Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятель-ность учащихся | Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке | Формируе-мые умения (универсаль-ные учебные действия) | Проме-жуточ-ный конт-роль |
1. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | -Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу.
-Скажите, пожалуйста, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие. | Слушают, принимают участие в диалоге. Демонстриру-ют готовность к уроку, готовят рабочее место.
Отвечают на вопросы | Фронталь-ная Индивиду-альная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуника-тивные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. | Устные ответы, органи-зация рабочего места. Включе-ние в активную деятель-ность. |
2. Актуализа-ция опорных знаний. | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Загадка.
Блиц-опрос.
Беседа по теме урока.
Самостоятельная работа по карточкам в паре.
Проверка.
| -Вы уже, ребята, давно знакомитесь с окружающим миром и многое знаете. Сегодня вы получите возможность применить свои знания на практике. А о ком пойдет речь на нашем уроке, попробуйте догадаться сами. СЛАЙД -А теперь я предлагаю вам повторить пройденный материал – блиц-опрос. Вам необходимо быстро ответить на вопросы. СЛАЙД -Молодцы. Хорошо усвоили материал о животных. -Животных в природе много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. У вас на парте карточка, переверните её и прочитайте названия животных . Подумайте, к какой группе относятся эти животные. Бабочка, комар, жук, пчела. | Петух, синица, сорока, поползень. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Лягушка, жаба, тритон, квакша. | Уж, ящерица, черепаха, змея. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Медведь, лев, кошка, заяц. | Окунь, пескарь, щука, карась. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. | Перья, чешуя. Голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. |
-Проверим, знаете ли вы особенности своей группы животных. Задание в парах: выделить признаки своей группы животных. | Слушают, принимают участие в диалоге.
Отвечают на вопросы блиц-опроса.
Работают в парах.
Работают в парах. Выделяют признаки. | Фронтальная Коллективная
Групповая работа.
Групповая работа. | Познаватель-ные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизи-руют собственные знания; осуществляют логические действия.
Регулятив-ные: ориентируют-ся в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуника-тивные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познаватель-ные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятив-ные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуника-тивные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения. | Активи-зация мысли-тельной деятель-ности. Устные ответы.
Устные ответы.
Выделе-ние призна-ков группы живот-ных.
|
3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками. | Мотивировать желание решить поставленную проблему, заинтересовать. | -Я вижу, что все уже готовы открывать новые знания. Как вы думаете, все ли мы знаем о группе животных и их представителях. Но прежде чем начать исследовательскую работу, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок. СЛАЙД -Кем же в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа! Как вы думаете, какое маленькое открытие на уроке мы должны будем сделать? -Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она «Размножение и развитие животных». | Слушают, принимают участие в диалоге.
Отвечают, называют.
Дети формулируют тему урока.
| Фронталь-ная, групповая, индивиду-альная.
Создание проблемной ситуации.
| Получе-ние и освоение новой инфор-мации. Расшире-ние опыта. Устные ответы. |
4. Открытие детьми новых знаний. | Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания.
Рассказ учителя. | Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. У вас на партах есть таблицы, которые мы вместе будем заполнять. Эта таблица пригодится вам при подготовке домашнего задания.
Группы животных | Размноже-ние | Развитие | Насекомые |
|
| Рыбы |
|
| Земновод-ные |
|
| Птицы |
|
| Пресмыкаю-щиеся |
|
| Млекопита-ющие |
|
|
-Ребята, мы назвали с вами группы животных. К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики? -С развитием и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки и кузнечика. Я предлагаю вам посмотреть анимационный сюжет. Ваша задача увидеть и запомнить основные этапы развития бабочки и кузнечика. -Итак, запишите, с чего начинается размножение насекомых. СЛАЙД Насекомые | Откладывают яйца | Либо: яйцо-личинки-куколка-взрослое насекомое (бабочка); Либо: яйцо-личинка-взрослое насекомое (кузнечик) |
|
Отвечают на вопросы.
Просматри-вают анимационный сюжет.
Коллектив-ное составление таблицы. | Фронталь-ная, групповая, индивиду-альная.
Организа-ция работы с таблицей.
Организа-ция работы с таблицей. | Получе-ние и освое-ние новой инфор-мации. Расшире-ние опыта.
Запись в таблице.
|
5. Физкульт-минутка. | Снять усталость у учащихся. | -Ребята, вам необходимо собрать пазлы на тему «Животные». Работать вы будете группами: 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд-3 группа. | Дети собирают пазлы группами (рядами). | Групповая работа. |
| Готовые пазлы. |
6.Практичес-кая деятель-ность. | Работа в группах: сбор информации о размножении и развитии животных.
