Окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Подгорбунская Наталья Викторовна

Календарно - тематическое планирование, 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС

Дата

Тема урока

            Предметный результат

Планируемая  деятельность обучающихся

1 четверть (18 часов)

Часть 1. Человек и природа.

«Как работает организм человека» (13 часов)

1

Как устроен организм человека. Проверочная работа № 1.

Формировать умение распознавать органы человека.

-характеризуют основные функции(Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела;

- характеризуют правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н);

- выявляют потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н);

- моделируют в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П);

Практическая работа: составляют режим дня и дают его анализ (сколько времени, на что отведено, Н);

- измеряют температуру тела, вес и рост человека (Н);

- участвуют в диспуте, посвящённому выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П);

- извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовят доклады и обсуждают полученные сведения (П).

2

Кожа – «пограничник» человека. 

Формировать у обучающихся анатомо- физиологические понятия о строении и роли кожи, о терморегуляции.

3

Как человек двигается. Проверочная работа № 2.

Формировать новые анатомо - физиологические понятия о значении опорно – двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

4

Путешествие бутерброда.

Формировать новые анатомо - физиологические понятия о пищеварительных веществах, пищеварении. О роли органов пищеварения.

5

Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа № 3.

Формировать у обучающихся новые понятия о выделении, функции органов выделения.

6

Как мы дышим.

Сформулировать у обучающихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.

7

Волшебная восьмёрка.

Сформировать у обучающихся новые понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения.

8

Что такое кровь? Проверочная работа № 4.

Формировать у обучающихся новые понятия о составе крови.

9

Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа № 5.

Формировать у обучающихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга, о функциях больших полушарий мозга, о гормонах и их роли.

10

Окна в окружающий мир.

Формировать у обучающихся новые понятия о строении и роли органов зрения; о связи органов зрения с нервной системой; о гигиене зрения и профилактике близорукости.

11

Многогранный мир чувств. Проверочная работа № 6.

Формировать у обучающихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.

12

Родители и дети.

Формировать у обучающихся новые понятия о вынашивании матерью ребёнка, о выкармливании его молоком, об обучении потомства; понимать в чём отличие человека от животных.

13

Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа № 7.

Формировать у обучающихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках.

«Происхождение человека» (2 часа)

14

Наши предки – древесные жители.

Формировать у обучающихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.

- характеризуют особенности человека в связи с его происхождением (П);

- приводят доводы в пользу естественного происхождения человека (П).

15

На заре человечества. Проверочная работа № 8.

Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки.

Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа)

16

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека».

Проверить  обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

- применяют полученные знания и умения на уроках и в жизни (Н).

17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека».

 Закрепить  изученный материал по теме «Как работает организм человека».

- рассуждают и отвечают на вопросы;

- решают жизненные задачи;

- применяют полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, используют законы и правила для осмысления своего опыта.

«Рукотворная природа» (13 часов)

18

Рукотворная жизнь.

Познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятием «сорт» и «порода».

-организовывают учебное взаимодействие в группе, принимают и решают познавательные и учебные задачи, выбирают из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирают основания для сравнения, классификации объектов;

- сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;

- перечисляют основные отрасли сельского хозяйства(Н);

                              2 четверть (14 часов)

19

На службе у человека. Проверочная работа № 9.

Сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения урожая.

20

Покорение силы. Проверочная работа № 10.

Формировать у учащихся понятие о рычаге, колесе и наклонной плоскости.

-работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя;

-анализировать свои действия и управляют ими;

-характеризуют способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

21-22

Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 11.

Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости  в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.

-организовывают  учебное взаимодействие в группе; преобразовывают информацию из одной формы в другую: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воды(Н);

- исследуют в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П);

- характеризуют свойства воды в природе (Н). 

23

Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа № 12.

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

-выполняют  универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирают основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи;

- наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воздуха(Н);

- исследуют в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П);

- характеризуют свойства воздуха (Н).

- сравнивают свойства воды, воздуха и горных пород. 

24

Горные породы и минералы. Проверочная работа № 13.

Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.

- выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез. 

-организовывают учебное взаимодействие в группе; принимают и решают познавательные и учебные задачи, выбирают из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы;

нализируют свои действия и управляют ими;

- наблюдают простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н), исследуют  свойства полезных ископаемых(П), характеризуют свойства изученных полезных ископаемых (Н), различают изученные полезные ископаемые(П), описывают их применение в хозяйстве человека (Н), сравнивают свойства воды, воздуха и горных пород.

25

Металлы. Проверочная работа № 14.

Сформировать понятие о металлах и их свойствах.

26

Приручение огня. Проверочная работа № 15.

Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

27

Ракетный двигатель. Невидимая сила.

Сформировать представление об электричестве как универсальном виде энергии.

-передают  содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез;

-понимают что электричество – универсальный вид энергии; имеют представление о создании ракетного двигателя.

28

Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц.

Сформировать представление о свойствах звука и света.

-организовывают учебное взаимодействие в группе; принимают и решают познавательные и учебные задачи, имеют  представление о том, что такое звук; почему свет распространяется не так, как звук.

29

Человек проникает в тайны природы.

Сформировать представление о современных технологиях, используемых человеком, познакомить с прогрессом науки и техники.

-понимают, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познаёт структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромное количество информации;

-имеют  представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе.

