"Богатства природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Иванова Ирина Валерьевна

Урок окружающего мира по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass.docx28.82 КБ
Файл stihotv.docx10.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе. (Образовательная система «Школа 2100»).

Иванова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Саяногорск, Республика  Хакасия

1 класс

Урок окружающего  мира «Богатства природы»  и презентация  для 1 класса.  (Образовательная система «Школа 2100»).

Тема: Богатства природы.

Цели:

- познакомить обучающихся с богатствами природы (уметь объяснять мир);

- развивать умения познавать окружающий мир (организационные и интеллектуальные общеучебные умения);

- воспитывать бережное отношение к богатствам природы (уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Notebook, презентация, диск «Игры и задачи 1 – 4 класс» (окружающий мир, «Какой мир окружает первоклассника»: «Какие богатства мы находим в природе?», «Название природных богатств»), раздаточный материал.

Источники информации:

  1. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М. : Баласс; Школьный дом 2011. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя/Под ред. А. А. Вахрушева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 320 с. (Образовательная система 2100»).
  3. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс {«Я и мир вокруг»}. – М. : Баласс, 2011. – 80 с. : ил. {Образовательная система «Школа 2100 »}
  4. Молокова, А. В. Применение современных образовательных технологий в обучении младших школьников окружающему миру / А. В. Молокова, О. А. Шмакова // Сибирский учитель. - 2011. - N 2. - С. 29-32
  5. http://www.school2100.ru/

Этап урока и комментарии

Вопросы и предложения учителя детям

  1. Организационный момент и мотивирование учеников.

Погружение в тематику урока.

- Какой  у нас сейчас будет урок?

- Что окружает нас в данный момент?

- Значит, мы сегодня продолжим разговор  о …

- Пусть этот урок принесет нам радость при получении знаний, удовольствие при общении.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Технология проблемного диалога.

Интерактивная беседа.

Актуализация имеющихся знаний для изучения новой темы. Происходит формирование связной целостной картины мира, т. к. находим связь ранее изученных понятий с новыми.

Создание проблемной ситуации – мотива для изучения нового учебного материала.

Диалог, подводящий детей к теме урока.

Прогнозирование как одно из средств развития регулятивных УУД.

Дети высказывают свои предположения. Повторить наиболее правильную формулировку и фиксировать вопросный план на слайде. Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

1. Что мы уже знаем?

- О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? Как природа помогает человеку жить?

- Вспомните, чем был колобок в начале своего пути? Что  помогало  зернышку стать колобком-хлебом? Могло бы зёрнышко вырасти без помощи природы? Какие природные силы помогли ростку пшеницы вырасти? (слайд 1 презентация)

(солнце, дождь, почва-земля)

- А какие предметы, сделанные руками человека, помогали зёрнышку стать колобком-хлебом?

(плуг, трактор, мельница, бензин для машины и т.д.)

- А как  появились все эти предметы у человека?

- А можно назвать все, что из чего они сделаны, богатством? 

- Чье это богатство? Откуда оно взялось?

- О каких богатствах  сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)

  1. Сообщение темы урока.

- Какая у нас будет тема урока? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? 

- Сегодня мы узнаем: Какие же богатства природы бывают? Как их человек использует?

- Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.) (Слайд 2)

  1. Все предметы были когда-то частью природы.

- Давайте вспомним  цепочку превращений природных богатств в различные предметы, которые нас окружают. Если бы предметы умели говорить, что бы они нам рассказали? Называйте предметы. Начните свой ответ словами: «Я – …. Когда-то …». 

(ластик, свитер?, линейка, стакан или ваза, и т.д.)

- А теперь прочитаем текст на с. 30.

- Где же начинается путешествие всех этих предметов?

- Прочитаем вывод на  с.30.

Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа наш щедрый друг.  (слайд 3)

- Кем для нас является природа, раз делится с нами своими богатствами? Как же мы должны относиться к ней?

  1. Силы природы. (слайд 4)

- Что изображено на слайде? (солнечные батареи)

- Почему плывёт парусник? Какие силы природы использует человек?

- Сейчас у человека много полезных вещей, которые приводит в действие электрический ток. Откуда он к нам приходит? Как назовём эту силу?

- Какие силы природы использует человек благодаря своему уму?

- Прочитайте текст на с. 31. (слайд 5)

Благодаря своему уму люди научились использовать силы природы.

