва, карась, окунь, судак, сом, форель, хариус и другие.

IV. Закрепление изученного.

Детям раздаются трафареты с изображением республики.

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Укажите, с какими областями, республиками граничит наша республика.

– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашей республики; крупные города нашей республики.

V. Итоги урока. Рефлексия.

– Над какой темой работали?

– Какая информация показалась для вас значимой?

   Почему?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– Какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?

– Как оцениваете свою деятельность?

Предлагаю выразить своё настроение при помощи сердечка. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о своём родном крае, то прикрепите сердечко на контур карты нашей области, если  урок для вас был скучным, то оставьте сердечко у себя.

IV. Домашнее задание.

 Составить сообщение о родном крае


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...