Наши органы чувств.Глаза.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бойкова Наталья Анатольевна

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Окружающий мир»,3 класс, УМК «Перспектива.

Учитель: Бойкова Наталья Анатольевна. НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир,3 класс (УМК «Перпектива»)

Тема урока

Место урока по теме

Наши органы чувств. Глаз.

16 урок из 23.

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия новых знаний.

Приём «Верные и неверные высказывания» на стадии вызова и рефлексии; приемы ТРКМ «Зигзаг», «Кластер» на стадии осмысления; приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цель урока

Задачи урока

Цель данного урока - на основе работы с текстом познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка, познакомить со строением глаза, дать представление о гигиене глаза, продемонстрировать значение изучения данной темы. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

   

Предметные: на основе анализа текста и составления кластера, схем изучить  внутреннее и внешнее строение глаза человека, его функции, сформулировать правила гигиены зрения.

 Метапредметные.

Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение, различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; извлекать из различных источников информацию о работе организма для ее представления одноклассникам;

 Коммуникативные умения:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- конструктивно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные: 

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Личностные: проявлять

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.

- желание вести здоровый образ жизни;

- бережное отношение к своему здоровью;

- осознание успешности при изучении темы.

Педагогические технологии

Оборудование

Ведущая технология: технология развития критического мышления.

интерактивная доска для составления сравнительной таблицы; дидактический раздаточный материал; учебник.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – время (1 мин)

1.Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

2.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

1. Оценивают готовность к уроку;

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

-оценка эмоционального

состояния;

 -самооценка готовности к уроку;

2.Вызов (актуализация субъективного опыта) – 7мин

Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения темы;

- эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания;

- организовать деятельность по приему целей учащимися;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

Вызов.

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использую  прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

Основной приём - «Верные и неверные высказывания».

- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, отгадайте загадку:

     Брат с братом

     Через дорогу живут,

     А один другого не видит.    (Глаза)

- Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки.

-Что вы знаете о наших глазах? Для того чтобы это понять, предлагаю вам заполнить первую колонку таблицы (верно-плюс, неверно - минус)

- Определите в группах, какие высказывания являются верными и неверными?

- Давайте обсудим результаты работы групп.

-Как нам проверить правильность наших суждений?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.

Формулировка цели урока.

Совместное составление плана работы.

Познавательные УУД:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

-строить монологические высказывания;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по  существу полученного задания;

- строить рассуждения, делать выводы;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- Отгадайте загадку:

     Брат с братом

     Через дорогу живут,

     А один другого не видит.    (Глаза)

- Заполните в группах таблицу (заполняется колонка «до чтения»)

высказывание

до ч-я

после ч-я

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

   

   

  2. Форма глаза напоминает яблоко.

   

   

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

   

   

  4. Зрачок - это отверстие в глазу.

   

   

  5. В глазу имеется прозрачная линза.

   

   

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

   

   

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

   

   

- оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

- отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку.

- оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

- наблюдение;

- фронтальный опрос;

- участие в мозговом штурме;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

- оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

2.Осмысление. 30 мин

Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

Задачи:

- поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

- организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

    На стадии осмысления

необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом листка, на

котором написан текст.

Основные приёмы – «Зигзаг», «Кластер».

- Для дальнейшей работы нам необходимо познакомиться с текстом. У каждого из вас свой текст. Вы его читаете, отмечаете главное, подчёркиваете непонятные слова (индивидуальная работа).

1.Основная часть стадии осмысления

- работа в новых группах составление опорных конспектов (кластеров,схем)

- Сейчас вы расходитесь в группы по цвету листочков, на которых написан текст.

-Вы будете работать в новой группе, обсудите  текст, составите  опорный конспект.
   
1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".
   
2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.
   
3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).
   
4-я группа: как видит человек (схема).
   
5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).

    2. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
    Аутотренинг «У моря»
   
3. Защита опорных конспектов.

- В центре доски записана тема урока.

- Сейчас выбранный вами эксперт

 ( из каждого номера) представит результаты работы группы. Остальные ребята могут дополнять и задавать вопросы. 

Индивидуальная работа с текстом: чтение,

осмысление.

