Урок-мастерская "Берегите воду" 3 класс (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок-мастерская "Берегите воду" , проведенный в 3 классе (УМК "Школа России"). В конспекте приведены основные этапы мастерской, описана деятельность учителя и ученика. Презентацию к уроку могу выслать отдельно по почте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-masterskoy_beregite_vodu.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока – мастерской по окружающему миру 3 класс.
(УМК «Школа России», учебник Плешакова А.А.)
Тема | Берегите воду! |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цель темы | Учить детей бережно относиться к воде, экономить её. |
Планируемые результаты | Образовательные: - дети дополнят представление о роли воды в жизни человека; - дети раскроют основные факторы ее загрязнения; - в процессе урока дети прочувствуют необходимость внимательного и бережного отношения к воде и сформулируют, как они смогут экономить воду. Развивающие: - развивать речь учащихся, умение слушать других; - развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; - развивать навык самооценки. Воспитательные: - воспитывать активность, прилежание в процессе учения; - воспитывать уважение к товарищам. Здоровьесберегающие: - создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, благоприятный эмоциональный фон; - осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой и в группе. |
Методы | - деятельностный - создание проблемной ситуации; - наглядно - иллюстрационный |
Оборудование | Учебник 3 класса УМК «Школа России» А.А. Плешаков; тетрадь по окружающему миру, закладки – стикеры, карточки с текстами задач, призывами, заданием «Собери стихотворение», конверты с элементами аппликации для плаката – 4 шт., клей (у каждого ребенка), лист-стикер с началом предложения «Чтобы беречь и охранять воду я могу…» - 4 шт., лист А3 – 4 шт., ведро 10л, банка 1 л, стакан, сахар 1 кг. |
Технологии | - здоровьесбережение; - информационные технологии; |
Межпредметные связи | Математика, технология |
Организация урока | Дети до урока делятся на 4 одноуровневые команды и садятся вокруг своих столов. |
Ход мастерской:
Технология проведения. Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент Цель: мотивация ученика | - Здравствуйте, дети. Сегодня урок будет построен в виде мастерской, которую я назвала «Берегите воду». | |
II. Индуктор Цель: постановка проблемного вопроса | - Отгадайте загадку (слайд № 3): Голубая точка в бесконечном море, - О какой планете идет речь? - Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (слайд № 4). Какой основной цвет нашей планеты? А что он обозначает? - На Земле так много воды, что более подходящее название было бы для нее «планета - вода». Почему тогда же нашу мастерскую я назвала «Берегите воду», зачем ее беречь, раз ее так много? - Обсудите в группе и приведите пример, подтверждающий необходимость сбережения воды. | О планете Земля. Основной цвет планеты – голубой. Это цвет морей и океанов. |
III. Социализация. Цель: ответ детей на поставленный проблемный вопрос | - Есть места, где воды много, а есть - где ее нет или очень мало. Очень много воды расходуется зря. | |
IV. Работа в группах. | - Сегодня на уроке мы с вами обсудим, почему так важно беречь и охранять воду, и что для этого надо делать. Для этого мы совершим путешествие по станциям. Мы окажемся на таких станциях, как «Биологическая», «Экономическая» «Творческая». С какой бы вы хотели начать? Станция «Биологическая». (слайд № 5) - Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3 л пресной. Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов, вода - удобная дорога. А чтобы узнать еще больше о воде и ее значении откройте учебник на стр. 57. 1 группа читает 1 абзац, 2 группа – 2 абзац, 3 группа – 3 абзац, 4 группа – 4 абзац. - Найдите и обсудите, какова главная мысль вашего текста. | Выслушивается мнение детей и путешествие начинается с той станции, которую они выбрали. |
V. Социализация. Цель: ответ детей на поставленный вопрос | Выступление детей, представителей от каждой группы | |
VI. Социоконструкция. | - Воды в природе много, но чистой воды не хватает. Какие существуют причины ее загрязнения, мы узнаем, сделав задание №1 в тетради на с. 25. | Работа детей в тетради |
VII.2-я социализация. Цель: ответ детей о выполнении ими задания | Выступление детей (проверка: слайд № 6) Фактор, который мы поместили на место цифры 1 – завод. Он может выбрасывать в реки и озера отработанную воду, продукты переработки, химические вещества. Фактор, который мы поместили на место цифры 2 – жилые дома. Вода, которой пользуются жители, может стекать неочищенной. Фактор, который мы поместили на место цифры 3 – ферму. Она тоже может сбрасывать использованную воду, а также удобрения и вредные вещества. Фактор, который мы поместили на место цифры 4 – это человек, который моет свою машину возле водоема. Вместе с водой в водоем попадает бензин, масла и другие вредные вещества. Фактор, который мы поместили на место цифры 5 – палатка с туристами, некоторые после отдыха не убирают за собой мусор. Этот мусор может попадать в воду, засоряя его. | |
VIII. Работа в группах. Цель: выяснить, какие меры по охране воды принимаются, и как дети могут реально помочь беречь воду. | (фоторяд: слайды № 7 - 12) - Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 100 товарных поездов по 100 вагонов в каждом. | |
Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. | ||
