Урок-мастерская "Берегите воду" 3 класс (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок-мастерская "Берегите воду" , проведенный в 3 классе (УМК "Школа России"). В конспекте приведены основные этапы мастерской, описана деятельность учителя и ученика. Презентацию к уроку могу выслать отдельно по почте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-masterskoy_beregite_vodu.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – мастерской  по окружающему миру 3 класс.

(УМК «Школа России», учебник Плешакова А.А.)

Тема

Берегите воду!

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель темы

Учить детей бережно относиться к воде, экономить её.

Планируемые результаты

Образовательные:

- дети  дополнят представление о роли воды в жизни человека;

- дети раскроют основные факторы ее загрязнения;

- в процессе урока  дети прочувствуют необходимость внимательного и бережного отношения к воде и

сформулируют, как они смогут экономить воду.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, умение слушать других;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

- развивать навык самооценки.

Воспитательные:

- воспитывать активность, прилежание в процессе учения;

- воспитывать уважение к товарищам.

Здоровьесберегающие:

- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, благоприятный эмоциональный фон;

- осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой и в группе.

Методы

- деятельностный

- создание проблемной ситуации;

- наглядно  - иллюстрационный

Оборудование

Учебник 3 класса УМК «Школа России» А.А. Плешаков; тетрадь по окружающему миру, закладки – стикеры, карточки с текстами задач, призывами, заданием «Собери стихотворение», конверты с элементами аппликации для плаката – 4 шт., клей (у каждого ребенка), лист-стикер с началом предложения «Чтобы беречь и охранять воду я могу…» - 4 шт.,  лист А3 – 4 шт., ведро 10л, банка 1 л, стакан, сахар 1 кг.

Технологии

- здоровьесбережение;

- информационные технологии;

Межпредметные связи

Математика, технология

Организация урока

Дети до урока делятся на 4 одноуровневые команды и садятся вокруг своих столов.

Ход мастерской:

Технология проведения.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент

Цель: мотивация ученика

- Здравствуйте, дети. Сегодня урок будет построен  в виде мастерской, которую я назвала «Берегите воду».

II. Индуктор

Цель: постановка проблемного вопроса

- Отгадайте загадку (слайд № 3):

Голубая точка в бесконечном море,
Нет родней клубочка в космическом просторе.
Проросла травою, ожила ручьями
И меня с тобою укрыла небесами.
Горы, океаны, реки и поля,
Загадочные страны, дом родной...

- О какой планете идет речь?

- Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса  (слайд № 4). Какой основной цвет нашей планеты? А что он обозначает?

- На Земле так много воды, что более подходящее название было бы для нее «планета - вода». Почему тогда же нашу мастерскую я назвала  «Берегите воду», зачем ее беречь, раз ее так много?

- Обсудите в группе и приведите пример, подтверждающий необходимость сбережения воды.

О планете Земля.

Основной цвет планеты – голубой. Это цвет морей и океанов.

III. Социализация.

Цель: ответ детей на поставленный проблемный вопрос

- Есть места, где воды много, а есть - где ее нет или очень мало. Очень много воды расходуется зря.

IV. Работа в группах.

- Сегодня на уроке мы с вами обсудим, почему так важно беречь и охранять воду, и что для этого надо делать.  Для этого мы совершим путешествие по станциям. Мы окажемся на таких станциях, как «Биологическая», «Экономическая» «Творческая». С какой бы вы хотели начать?

Станция «Биологическая». (слайд № 5)

 - Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3 л пресной.

Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов,  вода - удобная дорога.

 А чтобы узнать еще больше о воде и ее значении откройте учебник на стр. 57. 1 группа читает 1 абзац, 2 группа – 2 абзац, 3 группа – 3 абзац, 4 группа – 4 абзац.

- Найдите и обсудите, какова главная мысль вашего текста.

Выслушивается мнение детей и путешествие начинается с той станции, которую они выбрали.

V. Социализация.

Цель: ответ детей на поставленный вопрос

Выступление детей, представителей от каждой группы

VI. Социоконструкция.

- Воды в природе много, но чистой воды не хватает. Какие существуют причины ее загрязнения, мы узнаем, сделав  задание №1 в тетради  на с. 25.

Работа детей в тетради

VII.2-я  социализация.

Цель: ответ детей о выполнении ими задания

Выступление детей (проверка: слайд № 6) 

Фактор, который мы поместили на  место цифры 1 – завод. Он может выбрасывать в реки и озера  отработанную воду, продукты переработки, химические вещества.

Фактор, который мы поместили на  место цифры 2 – жилые дома. Вода, которой пользуются жители, может стекать неочищенной.

Фактор, который мы поместили на  место цифры 3 – ферму. Она тоже может сбрасывать использованную воду, а также удобрения и вредные вещества.

Фактор, который мы поместили на  место цифры 4 – это человек, который моет свою машину возле водоема. Вместе с водой в водоем попадает бензин, масла и другие вредные вещества.

Фактор, который мы поместили на  место цифры 5 – палатка с туристами, некоторые после отдыха не убирают за собой мусор. Этот мусор может попадать в воду, засоряя его.

VIII. Работа в группах.

Цель: выяснить,

какие меры по охране воды принимаются, и как дети могут реально помочь беречь воду.

(фоторяд: слайды № 7 - 12)

- Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 100 товарных поездов по 100 вагонов в каждом.

Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка.

В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных.