Работа учащихся в группах, составление кластеров, схем,

сигналов, оформление их на листе А4.

Работа с толковыми словарями

Учащиеся обмениваются полученной информацией в группе.

Сборка графического рисунка всей темы.

Эксперт (представитель каждого номера) вывешивает свой кластер (схему), озвучивает его, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.

Познавательные УУД:

- группировать и классифицировать изучаемые объекты;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- аргументировать свое мнение  и позицию в коммуникации;

- формулировать собственное мнение, позицию;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные УУД:

- оценивать результаты, анализировать работу;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- осуществлять самоконтроль;

- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;

Тексты для чтения в группах: 
    1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.
   Лучше всего человек видит до 12-ти лет,
 если у него нет дефектов зрения.

    2. Посмотрите, как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.
   Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.
   Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.
   Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.
   Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем.
   Почему человек моргает?
   Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.
   Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.
   Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.
 

    3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.
   В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).
   Определи цвет глаз соседа.
   Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.
   За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ

4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.
   Разные предметы расположены от нас по-разному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят по-разному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.
   Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.
   И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.
   Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну - две недели мозг учится все "ставить на ноги".

5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.
   Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. Это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.
   Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!
   Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь  микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.
   Не держите острые предметы около глаз.
   При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.
   Не смотрите долго телевизионные передачи.
   Все это отрицательно влияет на зрение.

АУТОТРЕНИНГ.

У МОРЯ

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

***

Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче... Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает... Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.

В любом случае теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.

-самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;

-  самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

самооценка умения формулировать тему урока

-взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы;

- оценка работа в группе;

- исследовательская деятельность;

- создание продуктов деятельности;

-

4.Рефлексия. (5 минут)

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления;

- обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления дальнейшего изучения;

- рационально и эффективно распределить время на стадию, провести возврат к приемам первой и второй стадии.

 Возврат к "Верным и неверным высказываниям". 

- Обсудите в группах и заполните вторую колонку в таблице - верно или неверно данное высказывание.

-Ответы групп выносятся на доску.

-Что изменилось в ваших предположениях?

Работа учащихся в группах.

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Формулировка выводов.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-строить монологическое высказывание;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

-анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Заполните в группах таблицу (заполняется колонка «после чтения»)

высказывание

до ч-я

после ч-я

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

   

   

  2. Форма глаза напоминает яблоко.

   

   

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

   

   

  4. Зрачок - это отверстие в глазу.

   

   

  5. В глазу имеется прозрачная линза.

   

   

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

   

   

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

   

   

- оценка и самооценка работы учащихся  на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы;

5.Домашнее задание (2 мин.)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

- закрепить изученный учебный материал;

- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;

- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

- Напишите эссе (сочинение) на тему «Важно ли беречь зрение с детства?».

Другие варианты задания:

-Найти в дополнительных источниках информацию на тему:

- «Правила работы за компьютером»;

- «Гимнастика для глаз».

-Учащиеся выбирают вариант задания,

записывают в дневник.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое;

- применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание;

- способность организовать собственную деятельность.

- Напишите сочинение на тему «Важно ли беречь зрение сдетства? » с доказательством своих утверждений.

Другой вариант - найти в дополнительных источниках информацию на тему:

- «Правила работы за компьютером»;

-«Гимнастика для глаз».

Запись в дневниках выбранного варианта задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс Тема "Наши органы чувст"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. тема "Наши органы чувств". УМК "Перспектива". Данная разработка заняла первое место в областном конкурсе методических разработок  уроков "Идеи ФГОС в ...

Практическое занятие. Мир чувств глазами художника . 1 класс.

Правктическое занятие проводится в рамуах программы "Мир музея" . Оно посвящено развитию навыков наблюдательности за проявлениями че­ловеческих чувств. Датёт представление о том, как художник создает ...

Презентация к учебному занятию "Мир чувств глазами художника ". 1 класс.

Презентация к учебному занятию "Мир чувств глазами художника ". 1 класс....

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: " Наши органы чувств" (УМК "Перспектива")

Цель: формирование   знания об органах чувств, их строении, значении для человека  и гигиене.Планируемые результаты:предметные:-знать названия органов;-знать строение органов чувств;-зн...