Свойства воды
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Опыты по ознакомлению со свойствами воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody_starshaya_gr.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
« Свойства воды»
( Старшая группа)
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, вода – растворитель.
2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдать необходимые меры безопасности.
3.Учить пользоваться пипеткой.
4. Развивать умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5. Наблюдение за водой на прогулке.
Оснащение:
Прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, гуашь, ватные палочки, моющее средство, колбочки 2 (большая и маленькая), схемы, изображение Капельки.
НОД.
В.- Ребята, сегодня хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? ( Ответы детей)
В.- Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
В. - К нам в гости сегодня пришла Капелька, частичка воды, она путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Ребята, вот наша капелька хочет спросить, какая бывает вода? (Теплая, горячая, холодная, прозрачная, газированная и т.п.).
В.- Что вода делает? (Ответы детей: течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
В. - Для чего вода нужна человеку? ( Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
В. - Ребята, вы хотите знать всё о воде, как наша Капелька?( Да).
В.- Для этого нам Капелька приготовила специальные задания – опыты.
Опыт №1.
« Вода – жидкость, вода не имеет формы».
В. - Возьмём самую узкую колбочку и наполним её водой. Теперь перельём воду в самую широкую колбочку. Что мы сейчас сделали? ( Перелили воду из одного сосуда в другой).
В.- Из какой колбочки перелили? (Из узкой колбочки).
В. - В какую колбочку перелили воду? ( В широкую колбочку).
В. - Форма наших колбочек одинаковая? ( Нет, форма разная).
В. - Форма, которую приняла вода, изменилась? (Изменилась).
В. - Кто хочет попробовать перелить воду в другой сосуд?
(По желанию 2-3 ребенка повторяют опыт, комментируя свои действия).
В. - Видите, вода не имеет своей формы, она приобретает форму сосуда, потому что вода – это… .( жидкость).
В. - Ребята, назовите другие жидкости. (Йод, зелёнка, растительное масло, молоко, сок и т. д.)
В. - Все они принимают форму сосудов, в которые они налиты. Итак, какой вывод сделаем?
Вывод : вода – это жидкость, не имеет своей формы.
(Н а магнитной доске выставляется схема. Дети садятся за столы).
Опыт 2
«Вода не имеет вкуса».
В. - Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (Нет вкуса).
В. - А теперь добавьте в свой стаканчик с водой соль или сахара.( Работа детей).
В.- Теперь каждый возьмите стаканчики и только кончиком языка попробуйте воду.
Ваня, у тебя какой вкус? ( Сладкий).
В. - У кого ещё сладкий вкус? (Ответы детей).
В. - Почему у вас вода сладкая? ( В ней развели сахар).
В. – Катя, тебя какой вкус? ( Солёный).
В. - Ещё у кого солёный вкус? ( Ответы детей).
В. - Почему у вас вода солёная? ( В ней развели соль).
В. - Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала солёная, изменили вкус воды).
Вывод: вода не имеет вкуса.
(На магнитной доске выставляется схема).
Опыт 3
«Вода не имеет запаха».
В. - Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (Без запаха).
В. - Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
( На магнитной доске выставляется схема).
Опыт 4
«Вода без цвета, прозрачная».
В. - Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (В воде).
В. - У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они, какие? (Бесцветные).
В.- Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (Добавляем, перемешиваем).
В. - Что изменилось? (Вода изменила цвет).
В. - Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная, бесцветная.
В.- Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка
«Ходят капельки по кругу».
В.- Я мама Тучка, а вы – капельки, и нам пора отправляться в путь.
(Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют).
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться.
А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.)
Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
В.- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Игра-эксперимент
«Цветное молоко»
В. - Налейте молоко в тарелку.
Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
В. - Ну вот, ребята, мы выполнили специальные задания – опыты, которые приготовила для нас Капелька, понравились они вам? Задания были интересные?
В. - Сейчас я хочу проверить, справились ли мы с этими заданиями, что мы узнали о свойствах воды. Обратите внимание на схемы, подойдите к доске).
Итог занятия.
1) О чём говорит нам эта схема ?
( Вода – это жидкость.)
2. О чём говорит эта схема?
( Вода не имеет собственной формы)
3) Что можно сказать об этой схеме?
( Вода – бесцветная, прозрачная).
3) О чём говорят следующие схемы?
( Вода не имеет ни запаха, ни вкуса).
Молодцы! Мне и нашей гостье Капельке очень понравилось, как вы сегодня занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...
Конспект урока. Вода. Свойства воды.
Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....
Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.
Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 классс. УМК " Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...