Урок окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пилипчук Ирина Александровна

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Задачи урока:

-расширять знания детей об электричестве;

-закрепить правила пользования электроприборами в быту;

-развивать мыслительную активность, умение  анализировать, делать выводы;

- учить детей рассуждать,  делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их, выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

 -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

 -воспитывать у детей навыки сотрудничества: оказывать помощь друг другу;

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Задачи урока:

-расширять знания детей об электричестве;

-закрепить правила пользования электроприборами в быту;

-развивать мыслительную активность, умение  анализировать, делать выводы;

- учить детей рассуждать,  делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их, выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

 -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

 -воспитывать у детей навыки сотрудничества: оказывать помощь друг другу;

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_v_nash_dom_prihodit_elektrichestvo.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Пилипчук Ирина Александровна, МОУ «Школа №32 г. Черемхово»

Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?

Цель урока: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека;  проследить путь прихода электричества в наш дом.   Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Задачи урока:

-расширять знания детей об электричестве;

-закрепить правила пользования электроприборами в быту;

-развивать мыслительную активность, умение  анализировать, делать выводы;

- учить детей рассуждать,  делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их, выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

 -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

 -воспитывать у детей навыки сотрудничества: оказывать помощь друг другу;

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Класс: 1 класс

Базовый учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир». Просвещение, Москва, 2011г

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК.

 

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Вре-мя

 I.Организа-ционный

момент.


- Вы сегодня улыбнулись?

-Урок окружающего мира.

- Девиз нашего урока «С малой удачи начинается успех».

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

-  Проверим  готовность к уроку.

- На столах у вас лежат: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя сам», материал для практической работы.

- Как сегодня мы организуем работу на уроке?

-Какие правила надо соблюдать, работая в группе?

Учащиеся включаются в деятельность на личностно-значимом уровне

- Мы будем работать группами.

- Работать надо дружно, прислушиваться к мнению каждого члена группы.

2- 3

мин.

.

II. Актуализация знаний.

-  Работу на уроке начнем с вопросов Мудрой Черепахи.

-  Давайте вспомним, какие  вопросы обсуждали на прошлом уроке?

- Что нового и интересного  вы узнали?

Учитель организует самопроверку полученных заданий по образцу.

(Приложение 1)

- Оцените свою работу.

 – Какое было задание?

– Как выполнили?

- Правильно или с ошибками?

Сделайте вывод.

- С каждым  уроком  прибавляется опыт и знания. Но и с каждым разом прибавляются вопросы, на которые вам, наверное,  хотелось бы  получить точные и ясные ответы.

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

- В дом приходит речная или поземная вода. После использования воды в наших домах она обязательно должна попадать на очистительные сооружения. Только очищенная вода может вернуться в реку.

Выполняют работу в группе и проверяют правильность выполнения письменного задания по предложенному образцу.

Самооценка

5 мин.

III.

Постановка

учебной задачи.

-  У меня на столе два предмета - настольная лампа и игрушка.

- Подумайте, что надо сделать, чтобы эти предметы заработали?

Учитель включает настольную лампу.

- Настольную лампу надо включить в розетку, а что бы заработала игрушка надо вставить батарейку.

Вставляют батарейку в игрушку.

3 - 4

мин

IV. «Открытие» учащимися нового знания.

Физминутка

 - Что за  сила такая заставила  их работать?  

-Что произошло?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 

- Что бы сформулировать тему урока, вспомним, какой раздел учебника изучаем, на какие вопросы находим ответы?

- Как  вы думаете, какая сегодня тема нашего урока используя данные вопросы?

-Какую учебную  задачу вы можем поставить перед собой?

- Давайте обратимся к учебнику, и посмотрим, правильно ли мы определили тему урока, учебную задачу.

- Так что же, такое электричество?

(Учитель анализирует высказывания детей)

 -  О таком  явлении, как электричество, люди  знали давно,  много тысяч лет назад.  А вот наука об электричестве начала бурно развиваться только 200 лет назад, с того момента, как  Алессандро Вольт изобрел батарею.

- Давайте посмотрим, как все происходило. Внимание на экран.

- Что же вы узнали, из просмотренного вами фильма?

- От какого слова произошло слово электричество?

(Учащиеся встают в круг, держатся за веревку, изображая движение электрического тока)

Учащиеся анализируют, делают  вывод - предположение.

- Это электричество заставило работать эти предметы.

- Мы будем говорить об электричестве.

-  Мы изучаем раздел в учебнике «Как, откуда и куда».

Учащиеся формулируют тему урока.

- Узнать, что такое электричество. Проследить путь электричества в наш дом.

Учащиеся читают тему, учебную задачу  урока на стр. 62 учебника.

Предположения учащихся.

Просмотр фильма «Повелитель молнии».

Учащиеся анализируют просмотренный фильм.

- От слова электрон, янтарь.

По тропинке я бегу

Без тропинок не могу

Где меня, ребята, нет –

Не зажжется в доме свет.

V. Первичное закрепление

Физминутка

- Давайте вернемся к тем предметам, которые находятся на столе.

