Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Готовятся к работе.
| Приветствует гостей.
Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой. | – Здравствуйте, ребята! На таком уроке Сегодня встретились мы в первый раз, Но от меня вы можете не прятать Сиянье ваших умных глаз. Пусть будут поиски, сомненья, И как ни краток встречи срок, Быть может, мы сойдёмся в мненьях И вместе проведём урок. |
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний обучающихся. Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: организовать формулировку темы урока детьми;- организовать постановку цели урока детьми. | Формулируют тему и цель урока с помощью учителя
| Читает стихотворение С.Я.Маршака | -Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки.
Демонстрация слайд-шоу с изображениями картин природы весной. Звучит музыкальная запись пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
- Как вы думаете, к нам весна пришла? - Сформулируйте цель урока |
| Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя |
III. Совместное открытие нового (12 мин)
Цель: формировать умения различать признаки весенних изменений в неживой природе и формулировать правила безопасного поведения весной вблизи водоемов.
| Сравнивают рисунки учебника, выявляют произошедшие изменения с опорой на вопросы учебника Составляют рассказ об объекте, используя опорные слова и картинки | Организует работу в группах Корректирует действия учащихся Корректирует и дополняет ответы учащихся | - Откройте учебники на развороте страниц 46-47. Прочитайте тему урока. - Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Это художник Валерий Перов изобразил одну и ту же местность в разные времена года. - Какое время года изображено на этих рисунках? - Как изменилась природа с приходом весны? Обсудите в группах, опираясь на вопросы в учебнике на с.46. - Каждая группа готовит рассказ об одном наблюдаемом объекте неживой природы. Можно пользоваться опорными словами и картинками, размещенными на магнитах по классу. - А как тает снег: сразу или постепенно? Вспомните, как это происходило в нашем опыте. (Снег сначала оседает, становится тяжелым и грязным. ) - А где в первую очередь растаял снег? (На открытых местах.) - Что происходит со льдом на реке? Чем отличается лед на реке зимой и весной? (Лед - намокает, темнеет, появляются проталины). - Чем опасен весенний лед? (Он некрепкий, поэтому категорически запрещается весной играть на льду.) - Обратите внимание на перемены, которые произошли с деревьями. (На ветвях деревьев нет снега, изменился цвет коры и набухли почки.) - Почему белка не узнала зайца? (У животных изменился цвет шерсти.) - Изменилось ли поведение птиц? (Они стали возвращаться из теплых стран домой и строить гнезда.) | Знать основные признаки весенних изменений в неживой природе. Знать правила безопасного поведения весной вблизи водоемов. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
IV. Динамическая минутка. (3 мин) Цель: снятие физического и умственного напряжения | Хлопками повторяют ритм | Имитирует звуки капели на треугольнике | - Как вы думаете, можно ли услышать приход весны? Какие это звуки? (Звуки капели, журчание ручейков, пение птиц.) - Внимание: слушаем весну. Кому как удобно: стоя или сидя. (Звучит музыкальное произведение Ц.А.Кюи «Весна» ) - А это капельки разговаривают. - Повторите ритм, хлопая в ладоши
|
| Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V.Практическая часть. Работа в группах. (9 мин) Цель: формировать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы | Проводят опыт по картинному плану Формулируют правила безопасного поведения весной на улицах Анализируют свои наблюдения и формулируют вывод | Организует работу в группах Корректирует действия учащихся Сообщает новые сведения
| - Еще одна примета весны – это сосульки. А что такое сосульки? - Проведение в группах опыта «Чист ли лед?» по алгоритму, предложенному в учебнике. (Кусочки льда щипчиками выкладываются на чистую салфетку в тарелочку) - - Отчего «растут» сосульки? Когда снег на крыше тает, почему замерзает эта вода? - Оказывается, сосульки образуются только в морозную погоду. Снег на крыше подогревается снизу со стороны теплого чердака, слегка подтаивает, тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками. Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. Так и получается, что сосулька «растет». В оттепель все начинает таять. Выросшие сосульки обламываются и падают вниз. - Рассмотрите рисунок справа. Зачем сосульки сбивают с крыш? (Упав на человека, наносят тяжелые повреждения. Весной всем прохожим нельзя подходить близко к домам.) - Продолжение наблюдения, цель которого ответить на вопросы : чист ли лед в сосульках? Можно ли облизывать сосульку? ( Дети убеждаются, что на чистой салфетке следы грязных «разводов», обсуждают ответы на вопросы в группах .)
| Знать правила безопасного поведения весной на улицах | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
|
VII. Динамическая минутка (4 мин)
Цель: снятие физического и умственного напряжения | Подражают звукам природы с помощью музыкальных инструментов на фоне мелодии песни «Солнечная капель» | Организует деятельность учащихся | - Предлагаю вам с помощью различных музыкальных инструментов показать звуки природы весной. Треугольники – капель. Металлофон и колокольчики – журчание ручейка. Свистульки – пение птиц. Ложки – стучит дятел. У остальных инструментом будет голос – жужжание пчел, кваканье лягушки. Приготовились и… |
| Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин) Цель: формировать умение использовать новые знания для решения учебных задач
| Читают рассказ в учебнике, придумывают ему заглавие, отвечают на предложенные вопросы. Выполняют задание по выявлению «лишних» признаков Проверяют правильность выполнения работы
Выполняют задание по восстанов лению последовательности событий весной
Выполняют проверку и исправляют ошибки | Организует работу в паре Корректирует действия и ответы учащихся
Организует самостоятельную работу учащихся | - Выполните задание учебника на с.47, работая в паре. Как только задание выполнено – поднимите руку. - По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей) - Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1. Стало холоднее | Стало теплее | Образовались проталины | Земля покрылась снегом.
| День уменьшается. | День увеличивается. | Река замерзает | Лёд на реке тает. | Листья распускаются |
| Птицы улетают на юг. | Листья желтеют | Тает снег и лёд.
| Птицы прилетают с юга.
|
- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1столбике? А во 2? (Проверка осуществляется с опорой на слайд, демонстрируемый на интерактивной доске) - Выделите самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) - Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).
Карточка № 2. Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.
- Проверка по слайду.
|
| Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог |
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
|
| Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |