" Дикие и домашние животные" 2 класс.Конспект урока.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тип урока:  комбинированный
Цели урока:

Познавательные:

-Сформировать понятие «дикие» и «домашние» животные, особенности ухода за ними.

-Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;

Развивающие:

-Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;

-Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):

а) анализ - при выявлении признаков домашних и диких животных;

б) сравнение домашних и диких животных по существенным признакам

в) установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;

г) обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

Воспитательные:

-Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;

-Воспитание познавательного интереса;

-Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

-Воспитание аккуратности  при работе  в тетради  на печатной основе.

 Планируемые результаты урока

Предметные: 
• находить связи в природе, между природой и человеком. 
• сравнивать объекты природы, делить их на группы. 
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. 
• выделять характерные особенности домашних животных. 

Метапредметные: 
Регулятивные: 
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. 
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

Познавательные: 
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней. 
• выполнять действия по образцу. 
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. 
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. 
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 
• строить сообщения в устной форме. 

Коммуникативные: 
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре. 
• развивать умение принимать коллективное решение. 

Личностные: 
• осознание необходимости учения. 
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. 
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. 
• работать над осознанием ответственности за общее дело. 
• учиться выражать свое мнение. 

Средства обучения:

Для учителя:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа.

3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь». (2 класс)

4. Сюжетные картинки с изображением диких  и домашних животных; дерево, дом, человек

5. Надпись: «Дикие», « Домашние», « Животные»

Для учащихся:
1. Набор карточек « Дикие и домашние животные».
2. Индивидуальные карточки для проверки нового материал.
3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь». (2 класс)
4. Сигнальные карточки - « смайлики- листочки разных цветов».

5 Набор «чёрных ящиков» с предметами животных.

6.Выставка «Для чего человек выращивает домашних животных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Барцева Л.В.

Тема: « Дикие и домашние животные»

Тип урока:  комбинированный
Цели урока: 

Познавательные: 

-Сформировать понятие «дикие» и «домашние» животные, особенности ухода за ними.

-Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;

Развивающие: 

-Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;

-Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):

а) анализ - при выявлении признаков домашних и диких животных;

б) сравнение домашних и диких животных по существенным признакам

в) установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;

г) обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

Воспитательные: 

-Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;

-Воспитание познавательного интереса;

-Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

-Воспитание аккуратности  при работе  в тетради  на печатной основе.

 Планируемые результаты урока

Предметные: 
• находить связи в природе, между природой и человеком. 
• сравнивать объекты природы, делить их на группы. 
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. 
• выделять характерные особенности домашних животных. 

Метапредметные: 
Регулятивные: 
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. 
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

Познавательные: 
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней. 
• выполнять действия по образцу. 
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. 
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. 
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 
• строить сообщения в устной форме. 

Коммуникативные: 
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре. 
• развивать умение принимать коллективное решение. 

Личностные: 
• осознание необходимости учения. 
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. 
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. 
• работать над осознанием ответственности за общее дело. 
• учиться выражать свое мнение. 

Средства обучения:

Для учителя:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа.

3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь». (2 класс)

4. Сюжетные картинки с изображением диких  и домашних животных; дерево, дом, человек

5. Надпись: «Дикие», « Домашние», « Животные»

Для учащихся:
1. Набор карточек « Дикие и домашние животные».
2. Индивидуальные карточки для проверки нового материал.
3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь». (2 класс)
4. Сигнальные карточки - « смайлики- листочки разных цветов».

5 Набор «чёрных ящиков» с предметами животных.

6.Выставка «Для чего человек выращивает домашних животных»

                                                      Ход  урока 
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!

2. Актуализация знаний

Звучит музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных»

-        Послушайте музыкальную заставку.

-        Где вы слышали эту музыку?

-        Кто догадался о ком пойдёт речь на нашем уроке? ( о животных).

-Я предлагаю вам отгадать загадки .

3. Пробное учебное действие.

На учительском столе вперемешку лежат картинки с изображением диких и домашних животных. Учитель загадывает загадки.

 Ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит её на доске.

Слайды

1.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

2. Мастер шубу себе шил

Иглы вынуть позабыл

.(ежик)

3.У этих спор упрямый,

Но очень интересный,

И кто кудрявый самый,

Кто богаче шерстью.( овца)

4.Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь.

То не  девица- краса-

Это рыжая……( лиса)

5. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит ( петух)

6. С хвостом, а не зверь.