В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. | ||
Озеро Байкал теряет способность самоочищаться, т.к. много вредных веществ сбрасывается в озеро. | ||
Вода нужна для любого завода, без нее не возможно производство продукции. Поэтому главное - на заводе строить очистные сооружения. | ||
- Прочитайте меры, которые надо принимать по охране и сбережению воды. Выберите из них те, которые каждый из вас может реально сделать по спасению и сбережению воды. (слайд №15)
- А кто должен делать остальное? - Как вы можете экономить воду? | Мы можем:
Государство, за счет налогов, которые платят взрослые. Закрывать кран, не включать сильно струю воды, при мытье зубов воду наливать в стакан, не охлаждать лимонад под струей воды, поставить в холодильник. | |
IХ. Промежуточная рефлексия. Цель: обобщить полученную информацию, оценить степень своей активности на станции. | - Обсудите в группе следующие вопросы: Что узнали? Откуда получили информацию? - Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Красный цвет – очень активен, много помогал; зеленый – был мало активен, больше слушал. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради. | Дети обсуждают что узнали и определяют откуда получили информацию Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции. |
Физкультминутка Цель: снять утомление | (слайд № 14) К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. | Дети выполняют зарядку, читая стихотворение. |
Х. Работа в группах. Цель: решая математические задачи, убедиться в необходимости сбережения воды. | 2 станция «Экономическая». На ней мы узнаем, сколько воды тратиться, а иногда даже напрасно. Для этого будем решать задачи. Задача 1 (слайд № 15) В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? - Как узнали? Каким действием? (демонстрация 1 стакана) Задача 2 (слайд № 16) Для того, чтобы изготовить 10 кг сахара нужно потратить 1000 литров воды. Сколько нужно воды для приготовления 1 кг сахара? - Как узнали? Каким действием? - Сколько надо 10-литровых ведер, чтобы поместить эту воду? - Представьте только, что на изготовление вот этого 1 кг сахара (демонстрация), тратиться 10 вот таких ведер (демонстрация ведра) воды. Задача 3 (слайд № 17) Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки? - Как узнали? Каким действием? Задача 4 (слайд № 18) 1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод? - Как узнали? Каким действием? - Подумайте только, что эту воду уже нельзя будет никуда использовать. - Вас впечатлили цифры, которые вы получили? Соберите теперь стихотворение, призывающее беречь воду: Игра «Собери стихотворение» (проверка: слайд № 19) Воду попусту … , кран Дорожить водой …. ! океан Закрывай покрепче …. , не лей Чтоб не вытек …. ! умей | Каждой команде выдается по 1 задаче. Дети вместе обсуждают ее решение. 24 стакана (1 * 24) 100 литров (1000 : 10) 10 ведер 400 литров (40 * 10) 1000 литров (10 * 100) Каждый команде выдается лист с заданием. Дети обсуждают, какие слова написать на каждой строчке и соединяют линией. У них получается следующее стихотворение: Воду попусту не лей , Дорожить водой умей ! Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан! |
ХII. Социоконструкция Цель: сделать аппликацию – плакат, призывающий беречь воду. | 3 станция «Творческая» Вы составите плакат, призывающий беречь воду учащихся вашей школы. - Выберите призыв для своего плаката или придумайте свой. (слайд № 20) (детям выдается карточка с призывами) 1. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан! 2. Вода – дом для многих растений и животных. 3. Всем всегда нужна вода! 4. Без воды нам не прожить! 5. Беречь воду – беречь жизнь! |
Дети собирают аппликацию – плакат:
|
ХI.2-я промежуточная рефлексия. Цель: обобщить полученную информацию, оценить степень своей активности на станции. | - Обсудите в группе вопрос: Чем занимались? - Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради. | Дети обсуждают, чем занимались. Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции. |
ХIII. 3-я социализация. Цель: показать творчество своей группы | Выставка работ | |
ХIV.3-я промежуточная рефлексия. Цель: оценить степень своей активности на станции. | - Оцените степень своей активности при работе на этой станции. Выберите нужного цвета закладку и прикрепите ее к тетради. | Дети выбирают цвет закладки в зависимости от степени своей активности на данной станции. |
ХV.Домашнее задание | - Создайте свой плакат, призывающий беречь воду, или нарисуйте рисунок о том, как в вашей семье берегут воду. | |
ХVI. Рефлексия. Цель: выявить свое участие в сбережении воды, оценить степень своей активности на уроке. | - На листке-стикере написано предложение «Чтобы беречь и охранять воду я могу…». Напишите совместное его продолжение. - А теперь выясним, кто же на уроке был очень активен. Встаньте те, кто заработал 3 красных закладки, 2 закладки, 1 закладку. - Спасибо за урок всем ребятам – вы активно поработали. | Озвучивание и вывешивание ответов детей на плакате группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
Материал доступный, интересный....
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Равнины и горы России 4 класс "Школа России"
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России". Урок был разработан и проведен учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....
Природные зоны России. 4 класс "Школа России"
Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....