30

Как нам жить? Проверочная работа № 16.

Научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения.

- приводят доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н), оценивают влияние современного человека на природу (Н), оценивают свою личную роль  в охране природы (Н), участвуют в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П), обсуждают в группах и составляют рассказ об экскурсии (Н).

31

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа».

Проверить  обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

.

Повторение пройденного материала (3 часа)

32

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

Проверить  обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

- применяют полученные знания и умения на уроках, в жизни (Н).

33

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа».

Закрепить  изученный материал по теме «Рукотворная природа».

- формулируют  цель учебной деятельности с помощью учителя; организовывают учебное взаимодействие в группе; самостоятельно определяют и высказывают общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

3 четверть (20 часов)

34

Обобщение по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

 Повторить  изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа».

- передают  содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирают основания для сравнения, классификации объектов, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; испытывают положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

Часть 2. Человек и человечество

«Человек и его внутренний мир» (6 часов)

35

Кого можно назвать человеком?

Познакомить с особенностями внутреннего духовного мира человека.

-задумываются над своими поступками и оценивают какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе; предлагают, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки;

- предлагают конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своём доме, улице, школе, стране;

- находят и извлекают необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, из дополнительных источников, иллюстраций;

- преобразовывают извлечённую информацию в соответствии с заданием и представляют её в виде устного или письменного текста, рисунка;

- выполняют в группе задания по осмыслению или оценке внутреннего мира человека.

36

Посмотри в своё «зеркало».

Научить отделять  внешность человека от внутреннего духовного мира личности.

37

Как понять, что творится у друга на душе?

Определять по поведению людей, какие они испытывают эмоции.

38

Переживания, испытанные временем.

Познакомить с отличием кратковременных эмоций от устойчивых чувств.

39

Как узнать человека?

Формировать умение определять по поведению людей их черты характера.

40

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 17.

Обобщить знания по теме «Человек и его внутренний мир».

«Человек и общество» (6 часов)

41

Что такое общество.

Сформировать представление  какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

-перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют простой план учебно-научного текста;

-оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

-выделяют нравственный аспект поведения, соотносят поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез,

-применяют полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, используют  законы и правила для осмысления своего опыта

-осуществляют поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применяют для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения.

-определяют под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве;

42

Как жить в мире людей.

Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».

43

Моё общество.

Сформировать представление  какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

44

Права человека.

Ввести понятие, что такое права человека.

45

Контрольная работа по темам «Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество».

Проверить  обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

46

Обобщение по теме «Человек и общество».

  Обобщить изученный  материал по теме «Человек и общество».

«Картина всемирной истории человечества» (8 часов)

47-48

Первобытный мир – первые шаги человечества.

Познакомить с образом эпохи Первобытного мира, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Первобытного мира.

- размещают на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий; отличают друг от друга эпохи всемирной истории; оценивают некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей;

-перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют простой план учебно-научного текста.

- проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

-организовывают учебное взаимодействие в группе; выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирают основания для сравнения, классификации объектов.

-самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

49- 50

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Древнего  мира.

51 -52

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

Научить отличать эпоху Средних веков от других  эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён  Средних веков.

53-54

Новое время – торжество Европы.

Научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся  с эпохи Нового времени.

4 четверть (14 часов)

55-56

Новейшее время – трудный путь.

Научить отличать эпоху Новейшего времени от других эпох, учить

Отличать современные явления, открытия, достижения от того, что было создано в другие эпохи.

57

Обобщение по теме «Картина всемирной истории человечества». Проверочная работа № 18.

Закрепить изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества».

«Человек и многоликое человечество» (5 часов)

58

Короли, президенты и граждане.

Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств.

- участвуют в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны; находят и показывают изученные страны на глобусе и политической карте; перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют простой план учебно-научного текста;  учатся уважительно относиться к позиции

-объясняют слова «я – гражданин России»; сравнивают монархические государства и республики;

-приводят примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством;

-извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждают полученные сведения;

- выполняют  работу самостоятельно; рассуждают и отвечают на вопросы; решают жизненные задачи

59

Расы и народы.

Познакомить с различиями между людьми современного человечества: учить отличать национальность человека от его расы.

60

Кто во что верит.

Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов.

61

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 19.

Закрепить изученный материал по теме «Человек и

многоликое  человечество».

«Человек и единое человечество» (5 часов)

62

Мировое хозяйство.

Сформировать представление, как мировое хозяйство объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

-перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний;

-оценивают яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда;

собирают и оформляют информацию о культурных богатствах человечества;

моделируют ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации;

демонстрируют правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи;

находят и извлекают необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний, выполняют в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе, обмениваются сведениями о правилах жизни людей в современном обществе.

63

Мировое сообщество государств.

Формировать умение объяснять, как международные организации объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

64

Что человечество ценит больше всего?

Научить объяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

65

Как нам жить?

Научить объяснять, что решение общечеловеческих проблем объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

66

Повторение  по теме «Человек и единое человечество».

Повторить и систематизировать знания учащихся по курсу «Человек и человечество»

- в  диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

-применяют полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, используют законы и правила для осмысления своего опыта.

Обобщающее повторение (2 часа)

67 -68

Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество».

Проверить  обязательный минимум (требования программы) изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...