Озеро Байкал теряет способность самоочищаться, т.к. много вредных веществ сбрасывается в озеро.

Вода нужна для любого завода, без нее не возможно производство продукции. Поэтому главное - на заводе строить  очистные сооружения.

- Прочитайте меры, которые надо принимать по охране и сбережению воды. Выберите из них те, которые каждый из вас может реально сделать по спасению и сбережению воды. (слайд №15)

  • строительство очистных сооружений;
  • экономия воды;
  • посадка и охрана растений по берегам водоемов для укрепления берегов;
  • использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами;
  • контроль за уровнем загрязнения вод.
  • очистка берегов водоёмов от мусора

- А кто должен делать остальное?

- Как вы можете экономить воду?

Мы можем:

  • экономить воду,
  • посадить и охранять растения по берегам водоемов для укрепления берегов,
  • очищать берега водоёмов от мусора,
  • использовать для очистки воды растения и животных, являющихся живыми фильтрами.

Государство, за счет налогов, которые платят взрослые.

Закрывать кран, не включать сильно струю воды, при мытье зубов воду наливать в стакан, не охлаждать лимонад под струей воды, поставить в холодильник.

IХ. Промежуточная рефлексия.

Цель: обобщить полученную информацию, оценить степень своей активности на станции.

- Обсудите в группе следующие вопросы:

Что узнали?

Откуда получили информацию?

- Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Красный цвет – очень активен, много помогал; зеленый – был мало активен, больше слушал. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради.

Дети обсуждают что узнали и определяют откуда получили информацию

Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции.  

Физкультминутка

Цель: снять утомление

(слайд № 14)     

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Дети выполняют зарядку, читая стихотворение.

Х. Работа в группах.

Цель: решая математические задачи, убедиться в необходимости сбережения воды.

2 станция «Экономическая».

На ней мы узнаем, сколько воды тратиться, а иногда даже напрасно. Для этого будем решать задачи.

Задача 1  (слайд № 15)

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?

- Как узнали? Каким действием?  (демонстрация 1 стакана)

Задача 2 (слайд № 16)

Для того, чтобы изготовить 10 кг сахара нужно потратить 1000 литров воды. Сколько нужно воды для приготовления 1 кг сахара?

- Как узнали? Каким действием?

- Сколько надо 10-литровых ведер, чтобы поместить эту воду?

- Представьте только, что на изготовление вот этого 1 кг сахара (демонстрация), тратиться 10 вот таких ведер (демонстрация ведра) воды.

Задача 3 (слайд № 17)

Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?

- Как узнали? Каким действием?

Задача 4 (слайд № 18)

1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?

- Как узнали? Каким действием?

- Подумайте только, что эту воду уже нельзя будет никуда использовать.

-  Вас впечатлили цифры, которые вы получили? Соберите теперь стихотворение, призывающее беречь воду:

Игра «Собери стихотворение»

 (проверка: слайд № 19)

Воду попусту  … ,                                            кран

Дорожить водой ….  !                                      океан

Закрывай покрепче ….   ,                                 не лей

Чтоб не вытек ….   !                                          умей

Каждой команде выдается по 1 задаче. Дети вместе обсуждают ее решение.

24 стакана (1 * 24)

100 литров (1000 : 10)

10 ведер

400 литров (40 * 10)

1000 литров (10  * 100)

Каждый команде выдается лист с заданием. Дети   обсуждают, какие слова написать на каждой  строчке и соединяют линией. У них получается следующее стихотворение:

Воду попусту  не лей ,                                            

Дорожить водой умей !                                      

Закрывай покрепче кран,                                

Чтоб не вытек океан!                                          

ХII. Социоконструкция 

Цель: сделать аппликацию – плакат, призывающий беречь воду.

3 станция «Творческая»

Вы составите плакат, призывающий беречь воду учащихся вашей школы.

- Выберите призыв для своего плаката или придумайте свой. (слайд № 20) (детям выдается карточка с призывами)

1. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!

2. Вода – дом для многих растений и животных.

3. Всем всегда нужна вода!

4. Без воды нам не прожить!

5. Беречь воду – беречь жизнь!

 

Дети собирают аппликацию – плакат:

  • обсуждают, как составить детали аппликации, чтобы получился плакат;
  • приклеивают эти детали;
  • выбирают призыв и записывают его на плакате.

ХI.2-я промежуточная рефлексия.

Цель: обобщить полученную информацию, оценить степень своей активности на станции.

- Обсудите в группе вопрос:

Чем занимались?

- Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради.

Дети обсуждают, чем занимались.

Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции.  

ХIII. 3-я  социализация.

Цель: показать творчество своей группы

Выставка работ

ХIV.3-я промежуточная рефлексия.

Цель: оценить степень своей активности на станции.

- Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради.

Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции.  

ХV.Домашнее задание

- Создайте свой плакат, призывающий беречь воду, или нарисуйте рисунок о том, как в вашей семье берегут воду.

ХVI. Рефлексия.

Цель: выявить свое участие в сбережении воды,

 оценить степень своей активности на уроке.

- На листке-стикере написано предложение «Чтобы беречь и охранять воду я могу…».  Напишите совместное его продолжение.

- А теперь выясним, кто же на уроке был очень активен. Встаньте те, кто заработал 3 красных закладки, 2 закладки, 1 закладку.

- Спасибо за урок всем ребятам – вы активно поработали.

Озвучивание и вывешивание ответов детей на плакате группы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....