Работа по учебнику.
Отчет группы.
Рассказ учителя.
Заполнение таблицы.
Отчет группы.
Рассказ учителя.
Заполнение таблицы.
Отчет группы.
Заполнение таблицы.
Отчет группы.
Рассказ учителя.
Заполнение таблицы.
Отчет группы.
Заполнение таблицы.
| -Переходим к следующим группам животных и узнаем, как размножаются и развиваются рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Работать вы будете по группа. Вам необходимо отметить главное в размножении и развитии животных вашей группы, т.е. составить подобную цепочку. Выделите информацию, которую мы потом должны будем внести в таблицу. 1 группа – 1 ряд – с.101-102 2 группа – 2 ряд – с.102-103 3 группа – 3 ряд – с.103-104 Помните, вам нужно будет донести информацию до ребят другой группы. -Проверяем. Как размножаются и развиваются рыбы? СЛАЙД -Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают. Рыбы | Откладывают икру | Икра – малек - рыба |
-Как размножаются и развиваются земноводные? СЛАЙД -Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца. Земноводные | Откладывают икру | Икра – головастик - лягушка |
-Следующая группа животных – пресмыкающиеся. СЛАЙД пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детеныш – взрослое животное |
-Переходим к следующей группе животных. Давайте послушаем, как размножаются и развиваются птицы? СЛАЙД -Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время. Птицы | Откладывают яйца | Яйцо-детеныш-взрослая птица |
-Последняя группа животных – млекопитающие или звери. Узнаем как размножаются они. СЛАЙД Животные | Рождают детенышей | Взрослые животные |
| Работают в группах.
Ответы учащихся. Коллектив-ное составление таблицы. Запись в таблицу.
Ответы учащихся. Коллективное составление таблицы. Запись в таблицу.
| Фронталь-ная, групповая, индивиду-альная.
Организа-ция работы с текстом.
Коллективная работа.
Организация работы с таблицей.
Организация работы с таблицей.
Организация работы с таблицей.
Организация работы с таблицей.
Организация работы с таблицей. | Познаватель-ные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирова-ние; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха-неуспеха в учебной деятельности; используют знаково- символические средства представления информации для решения учебных и практических задач.
Регулятив-ные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуника-тивные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументи-руют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают ответственность за общее дело; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Познаватель-ные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирова-ние знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятив-ные: осуществляют волевую саморегуля-цию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.
Коммуника-тивные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Уточне-ние знаний. Практи-ческое примене-ние знаний. Расшире-ние личного опыта.
Запись в таблице.
Запись в таблице.
Запись в таблице.
Запись в таблице.
Запись в таблице.
|
7. Применение знаний учениками. | Систематизация полученных знаний. Включение новых знаний в систему знаний.
Работа на интерактивной доске.
| -Вот какое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке окружающего мира. Давайте всё обобщим и, пользуясь таблицей, ответим на несколько вопросов. СЛАЙД -Какие из животных откладывают яйца? -Кто три раза родится? -Чем отличается размножение зверей от других животных? -Сравните размножение рыб и земноводных. -В чем сходства в размножении пресмыкающихся и птиц? -А теперь проверим, сможете ли вы применить новые знания на практике. Вам необходимо на интерактивной доске заполнить пропуски в схемах развития животных. СЛАЙД
| Отвечают на вопросы.
Выполняют задание на интерактивной доске. | Работа по данным таблицы.
Фронталь-ная, индивиду-альная. |
Практи-ческое примене-ние знаний. Расшире-ние личного опыта.
Запись на интерактивной доске.
|
8. Итоговая часть. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание своей работы и работы класса на уроке. Заключительная беседа. | -Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа? -Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? -Вам удалось достичь цели? -Кому удалось победить в «открытии» нового? -Кому не удалось? Почему? -Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке? -Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой смайлики успеха: *зеленый – работал хорошо *желтый – были затруднения *красный – работал мало | Ответы детей.
Дети оценивают свою работу на уроке. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Познаватель-ные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятив-ные: оценивают собственную деятельность на уроке. | Рефлек-сия. Итог своей деятель-ности. |
9. Домашнее задание. | Комментарий учителя. | С.100-104, пересказ. Изготовить модель развития любого животного (в картинках). | Слушают, уточняют задание. | Фронталь-ная | Регулятив-ные: осуществляют поиск решения поставленных задач. | Запись заданий в дневник. |