НПК«Влияние температуры воздуха на период листопада у берёзы».
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) по теме

Мне удалось задержать процесс листопада примерно на полтора месяца. Но так же,  выяснилось и другое, то, чего я даже не предугадывала: в домашних условиях и новые листочки начали распускаться на берёзке гораздо раньше, чем в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_temperatury_vozduha.docx224.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Районная научно – практическая конференция дошкольников и младших школьников «Исследовательская деятельность и экспериментирование»

Полное название темы работы

 «Влияние температуры воздуха на период листопада у берёзы».

Номинация

 Экспериментальная работа

Фамилия имя автора

 Кувеко Виктория

Возраст

 9 лет

Образовательное учреждение

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1

Руководитель

 Шипенок Татьяна Владимировна МБОУ Абанская ООШ №1, учитель начальных классов

Роль руководителя

 Руководила и направляла  деятельность учащегося

Родители

 Кувеко Екатерина Семёновна

Роль родителей

 Помощь в поиске  информации из разных источников и проведение опытов.

Аннотация

Кувеко Виктория

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1, 9 лет

«Влияние температуры воздуха на период листопада у берёзы».

руководитель: Шипенок Татьяна Владимировна, Абанская ООШ №1, учитель.

 Цели научной работы: Выяснить, можно ли путём  изменения температуры воздуха отсрочить момент листопада у дерева берёза.

 Методы проведённых исследований: теоретический, практический.

Основные результаты исследования:  путём создания специальных условий можно отсрочить момент изменения окраски листьев и листопада у берёзки. Моя гипотеза полностью подтвердилась. Мне удалось задержать процесс листопада примерно на полтора месяца. Но так же,  выяснилось и другое, то, чего я даже не предугадывала: в домашних условиях и новые листочки начали распускаться на берёзке гораздо раньше, чем в природе.

Основная часть работы

1.Введение:

 Актуальность

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…»

Очень красиво. Правда? Но мне осенью бывает ещё и грустно оттого, что листья с  деревьев опадают. Исчезает вся красота лета.

Проблема:

 И я подумала: раз уж это закон природы и никуда от этого не денешься, то можно ли немного отсрочить момент листопада у деревьев?

Объект исследования:

Берёзы

Предмет исследования:

Листопад

2. Основное содержание:

Цель: Выяснить, можно ли путём  изменения температуры воздуха отсрочить момент листопада у дерева берёза.

Задачи.

1.Подумать самостоятельно.

2.Изучить литературу по теме.

3. Получить информацию из сети Интернета.

4.Провести опыты

5.Обобщение результатов исследования.

Методы исследования:

1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический (наблюдение, опыты).

Гипотеза: Я предположила, что путём создания специальных условий можно отсрочить момент изменения окраски листьев и листопада у берёзки.

РАБОТА С  ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАМИ

В Интернете я нашла и прочитала рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Подарок», в котором рассказывается о таком же опыте. Выкопанная берёзка долго не поддавалась осенним изменениям, а потом  не захотела отставать от своих подруг и наравне с ними сбросила свой наряд в одну ночь. Но этот рассказ не заставил меня отказаться от своих намерений. Я была уверена, что смогу продлить лето.

      Листопадом называется весь процесс - от начала осеннего окрашивания листьев и до полного их осыпания. Окончанием листопада считается день, когда на ветвях не осталось листьев (одиночные можно не принимать в расчёт).

У разных источников я выявила некоторое несоответствие о сроках листопада у берёзы. 1.Листопад у березы начинается примерно в первой половине сентября и длится он на протяжении еще 20 дней. Значит, к концу сентября должен закончиться.

