Вызов. На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использую прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. Основной приём - «Верные и неверные высказывания».
- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, отгадайте загадку: Брат с братом Через дорогу живут, А один другого не видит. (Глаза) - Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки. -Что вы знаете о наших глазах? Для того чтобы это понять, предлагаю вам заполнить первую колонку таблицы (верно-плюс, неверно - минус) - Определите в группах, какие высказывания являются верными и неверными? - Давайте обсудим результаты работы групп. -Как нам проверить правильность наших суждений? |
Ответы учеников, отражающие различные точки зрения. Формулировка цели урока. Совместное составление плана работы.
| Познавательные УУД: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение, позицию; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; -строить монологические высказывания; - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; - строить рассуждения, делать выводы; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
| - Отгадайте загадку: Брат с братом Через дорогу живут, А один другого не видит. (Глаза)
- Заполните в группах таблицу (заполняется колонка «до чтения») высказывание | до ч-я | после ч-я | 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. | | | 2. Форма глаза напоминает яблоко. | | | 3. Глаза в сильные морозы мерзнут. | | | 4. Зрачок - это отверстие в глазу. | | | 5. В глазу имеется прозрачная линза. | | | 6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. | | | 7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. | | |
| - оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности; - отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку. - оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач; - наблюдение; - фронтальный опрос; - участие в мозговом штурме; - выяснение готовности класса к изучению нового материала; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - оценочное суждение, коррекция ответов учащихся; - оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации. |
На стадии осмысления необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом листка, на котором написан текст.
Основные приёмы – «Зигзаг», «Кластер».
- Для дальнейшей работы нам необходимо познакомиться с текстом. У каждого из вас свой текст. Вы его читаете, отмечаете главное, подчёркиваете непонятные слова (индивидуальная работа).
1.Основная часть стадии осмысления - работа в новых группах составление опорных конспектов (кластеров,схем) - Сейчас вы расходитесь в группы по цвету листочков, на которых написан текст. -Вы будете работать в новой группе, обсудите текст, составите опорный конспект. 1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами". 2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части. 3-я группа: внутреннее строение глаза (схема). 4-я группа: как видит человек (схема). 5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).
2. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект. Аутотренинг «У моря» 3. Защита опорных конспектов. - В центре доски записана тема урока. - Сейчас выбранный вами эксперт ( из каждого номера) представит результаты работы группы. Остальные ребята могут дополнять и задавать вопросы.
|
Индивидуальная работа с текстом: чтение, осмысление.
Работа учащихся в группах, составление кластеров, схем, сигналов, оформление их на листе А4.
Работа с толковыми словарями
Учащиеся обмениваются полученной информацией в группе. Сборка графического рисунка всей темы. Эксперт (представитель каждого номера) вывешивает свой кластер (схему), озвучивает его, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
| Познавательные УУД: - группировать и классифицировать изучаемые объекты; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; - формулировать собственное мнение, позицию; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные УУД: - оценивать результаты, анализировать работу; - принимать и сохранять учебную задачу; - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи; - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - осуществлять самоконтроль; - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
| Тексты для чтения в группах: 1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке. Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения. 2. Посмотрите, как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя. Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов. Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается. Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек. Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем. Почему человек моргает? Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль. Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез. Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду. 3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться. В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие). Определи цвет глаз соседа. Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется. За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ 4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим. Разные предметы расположены от нас по-разному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят по-разному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние. Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны. И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета. Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну - две недели мозг учится все "ставить на ноги". 5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении. Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. Это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых. Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно! Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком. Не держите острые предметы около глаз. При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу. Не смотрите долго телевизионные передачи. Все это отрицательно влияет на зрение. АУТОТРЕНИНГ. У МОРЯ Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно. *** Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче... Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает... Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным. В любом случае теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.
| -самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока; - самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; самооценка умения формулировать тему урока
-взаимопроверка, взаимоконтроль; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы; - оценка работа в группе; - исследовательская деятельность; - создание продуктов деятельности;
- |