Открытый урок 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру 1 класс: Почему радуга разноцветная?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okr.mir_1_klass_17mar2015.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
2.Актуализация знаний.
Учитель показывает колокольчик.
– Звучит ли этот предмет сейчас?
– Что надо сделать, чтобы услышать звук?
– Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?
– Почему этот предмет молчал, а потом издал звук? (Мы потрясли колокольчик )
Расскажите, ребята, как рождается звук.
–От наших действий колокольчик начал мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего слуха. Слух улавливают эту волну, и мы слышим звук.
Схематично это можно изобразить так: Рисунок 1.
– Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)
– Правильно, уши – это орган слуха. (Слайд запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).
– Чего боятся уши?
– Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)
Работаем в команде, вспомните правило, задание обязательно внимательно прослушать и прочитать , а чтобы хорошо всё получилось нужно работать слаженно, дружно, уважать мнения друг друга. (СИНГЛ РАУНД РОБИН)
На парте у детей задания.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
Слушать тихую музыку да
Слушать громкую музыку нет
Защищать уши от ветра. да
Не ковырять в ушах. да
Не допускать попадания воды в уши. да
Если уши заболели, обратиться к врачу. да
Если уши болят, то громко плакать нет
Ковырять в ушах нет
Задание: разложить предложения на две группы – правильные действия на жёлтый лист бумаги, неправильно на белый.
Когда закончите задание, поднять руки вверх, в замке друг с другом.
Ребята, а как вы понимаете фразеологизм «В одно ухо влетает, из другого вылетает»
Невнимательно слушать, не запоминать услышанное.
3.Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
Чтобы у вас такого не произошло, слушаем внимательно песню, чтобы потом ответить на вопросы. О каких явлениях в природе пелось в песне? (дождь, солнце, радуга)
О каком из этих явлений природы мы ещё с вами не разговаривали на уроке Окружающий мир?
Вы мне подскажите, о чём мы будем разговаривать? (радуга)
Допустим, ведем разговор дальше.
– Дети, кто из вас видел радугу?
Чтение стихотворения
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?
(Семицветная дуга)
-Почему? Сколько цветов у радуги? (Семь)
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветная.
Откройте учебник стр. прочитайте нашу тему
Тема : Почему радуга разноцветная?
А хотели ли бы узнать?
-Какая цель нашего урока?
Цель: узнать почему радуга разноцветная.
У нас проблема, ребята, мы не знаем, почему радуга разноцветная?!
Проблемный вопрос.
Почему же радуга разноцветная?
Как вы думаете?
( Предположения детей)
4.Открытие нового знания. Решение проблемного вопроса.
Хорошо! Пахнет дождём. Вот Дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают...
И вдруг кто-то радостно кричит:
— Радуга! Смотрите — радуга! И все обрадовались.
И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
- Какое настроение было, у вас было?
-Что же означает слово «РАДУГА»?
Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом
Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.
Как возникает радуга?
- Откуда она взялась? Кто построил так быстро и так красиво такую дугу?
- Почему в воздухе возникло такое чудо?
- Кто строитель?
- Вы уже догадались?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
- Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
- Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
-А почему радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. ГЛАЗА ОРГАН ЗРЕНИЯ
Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)
Практическая работа №1: “Прохождение луча света через стеклянную призму”. Учитель зеркальцем “ловит солнечного зайчика” и направляет его на призму.
Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Так можно получить небольшую радугу.
Что нам заменяла призма? (Капельку воды)
Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)
Главный “художник” в природе? (Солнце)
Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами,
а поскольку их много, то и радуга получается в полнеба.
Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
-Повторим этот стишок.
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки
В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Повторим цвета радуги.
Красный цвет означает – самый сильный. Это цвет активности, уверенности, праздника.
Есть народная примета: В радуге больше красного цвета — к ветру.
Оранжевый цвет- цвет хорошего настроения. Он самый веселый, открытый, дружелюбный, эмоциональный.
Желтый – цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Хорошо влияет на внимание и память.
Зеленый – цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение.
Голубой – цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие. Синий цвет – цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет.
Фиолетовый – цвет сложный, насыщенный, мистический.
Итак, ребята, что вы узнали?
Вывод: радуга круглая, появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
-Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?
6. Физминутка.
Солнце большое встаёт,
Тёплые лучики нам подаёт
Ты же другу руку подай
Улыбнись, соберись
И работу продолжай.
7. Первичное закрепление знаний.
А бывает ли радуга без дождя?
А) Работа по учебнику (стр.31).
-Что делают Черепаха и Муравьишка? Поливают.
- Как вы думаете, что они хотят получить? Радугу.
-Может ли получиться у них радуга?
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
Б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
В) Работа в паре
-Помогите Муравьишке правильно составить радугу. Проверка по слайду №11.(интерактивная доска)
Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
-В брызгах фонтана…
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
8. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках
бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма.
9. Проверка изученного материала
ИНСАЙД АУТСАЙТ СЁКЛ
Два круга внешний и внутренний, находят партнёров, учитель задаёт вопрос, учащиеся отвечают: закрашивают очередной кружок, показывают друг другу
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
1 -У радуги 7 цветов?
2 - Все цвета расположены в определённом порядке?
3 - В радуге есть коричневый цвет?
4 -Строители радуги – солнце и дождь?
10. Рефлексия
Что вам удалось на уроке? КОНЕРС( Узнать новое, работать с учебником, работать в группе, получить информацию)
11. Творческая работа
Нарисуй радугу в рабочей тетради или помощников-строителей.
12. Итог урока
-Что узнали нового на уроке?
-Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс
Урок по окруж миру...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...