- Скажите,  в  каком  предмете для работы используется не опасное электричество?

- Действительно, есть электричество опасное, и есть  неопасное, тихое, незаметное.

- Человек научился хранить безопасное электричество.

- В чем хранится такое электричество?

- Какие приборы работают на батарейках?

- Подойдут ли эти маленькие батарейки, для требующие приборов требующие большего количества энергии?

- Для предметов, где нужно больше энергии для работы, люди используют аккумуляторы.

- Те же самые батарейки, только более мощные.

(Учитель показывает аккумулятор)

- А где используют аккумуляторы, кто знает?

- Где еще мы встречаем тихое, неопасное электричество?

- Оказывается, оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

- Ребята, вы любите фокусы?

-Тогда, я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.

-  Каждая группа будет выполнять свой фокус.

- Первой группе, для фокуса нужны обычные  воздушные шарики.

- На стене висит один шарик, повесьте остальные.

- Задание для второй группы.

- Ребята, вы все хорошо знаете сказку «Золушка»?

- Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела разделить их. Помогите Золушке.

- Все необходимое для фокуса  у вас на столах.

( Емкости с перемешанным перцем и сахаром,  вода, стакан, ложка, сито, карандаши или деревянные палочки. Все, что  может пригодиться.)

- Следующая группа. Попробуйте используя кусок шерстяной ткани и воздушный шар, показать молнию.

- На выполнение задания даю вам всего две минуты, время пошло.

- Стоп, время вышло.

- Удалось ли вам выполнить ваши задания?

- Что же нам необходимо, что бы выполнить фокусы?

- Нам нужно электричество, которое называют статическое электричество.

- Вспоминайте мультфильм, который смотрели. Зачем ловили кошек?

- Что бы показать фокусы, будем заряжать предметы электричеством,  используя  силу трения.

- Так что же надо сделать?

- Надо шарик потереть о волосы приложить к стене той стороной, которой натирали.

- Что бы отделить сахар от перца, надо всего лишь  натереть деревянную палочку шерстяной тряпочкой.

- А чтобы увидеть молнию, надо ткань сложить вдвое и натереть шариком, а затем медленно разъединить ткань.

- Посмотрите, что произойдет.

- Стали шарики «волшебными»?

- Отделили сахар от перца?

- Увидели молнию?

 - А что такое молния?

.- Молодцы!

-Ребята, а какое электричество использовали в фокусах?

- Молния - наиболее яркий пример статического электричества. Молния видна, как яркая вспышка света. Она может быть очень опасна.

- Давайте на минутку представим, что однажды электричество может исчезнуть одновременно на всей планете, что произойдет?

- Сегодня сложно представить жизнь без электричества.

- Почему можно сказать, что электричество друг человека?

- Каким же образом добывается  такое огромное количество электроэнергии, которое может обеспечить потребности миллиардов людей, живущих на Земле? 

- Какие виды электростанций вы знаете?

- Давайте на слайде посмотрим, какие электростанции бывают.

(Комментарий учителя:

-На Земле много разных электростанций, в том числе и в нашей стране.

Есть тепловые электростанции, где для получения энергии используется природное топливо. Атомные – используют энергию атома,  солнечные, ветровые электростанции, гидроэлектростанции, где для получения электрического тока используют энергию воды.)

- Как вы думаете, а   на территории нашей области,  есть такие сооружения, где получают электроэнергию?

- Наша область ребята,  богата не только полезными ископаемыми,  огромными лесными просторами, но и  энергетическими запасами.

- А знаменита она,  не только озером Байкал, но и гидроэлектростанциями. Их в Иркутской области четыре.

- Давайте отметим на карте области, где они расположены.

( Комментарий учителя Строительство Мамаканской ГЭС недалеко от г. Бадойбо позволило интенсивно развивать золотопромышленность, Иркутская ГЭС –промышленность в южным районах, Усть –Илимская ГЭС в северных районах)

- Самая знаменитая и одна из крупнейших Братская ГЭС.

- Знаменита она настолько, что поэты, музыканты солгали песни, стихи.

-  Электростанции  связаны между собой линиями электропередач. С их помощью электроэнергия направляется туда, где она больше всего нужна. Линии электропередач протянулись по всей нашей необъятной стране,   где бы ни стояла электростанция, благодаря линиям электропередачи каждый человек сможет воткнуть вилку и розетку и включить любой необходимый ему прибор или устройство.

- Вот откуда электроэнергия приходит в наши дома.

- А скажите ребята, можно ли потрогать электричество, которое приходит в наш дом?

-- Как вы думаете ребята почему?

- Какой можно сделать вывод?

 

- Послушайте стихотворение, которое приготовили к уроку.

  

- Чтобы электричество всегда было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

- В батарейке живет неопасное электричество. Поэтому, что мы можем брать игрушку в руки и не бояться, что нас ударит током.

- Такое электричество может храниться в батарейках.

Учащиеся перечисляют приборы, которые работают на батарейках.

- В машинах, мотоциклах, больших детских машинах.