  1. Разнообразие природных богатств.

- Посмотрите на нижнюю иллюстрацию в учебнике на с. 31. Назовите природные богатства. Как человек их использует? Что относится к живым природным богатствам? Неживым? Покажите их на слайде…(Название природных богатств )

-  Какие силы природы используем?

- Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше запомнить, разделим их на группы.

 Живые природные богатства – растения, животные. Неживые природные богатства – воздух, почва, вода, запасы земных недр.

Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек.

- Итак, что нового вы сейчас узнали? (Слайд 6)

- Какие ещё вы знаете физкультминутки о природных богатствах?

- Перечислите все природные богатства, с которыми познакомились. Выполним задание в тетради с. 48 задание 1.  (Проверка: слайд 7).

  1. Работа с раздаточным материалом. (Приложение 1,2,3)    

- Перед вами карточка с изображением предметов, которые сделаны из  природных богатств.

1 ряд: подчеркнуть предметы, полученные с помощью живых природных богатств - растений и животных.

2 ряд: …полученные с помощью неживых природных богатств – воздуха, почвы, воды.

3 ряд: …полученные с помощью неживых природных богатств – запасов земных недр.

- Что тебе нужно было сделать? Удалось ли тебе выполнить работу? Ты выполнил все правильно или были недочеты? Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.

- Подведем итог урока.

- На какие вопросы получили ответы?

Сегодня на уроке я научился… (Слайд 8)

Было интересно…

Было трудно…

Больше всего понравилось…

- Как бы вы ответили на такой вопрос: что нельзя купить? Послушайте, как ответил на него поэт Владимир Орлов. Как вы думаете, как связано это стихотворение с темой нашего сегодняшнего урока?

- Какой вывод можно сделать? Давайте соотнесем свой вывод с выводом на слайде. (Слайд 9)

-Оцените свою деятельность на уроке  «Лесенка Успеха».

- Отметьте своё настроение на листах обратной связи.

  1. Совместное открытие знаний.

Развитие познавательных УУД: умения на основе анализа объектов делать выводы и устанавливать аналогии.

Диалог, подводящий к проблеме.

Показать, что человек зависит не только от людей многих профессий, но и от компонентов природы, используемых человеком, - природных богатств.

Развитие личностных УУД - умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения на концентрацию внимания «Рыбка».

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Развитие познавательных УУД: умения извлекать информацию из иллюстраций; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы.

Развитие коммуникативных УУД: умения строить речевые высказывание с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

Работа с учебником. Работа в паре.

Работа на интерактивной доске. (Диск «Игры и задачи», «Название природных богатств»).

Развитие познавательных УУД: умения извлекать информацию из иллюстраций; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы.

Развитие регулятивных УУД - умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют физкультминутку на внимание  «Природа».

  1. Первичное закрепление знаний.

Работа  в тетради по окружающему миру.

Коллективная работа.

  1. Самостоятельное применение новых знаний.

Контроль усвоения знаний. Работа в парах.

Проверка: диск «Игры и задачи» («Какие богатства мы находим в природе?».

Начало формирования самооценки у учащихся.

Учащиеся усваивают способы применения знаний.

Отметить учеников, которые активно работали в парах.

Развитие коммуникативных УУД – умения слушать и понимать других.

Воспитание толерантности: умения сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

  1. Итог урока.

Рефлексия учащихся своих действий предполагает осознание ими всеми компонентов учебной деятельности: учит анализу проделанной работы; видеть положительные и отрицательные моменты своей деятельности.

Ученица читает наизусть стихотворение «Что нельзя купить».

Подвести итоги работы, выявить удовлетворенность работой на листах обратной связи.



Предварительный просмотр:

ЧТО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

В. Орлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатства природы. Окружающий мир

Данный урок разработан по теме "Богатства природы", окружающий мир, 1 класс. Программа "Школа 2100"....

Презентация "Богатства природы", 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Богатства природы", 1 класс.Программа "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Конспект урока "Богатство природы"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Богатство природы"...

Предмет: Окружающий мир Тема: Зависимость человека от природы. Богатство природы

Данный учебный материал рекомендуется  использовать на уроках окружающего мира в 1 классе. В ходе урока используется  разработанный комплекс заданий, для  объяснения  и закрепления...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Богатства природы»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Богатства природы» по УМК "Школа 2100". К уроку имеется презентацияДидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с прир...