 2.По другим источникам листопад начинается в среднем 2 сентября и продолжается около двух месяцев. Следовательно, должен закончиться в конце октября.  В первые дни деревья, теряют, каких – нибудь десятка два – три листочков, а затем всё больше и больше. Продолжительность листопада у разных деревьев, так же как и период пожелтения листвы, бывает различной. Из наших деревьев листопад, по-видимому, наиболее длителен у березы.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Вика\IMG_20140829_183100.jpg

ОПЫТ

Для своих экспериментов я решила выбрать берёзку. В середине августа мы с родителями выкопали 2 маленьких деревца. Первое я посадила в горшок с её родной лесной землёй, а второе -  взяла удобренную землю с огорода. Оба горшка мы поставили в тёплую комнату на окно. В доме было постоянно тепло. Я ухаживала за деревьями, поливала, рыхлила землю и наблюдала. Так же, как и Паустовская, берёзка, мои берёзки долго не поддавались осенним изменениям. За окном бушевала осень, а у нас в квартире было лето. Лесные берёзки уже стояли почти голые, а на ветвях моих берёзок появилось по нескольку жёлтых листьев. Причём, берёзка, посаженная в домашнюю удобренную почву, чувствовала себя лучше, веселее.

. C:\Users\Татьяна\Desktop\Вика\IMG_20141112_075334.jpg

Таблица результатов последних дней исследования.

Дата

Дерево с лесной почвой

Дерево с удобренной почвой

27.11

Осталось 8 листьев

Осталось 10 листьев

1.12

Осталось 5 листьев

Осталось 6 листьев

8.12

Осталось 3 листа

Осталось 5 листьев

12.12

Осталось 2 листа

Начали распускаться новые листья

2 листочка

Осталось 3листа

18.12

Листья облетели!

Распустилось 4 листочка

Осталось 2 листа

21.12

Новых  листьев 6

Осталось 2 листа

Новых   листочков 2

25.12

Новых  листьев 10

Листья облетели!

Новых   листочков 5

Вывод: Как видим, листья дольше сохранялись у дерева с удобренной почвой, но распускаться новые листочки начали раньше  у дерева с лесной почвой.

3. Заключение:

Вернёмся к моей гипотезе: путём создания специальных условий можно отсрочить момент изменения окраски листьев и листопада у берёзки. Как видите, она полностью подтвердилась. Мне удалось продлить лето на два месяца. Но так же,  выяснилось и другое, то, чего я даже не предугадывала: в домашних условиях и новые листочки начали распускаться гораздо раньше, чем в природе.

Теперь вернёмся к моим задачам:

1.Подумать самостоятельно. Да, я  много думала, но даже я не могла предугадать, что листья на деревьях так долго продержатся. Получается, что листья на деревцах ещё держались, а почки на нижних веточках уже набухали.

2.Изучить литературу по теме. Литературы кроме рассказа Паустовского, я не нашла. А так в основном, описывался процесс листопада у деревьев и почему это происходит.

3.Спросить у других людей. Я спрашивала, но мне отвечали, что это закон природы. Деревья в домашних условиях растут плохо. Да и никто из взрослых этим никогда не занимался.

4.Получить информацию из сети Интернета. Из Интернета я взяла только то, о чём я рассказывала вначале.

5.Провести опыты. Опыты, как видите, я провела. Деревца растут у меня в комнате.

C:\Users\Татьяна\Desktop\бер\IMG_20150116_182329.jpg

На 16 января они имели такой вид.

C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_20150312_170709.jpg

Мои берёзки 12 марта.

И хотя на дереве с удобренной почвой листочки стали распускаться позднее, сейчас на этом деревце их больше и они крупнее. Я думаю, что это потому, что в почве больше питательных веществ. Как поведут они себя дальше – посмотрим.

6.Обобщение результатов исследования. Видели в таблице.
В  ходе исследования были решены все поставленные задачи.

Но вот что я поняла в результате моего исследования:: пусть в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа. 

Список литературы

1.К.Д.Паустовский «Подарок»

2.Интернет Ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме:"Воздух.Температура воздуха."

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме: "Воздух.Температура воздуха"....

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Температура воздуха»

Технологическая карта урока«Температура воздуха» Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Температура воздуха»Цели урока: пояснить учащимся, почему земная поверхность нагревается неодинаково...

Научно-исследовательская работа по теме «Влияние света, температуры воздуха и влаги на рост лука»

Научно-исследовательская работа по теме "Влияние света, температуры воздуха и влаги на рост растений"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Температура воздуха» (УМК Школа России); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменениях температуры воздуха в природе и зависимости температуры от ряда факторовЗадачи урока:Дидактические:1....

Практическая работа "Измерение температуры почвы и воздуха, глубины промерзания почвы"

Измерение температуры почвы и воздуха, глубины промерзания почвы....