ЧТО ВОКРУГ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Переляева Ольга Петровна

Разработка урока для 1 класса по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_vokrug_nas_mozhet_byt_opasnym_urok_1_klass.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ВОКРУГ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?

1 класс, учебно-методический комплект «Школа России»

Переляева Ольга Петровна,

учитель начальных классов

МКОУШР « ООШ  №11»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие нового знания на основе деятельностного подхода

Место и роль урока в изучаемой теме:19-й урок в разделе «Кто и что?»

Цель урока: организовать деятельность детей по  изучению  потенциальной опасности предметов, безопасному обращению с ними.

Задачи урока:

- ставит цель на уроке в сотрудничестве с учителем;

- выполнять учебные действия для решения поставленной цели;

- учиться работать в паре, группе;

- оценивать свои достижения.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся правильно и осторожно обращаться с домашними вещами, характеризовать опасность бытовых предметов; получат возможность оценить своё обращение с предметами домашнего обихода;узнают номера телефонов экстренных служб.

Метапредметные:научатсяопределять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Универсальные общеучебные действия:

Регулятивные:принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Выполнять учебные действия и вносить необходимые коррективы.Самостоятельнооценивать ход и результат выполнения своей работы и работы  своих одноклассников.

Познавательные:научатсяориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: Принимать активное участие в учебной деятельности.

Использовать в общении правила вежливости. Уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя. Контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Понимание причин успеха в учебе.Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая.

Методы обучения:частично-поисковый, смысловой, словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:Плешаков А.А Окружающий мир. 1 класс.  Учеб.для 1-общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2011. - 95 с.;  мультимедийный проектор; ноутбук, изображения окружающих нас предметов; оценочные листы;http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077;

Основные понятия:Безопасность, бытовые приборы,  экстренные службы.

Межпредметные связи:  ОБЖ

Аннотация.

Данный урок знакомит детей с потенциальной опасностью предметов, безопасному обращению с ними.

Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов, воспитателями, преподавателями ОБЖ, классными руководителями, педагогами дополнительного образования.

Введение

С поступлением обучающихся в первый класс у ребят меняется режим дня. Резко возрастает степень самостоятельности, формируются навыки самообслуживания. Некоторые ученики остаются дома одни. В современных домах много потенциально опасных предметов. Поэтому с первых дней в школе необходимо учить ребят  определять опасные бытовые предметы, правильно и осторожно обращаться с домашними вещами.  


Технологическая карта урока

Этап урока, цель

Деятельность          учителя

Деятельность учащихся

Результат    этапа

1

Самоопределение к деятельности

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу)

Приветствие, положительный  настрой на урок.

Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок!
Все ль в порядке?
Все ль на месте?
Книжка ручка и тетрадки!
Есть девиз у нас такой ,
Всё, что нужно под рукой.

Тихо садимся за парты, настраиваемся на урок.

Сейчас я предлагаю вам определить, какое у вас настроение в начале урока.  Посмотрите «словарь настроений".

Я желаю вам плодотворной работы.

Сегодня на  уроке мы будем работать в группе. Давайте вспомним правила.

Памятка «работа в группе».

Настраиваются на урок, подтверждают свою готовность.

Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор. Отмечают на своем рабочем  листе.

Читают памятку, вспоминают правила работы в группе.

Личностные:

Развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Самоопределение  к деятельности, способность к самооценке      

2

Актуализация опорных знаний

Получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного  материала,

Определить опорные знания.

Мотивирование обучающихся на изучение темы.

 Посмотрите на парты. Перед вами лежат картинки с изображениями предметов. (компьютер, стол, вилка, пылесос, кофта, стиральная машина, ложка, телевизор, носок, шкаф) Такие же карточки закреплены на доске.

Что вы о них знаете?

Разбейте эти предметы на группы. Обсудите своё мнение. (работа в  группах)

Давайте проверим, как вы справились с заданием, для этого выберите от своей группы по 1 представителю.

Оцените свою работу. Если с заданием вы справились быстро и правильно на оценочных листах раскрасьте кружок зелёным цветом, если у вас возникли затруднения,  но задание вы выполнили верно, то жёлтым, а если ошиблись, то красным.

Анализируют предметы.

Это предметы, которые окружают нас дома, а некоторые есть в классе.

Эти предметы можно разбить на группы: мебель, одежда, электроприборы, посуда.