С перьями ,а не птица(рыба,)

7.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком -он поделится медком( пчела),

-Перечислите еще раз отгадки.

- Как же  одним словом, можно их назвать( животные)

(Появляется на доске табличка « Животные»)

-Вспомните, на какие группы делятся животные?( звери, птицы, рыбы, насекомые,).

4.Проблемный вопрос.-

- Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных.

-Назовите эти группы  (дикие и домашние)

                            Слайд

( На доске вывешиваются две таблички : Дикие животные , Домашние животные)

5.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?( дикие и домашние животные)

- Какие цели вы поставим перед собой ?

-Что нам нужно узнать?( узнаем ,каких животных называют дикими, а каких – домашними)

-Чему нужно научиться?(научимся отличать диких животных от домашних, научимся находить нужную нам  информацию в дополнительной литературе)

--Давайте проверим свои предположения, откройте учебник на стр. 72и прочитайте  1 абзац.

6 .Новый материал. Самостоятельная работа в группах( кейс работа) . Учитель выступает в роли консультанта. Чтобы выполнить поставленные цели на уроке, мы

-Ребята,  сейчас вы поработаете в группах. Каждой группа получит пакет с заданием. Пользуясь учебником, атласом –определителем, компьютером, вещественными материалами  вы ищите ответы на поставленные вопросы. В конце своей работы даёте полное определение того, над чем работали. Вы будете  работать дружно, слаженно, каждый должен принять участие. Когда работа будет выполнена, представите свою работу классу.

Каждой команде выдаётся конверт с технологической картой и  « чёрный» ящик с вещественными материалами. Команда читает задания и выполняет строго по плану.

1группа.

1 задание.

Прочитайте учебник на стр.72 , 3 абзац .

Дополните предложение:

Дикие животные- это животные, которые………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

2 задание.  

Откройте атлас-определитель на с.134,160,168,174,186,190,192,194, 196.Рассмотрите

животных.     Приведите примеры животных данной группы( не менее трёх) и запишите их.

Дикие животные:1)………………………………………………………………………….

                                2)………………………………………………………………………..

                                3)…………………………………………………………………………                                                                  

3 задание.

Выполните задание на компьютере. Игра- тренажёр «Кто где живёт». Рассели животных в свои дома.

4задание « Чёрный ящик»

В чёрной коробочке лежит предмет, который  принадлежит какому-то животному.

Вы должны внимательно рассмотреть этот предмет, изучить его и дать ответ на вопросы:

- Какому животному принадлежит данный предмет?

-К какой группе животных относится это животное? Выбрать правильный ответ и подчеркнуть:   дикие животные

                          домашние животные

2 группа.

1 задание.

Прочитайте учебник на стр.72 , 3 абзац .

Дополните предложение:

Домашние  животные- это животные, которых разводят………………        .

……… …… кормят их, строят для   них…………………... ,заботятся об их………….

………………………….  .        

2 задание.  

Откройте атлас-определитель на с.188,198,202.Рассмотрите

животных.     Приведите примеры животных данной группы( не менее трёх) и запишите их.

Домашние животные:1)……………………………………………………………………..

                                      2)………………………………………………………………………..

                                      3)…………………………………………………………………………                                                                  

3 задание.

Выполните задание на компьютере. Игра- тренажёр  «Кто где живёт». Рассели животных в свои дома.

4задание « Чёрный ящик»

В чёрной коробочке лежит предмет, который  принадлежит какому-то животному. Вы должны внимательно рассмотреть этот предмет, изучить его и дать ответ на вопросы:

- Какому животному принадлежит данный предмет?

-К какой группе животных относится это животное? Выбрать правильный ответ и подчеркнуть:   дикие животные

                          домашние животные

7.Презентация результатов.

_ Ребята, представляем свою работу- ответы на вопросы.( выступление учеников разных команд  с места) .  

Вывод: 

- С какими группами животных вы сейчас познакомились?( дикие и домашние)

-Каких животных называют дикими?

( Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются  …..(дикими)

-Каких животных называют домашними?

(Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются……….( домашними)

Слайды.

