Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России". Тема: Природные зоны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок разработан согласно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okr._miru_4_klass.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Природные зоны России
Класс: 4 «Б»
Учитель: Иванова Светлана Эрнестовна
Цель: создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:
Развивающих: - понимать учебную задачу урока;
- оценивать свои достижения на уроке.
Познавательных: - отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
- пользоваться учебником.
Коммуникативных: -слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать уважительное отношение к России;
- познакомить с разнообразием природных зон России;
- совершенствовать умения работы с картой;
- формировать умения работать с учебником.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.
Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, фонарик, глобус, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия. - Здравствуйте. Присаживайтесь. Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой ...
При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ... - Ребята как ваше настроение? | Получают мотивацию для дальнейшей деятельности. - Здравствуйте. - Привет. - Привет. - Привет. - Привет. - Привет. Отвечают на вопрос учителя. | Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Предлагает задание для повторения ранее изученного материала. На экране представлена физическая карта России. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59. - Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте? - Кто покажет эту равнину на нашей карте. Вызывает учащегося к доске. - Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину? - На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают? Посмотрите условные обозначения. - Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте? - О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям? - Как обозначены на карте горы? - Найдите и покажите на карте Уральские горы. - Какие горы мы ещё можем увидеть на карте? - Покажите их на карте. | Работают с картой. Смотрят на экран. - Здесь представлена физическая карта России. - Горы и равнины. - Светло-зелёным цветом Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину. - Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим. - Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности. - Светло-коричневым цветом. - Есть возвышенности. - Тёмно-коричневым цветом. Показывают на карте Уральские горы. - Алтай Саяны, Кавказские горы, | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности. - Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. - Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему? Предлагает рассмотреть карту природных зон. - Что обозначают зоны на этой карте? - Почему происходит смена природных зон? - Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке? - Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться? | Анализируют сложную ситуацию. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. - Эти зоны показывают, что природа разнообразна. Испытывают затруднение при ответе на вопрос. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России. - Мы узнаем, что такое природные зоны России; - Узнаем, почему происходит смена природных зон; - Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения. | Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Побуждает к определению средств достижения цели. - Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь. - Как мы будем реализовывать наши цели? | Ставят задачи урока. - Учебник, карта природных зон России, презентация. - Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя. | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления |
5. Этап реализации построенного проекта Физкультминутка | Организует работу с картой. Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников. - Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли? - Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает? - В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы - Ребята, а какие природные зоны вы знаете? - Куда мы можем обратиться, чтобы узнать? - Найдём ответ в учебнике на стр. 74. - Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73. - Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня? - А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом? - Каким цветом на карте обозначена тундра? - Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру? - Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена? - В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр. - Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом? - Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить? - Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные. - Какой цвет определяет широколиственные леса? - Почему эти леса называют широколиственными? - Приведите пример таких растений. - Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями. - Ребята, а в какой природной зоне находится наш город и Ленинградская область? - Каким цветом она обозначена? Какие растения чаще встречаются в наших лесах? -Вернёмся к физической карте. -Какая зона расположена южнее зоны лесов? Каким цветом обозначена эта зона? Учитель рассказывает о климатических особенностях зоны степей. -Как вы думаете, какие растения преобладают в зоне степей? Почему? - Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет? - Ребята, а кто ездил в этом году на море? - Как вы думаете, какая это природная зона? - Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом? - Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны. - Какие промежуточные зоны мы не назвали? - В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой. - А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока? Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся. Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика. - Ребята, что мы с вами делали до физминутки? - Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? - Кто может ответить на этот вопрос? - Что нам может помочь при ответе на этот вопрос? - Найдите в учебнике ответ. | Узнают новый материал. Анализируют получившийся опыт. - Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами. Рассматривают схему. Испытывают затруднение при ответе на вопрос. - Посмотреть в учебнике - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - Синим цветом. - Моря, океаны, озёра. - Фиолетовым. - Нет. - Зелёным. - Смешанные леса. Высказывают свои предположения. - Салатовый. - Там есть растения с широкими листьями. - Дуб и т.д Находят на карте зону лесов. Отвечают на вопрос учителя. -Зона степей. Она обозначена жёлтым цветом. -Травянистые растения. Для них достаточно влаги. - Там практически нет растительности. Делятся впечатлениями. Высказывают предположения. - Зелёным цветом. - Субтропические леса. - Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности Высказывают предположения о лесах Дальнего востока. Повторяют движения вместе с учителем. Повторяют движения. - Работали с картой Природных зон России. Высказывают свои предположения, испытывают затруднение. - Учебник. - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. | Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: понимать учебную задачу урока К.: слушать собеседника П.: пользоваться учебником |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом. - Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик. - Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках) | Расширяют знания в области природных зон России. Смотрят видеоролик. Проводят анализ видеоролика. | Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы К.: вступать в речевое общение П.: пользоваться учебником |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Предлагает задание для выполнения в парах. - Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики | Выполняют работу в парах. Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике. | Р.: понимать учебную задачу урока К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника. - Перечисли основные природные зоны России. - Почему происходит смена природных зон? - Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? - Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75. - Прочтите ещё раз про себя. | Отвечают на поставленные вопросы. - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы. - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. - В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой. | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке. Предлагает заполнить индивидуальные карточки для рефлексии. 1. Весь урок у меня было … настроение - бодрое - тревожное - светлое - сонное - загадочное - печальное - уютное - мечтательное 2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Мне приятно было работать с … . 4. Мне больше всего понравилось на уроке: - Запишите д/з стр.71-75 читать пересказывать. | Рефлексируют свои действия на уроке. Заполняют карточки для рефлексии. | Р.: оценивать свои достижения на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда изобрели велосипед?"
Цель урока: формирование представлений об истории возникновения велосипедаЗадачи урока:Дидактические:1. Узнать когда изобрели велосипед и как он менялся с течением времени; 2. Научить правил...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "На севере Европы"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о странах Европы, культуре и традициях народов, в них проживающих. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с названиями стр...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Что такое Бенилюкс?"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о странах Бенилюкса, об их достопримечательностяхЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с названиями стран и столиц, находящихс...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...