Раскладывают карточки по группам, обсуждают свои предложения.

От каждой группы к доске выходят по 1 человеку. Они перемещают карточки, распределяя предметы на группы, обосновывают своё решение. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

Ребята оценивают свою работу, раскрашивают кружки.

Предметные:

понимают задание, как его надо выполнить;

  Коммуникативные:

Принимать активное участие в учебной деятельности.

Познавательные:

Выделяют существенные и несущественные признаки; проводят сравнения и  делают выводы.

Регулятивные:

выполняют учебные действия и вносят необходимые коррективы

3

Постановка учебной задачи

Организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

А как вы думайте, всё ли мы узнали об этих предметах?

Оказывается, мы ещё не всё знаем. А для того, чтобы определить что нам предстоит узнать, отгадайте шараду.

От-т+пар-р+сно =?

Как вы думайте, что означает это слово?

Совершенно верно.

Теперь вы можете сказать тему нашего урока. Определить задачи, чему будем учиться, что хотели бы узнать.

Высказывают свои  мнения: да, нет.

Отгадывают шараду: опасно.

Высказывают своё мнение:  что-то чего делать нельзя, что- то от чего может случиться беда, предупреждение, будь осторожен.

Тема: «Что вокруг нас может быть опасным», на уроке будем учиться определять:

1. Что вокруг нас может быть опасным?

2. Когда и почему эти предметы могут быть опасными?

 3. Что необходимо предпринять, чтобы избежать опасности?

Регулятивные:

Принимают учебную задачу, выполнять её.

Коммуникативные

внимательно слушать друг друга, уметь дополнять ответ товарища.

Познавательные:

Осознание познавательной задачи, понимание информации, представленной в модельной форме

4.

«Открытие» нового знания

Организовать поиск решения учебной проблемы с использование побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

А могут ли предметы, которые нас окружают быть опасными?

Приведите примеры, обоснуйте своё мнение.

А если эти предметы так опасны, может их заменить на безопасные? Например: (появляется картинка)

        

Совершенно верно, все эти вещи сделаны для удобства. Сама вещь неживая, «Оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

Распределите карточки с  изображениями  предметов на 2 группы: опасные и не опасные.

Давайте проверим. Сегодня мы будем говорить только об опасных предметах, поэтому не опасные отодвиньте в сторону.

А все ли опасные предметы мы назвали? Могут ли другие предметы, которые нас окружают быть опасными? Приведите примеры.

Если возникают затруднения, можно открыть учебник на с. 46 и рассмотреть рисунок.

C:\Users\ASUS\Pictures\2014-02-09\001.jpg

(Во время обсуждения на доску добавляем карточки с изображением игл, спиц, гвоздей, ножниц, лекарств, аналогичные карточки появляются в группах)

Оцените себя, раскрасьте круги на оценочных листах.

Высказывания детей: да могут, например утюг, можно обжечься, компьютер, получить удар электрическим током.

Нет, современные предметы помогают нам облегчит труд. Они делают всё чище и быстрее. А чтобы они не причинили никому вред, нужно научиться с ними правильно обращаться.

Работают в группах, распределяют предметы, обсуждают свой выбор.

1 ученик рассказывает как он выполнил задание, остальные проверяют.

Высказывания детей. Открывают учебники, проверяю себя, дополняют ответы.

Ребята оценивают свою работу, раскрашивают кружки.

Познавательные:

уметь осуществлять поиск информации, используя учебник и сведения, полученные от взрослых; Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные:

Интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи.

5

Первичное закрепление

Учить  детей  самостоятельно формулировать правило и создавать

алгоритм  

Как выдумайте, что бы не случилось беды, нужно знать правила обращения с каждым предметом или существует правило для группы предметов?

Попробуйте распределить предметы на такие группы.

Давайте проверим, как вы справились с заданием, 1 ученик объясняет у доски, остальные проверяют.

Оцените себя, раскрасьте круги на оценочных листах.

Давайте дадим название каждой группе.

Каждая группа будет думать над вопросом: что необходимо предпринять, чтобы избежать опасности при работе с...

1 я группа- электроприборами,

2 я группа -  колющими и режущими предметами,

3 я группа – лекарствами.

Выступления групп.

Электроприборы.

1. Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.

2. Никогда не тяни за электрический провод руками.

3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Не суй в розетку пальчик -
Ни девочка, ни мальчик.