( На доске под словами :»Дикие животные»и «Домашние животные»  появляются дерево и дом, человек )

- Ребята, давайте расселим  животных на доске в свои дома( расселяют животных из загадок в дома)

-А куда нам поместить рыбу и пчелу?( можно  к диким( если живут в лесу, можно   и к домашним)- если их  разводит человек)К домашним животным относятся не только звери и птицы, но и рыбы, и насекомые

8. Выставка« Для чего человек выращивает домашних животных»- молоко,мясо, творог, масло, мёд, яйца)

- А сейчас вы снова обратитесь к учебнику и найдёте ответ на вопрос: Какую пользу приносят домашние животные человеку? Материал можно найти в учебнике на с.73.

9.Фронтальный опрос.     Слайды.

-Какую пользу приносят домашние животные людям?

1)пища(молоко, мясо, творог, масло, мёд, яйца)

2)материал для одежда(шапки, носки, свитера)

(Выставляю по предмету в процессе ответа учащихся)

3) охрана

4) транспорт( собачьи упряжки, лошади, верблюды)

5) общение

10.    Физкультминутка по группам. Звучит музыка «В мире животных» ( выйти из-за парт, встать в кружок, каждая команда получает карточки с рисунками, со словами, раскладывает карточки в соответствии с заданием)

Закончили задание – тихо сели за парты.

1.Группа «Кто что ест?»( слова(  животные) + картинки( пища)

Медведь…( мёд, ягоды)

Заяц…( морковь)

Волк..(мясо)

Ёж…(мыши)

Белка…(орехи,ягоды)

2 Группа « Мама –детёныш»( карточки со словами)

Свинья….( поросята)

Корова…( телёнок)

Утка…( утята)

Лошадь…( жеребята)

Овца…( ягнята).Кошка…( котята)

Курица…( цыплята)

Собака..( щенята)

Утка…( утята)

3. Группа « Кто где живёт»( карточки со словами)

В коровнике-….

В конюшне-…

В дупле-….

В берлоге-…

В норе-….

В воде-…

В курятнике

В улье-…

11.Проблемный вопрос:

-Ребята., а вы знаете  как появились домашние животные?

        Слайды

-Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

12.  Закрепление новых знаний и способов деятельности.

 Самостоятельная  работа( в паре).Работа в печатных тетрадях.

-А сейчас узнаем ,какие ещё бывают дикие и домашние животные.

- Возьмите рабочие тетради и откройте на стр. 26.  

Ученики самостоятельно выполняют задания №1(подчеркнуть названия диких животных зелёным карандашом, домашних- красным).

 №2 (какое животное лишнее в каждом ряду? Обведи. Объясни своё решение.)

  -Затем обмениваются тетрадями по парте и проверяют работу друг друга, если ответы одинаковые -соединяют ладошки)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

1 задание: диких животных называет один ученик, домашних- другой.

-Кто выполнил так же?( ладошка)

2 задание: отвечают 2 человека, обосновывают своё мнение.

-Кто согласен?( ладошка)

                                                                             Слайд.

13.  Подведение итогов занятия.

- Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям и задачам, поставленным в начале урока.

-Достигли ли мы поставленной цели?

(Да. Узнали кто такие дикие и домашние животные, какую пользу они приносят людям,   научились их различать, можем приводить примеры)

14. Рефлексия деятельности. 

Слайд.
- А теперь я хочу, чтобы  каждый  оценил свою работу на уроке. У  вас на партах лежат листочки, выберите один и прикрепи свой листочек на дерево.
-Зелёный листочек – узнал много нового, могу поделиться знаниями

Жёлтый – узнал новое, хочу узнать больше
Красный – узнал новое, но рассказать пока не могу.

(  выходят к доске и прикрепляют листочки)

15. Этап информации обучающихся о домашнем задании. 

Слайд

- Вот видите , сколько на нашем дереве жёлтых листочков. Это значит , что вы хотите узнать ещё больше по диких и домашних животных. В этом вам поможет домашнее задание.

-. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75. И в тетради выполните задание на странице с.51. Задание № 3.
16. Итог урока. Воспитательный момент.

-В процессе нашей работы у нас появилась вот такая красивая  картина.( рисунки зверей, птиц, дерево с листьями и т.д.)

-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле? ( читает ученик)

Слайд

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
 
Хорошо живется с нами рядом.
 

Вывод: Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.               Спасибо вам!

 -Урок окончен.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Математика. 3 класс. Конспект открытого урока.

Тема. Умножение двузначного числа на однозначное.Цели урока.Образовательная: Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять навыки табличного умножения.Развивающая: Способствовать развит...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...