- Когда снимаем шерстяные кофты, бывает так, при встрече друг с другом, нас  иногда ударяет током.

-Да

Учащиеся участвуют в диалоге со сверстниками, выполняют задание.

Учащиеся участвуют в диалоге со сверстниками, выполняют задание.

- Нет,  не удалось выполнить задание (один из вариантов ответа)

Предположения учащихся. (Волшебство, знания, другие предметы, больше времени и т.д.)

-Натирая предметы о шерсть кошки, эти предметы получали электрический заряд.

- Надо натереть предметы.

Учащиеся выполняют фокусы

-  Да, наши шарики стали

«волшебными».

- Да,  смогли перец, отделить от сахара.

- Да, у нас получилось.

- Молния – это электрический заряд.

- Использовали безопасное статическое электричество.

Предположения учащихся

- Мы используем много электроприборов. Они облегчают нашу жизнь.

- Для этих целей строят электростанции.

(один из вариантов ответа)

(Учащиеся  если знают, называют виды электростанций)

(Варианты ответов учащихся)

Просмотр фильма

 « Гидроэлектростанции Иркутской области»

Учащиеся  отмечают на карте Иркутской области месторасположение гидроэлектростанций, задание выполняет каждая группа.

- Потрогать электричество нельзя, оно опасно.

- Электричество может быть как другом человека, так и врагом

Ученик читает стихотворение с мультимедийным сопровождением.

Закрепление

  Учитель организует проверку полученных заданий.

(Приложение 3)

Выполняют работу в группе и проверяют правильность выполнения письменного задания по предложенному образцу

Рефлексия деятельности

- Наш урок закончен.

- Вернёмся к вопросам, которые поставили в начале урока:

 

-Удалось ли ответить на поставленные вопросы?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

- Дома, расскажите родителям, что такое электричество и откуда приходит в наш дом. Поможет вам рассказать наши помощники Муравьика и Мудрая черепаха на стр. учебника 62-63.

« Электрон»

- У вас на столах лежат кружочки, давайте представим, что маленькие частицы электроны из которых состоит электричество.

- Теперь вы знаете, что они движутся друг за другом.

( Учащиеся в зависимости от того, как оценивают данный урок выстраивают цепь из «электронов»)

- Молодцы!

- Спасибо, за урок.!

        

Мой дед – большой любитель басен,
Вещает мне о том, о сём,
А чтобы смысл всегда был ясен,
Я сам читаю обо всём.

Давным-давно была пора,
Еду варили у костра,
Подъем — лишь солнышко взойдёт,
Отбой – как темнота придёт.

Но изменились времена,
И жизнь чудес теперь полна.

Компьютер можем мы включить,
И в город дальний позвонить,
Волны движение уловить,
По-новому людей лечить,
Дровами печи не топить,
Камином новым удивить,
И обогреть и накормить,
Что надо — ярко осветить.

Ведь электричество – наш друг,
Но надо умным быть, чтоб вдруг,
Не превратилось во врага,
Во вред не сделало шага.

Мораль сей басни такова -
Должна работать голова.
И делать надо всё с умом,
Чтоб слёз не проливать потом.

Знаю я, вся жизнь моя -                                                                                            Иркутская история,                                                                                                                 Исток величественных рек,                                                                                        Таёжной просеки разбег…                                                                                                   Знаю я, вся жизнь моя -                                                                                                      Иркутская история,                                                                                                        Просторов песенная ширь,                                                                                                Святая русская Сибирь!

Сквозь угрюмый разбуженный лес                                                                               Вырастала здесь Братская ГЭС,                                                                                            Чтоб летел её свет                                                                                                                      В Усть-Илим и Тайшет,                                                                                               Освещая тайгу до небес

Здесь хрустящих морозов хрусталь                                                                                  Уносил на восток магистраль,                                                                                                        И пускай говорят,                                                                                                      Что когда-то мы зря                                                                                                         Закаляли дорожную сталь!                                                                                                 Русская Сибирь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Откуда в наш дом приходит и куда уходит вода"

Окружающий мир 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит К этому уроку есть презентация.Кто заинтересуется, могу сказать, где ее можно скачать.Здесь на сайте не удалось закачать...

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру автор учебника А.А.Плешаков 1 класс....

Урок. Окружающий мир. Как хлеб на стол приходит. 1 класс. УМК "Школа XXI века"

Задачи урока "Как хлеб на стол приходит": познакомить детей с этапами выращивания хлеба в прошлом и настоящем, с профессиями людей, участвующих в данном процессе, воспитывать уважение к людям этих про...

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?" подробно иллюстрирует историю возникновения электричества. На одном из слайдов дана ссылка на мультипликационный фильм о...

Презентация к уроку окружающего мира Плешаков А.А. 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?

Работа была выполнена на основе программ «Word»,  «PowerPoint»,   входящих в состав офисного пакета «Microsoft Office XP». Поэтому для использования разработанных документов вам п...

Урок окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс.

Урок окружающего мира .1 класс УМК "Школа России". Урок изучения нового материала с применением   приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных...

Урок окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Представлена разработка урока окружающего мира....