Острые, колющие и режущие предметы.

1.Все остры, колющие предметы и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

2. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки 
Ты на место положи!

Лекарства.

1. Ни в коем случае не пробуй никаких лекарств.

2. Неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

А если случилась беда, куда мы можем обратиться за помощью?

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “ 01”.

Телефоны экстренных служб:

01 –пожарная охрана,

02- полиция

03- скорая помощь

04 – служба газа

112 – служба спасения с сотового телефона.

Высказывания детей:  знать правила обращения с каждым предметом; существуют правила безопасного обращения с группой похожих предметов. Например: утюг, печь. Обосновывают свой ответ.

Работают в группах, распределяют предметы на группы, обосновывают своё мнение.

Выслушивают ответ одноклассника, проверяют правильность выполнения задания.

Оценивают свою работу, раскрашивают кружки.

Под руководством учителя дают название каждой группе предметов.

  1. Электроприборы.
  2. Колющие и режущие предметы.
  3. Лекарства.

Работа в группах, составление «Правил безопасного обращения с …».

Под руководством учителя формулируют правила безопасного обращения с предметами. Слушают выступления групп, дополняют, задают вопросы.

Фронтальная работа. Ребята высказывают своё мнение:

- обратиться к родителям, старшим;

- обратиться к спасателям, спецслужбам.

Регулятивные:    

оценивать ход и результат выполнения задания;

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том что создаёт опасность в окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации.

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков.

Коммуникативные:

Принимают другое мнение и позицию, допускают существенное различие точек зрения.

6

Динамическая

Пауза

Дать возможность детям отдохнуть

Мы пожарниками были

И пожар мы так тушили

Поворачиваем шланги вправо

Поворачиваем шланги влево
Раз, раз, раз, раз и огонь погас

Обучающиеся  выходят из-за парт, внимательно  слушают   задание учителя и выполняют его.

Регулятивные:

 оценивать ход выполнения задания

7

Самостоятельная работа с  проверкой  по эталону

Учить  самоорганизации при выполнении учебного задания

А как вы думаете, откуда взрослые узнают, правила безопасного обращения с предметом??

Информация о безопасном обращении с предметом или прибором написана в инструкции. А ещё люди для обозначения опасности придумали специальные значки.

 - внимание, опасно

-опасно, ток

 - опасно – может возникнуть пожар

-опасно, может что-нибудь упасть сверху

Как вы думайте, о чём они нас предупреждают?

А сейчас вы поработайте самостоятельно. Выберите какой-нибудь предмет или прибор и нарисуйте на листах значки – предупреждения, по его безопасному использованию.

Обсудите с соседом свою работу. Оцените товарища.

Прикрепите свои памятки к приборам, если они есть в классе.

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы учителя. (Научили ещё в школе, рассказали другие люди, по телевизору, причитали инструкцию).

Рассматривают значки, пробуют догадаться, о чём они предупреждают.

Высказывания детей.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Разбиваются на пары. Обсуждают работу в паре. Оценивают работу товарища.

Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной задачи, оценивает результат своего труда

Познавательные:

Стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, синтез)

Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе

8

 Рефлексия деятельности

зафиксировать новое содержание урока;организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  Какие цели мы ставили перед уроком?

Всё ли у нас получилось?

Когда обычные вещи могут быть опасными для нас? (Если с нами неправильно обращаться)

- Еще раз назовите номера телефонов экстренных служб.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов. Чем мы занимались на уроке?

Что интересного вы узнали?

Чему мы научились?

– Какая работа вызвала трудность?

Настроение.Словарики настроений".Изменилось ли ваше настроение? Оцените настроение в группе, в классе.

Повторяют основные понятия.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок, вклада группы.

Находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.

 Личностные:

Понимание причин успеха в учебе.

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Регулятивные: оценивать результат выполнения  своей работы и работы  своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что вокруг нас может быть опасным

Урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным"....

Что вокруг нас может быть опасным?

Презентация содержит материал к уроку окружающего мира по теме "Что вокруг нас может быть опасным?". Она знакомит детей со службами экстренной помощи в различных ситуациях, их телефонами....

Что вокруг нас может быть опасным?

Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, соблюдать осторожность при обращении с ними....

Что вокруг нас может быть опасным?

Мир вокруг нас. Что вокруг нас может быть опасным?...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...