Интерактивное образовательное мероприятие "В царстве грибов", построенное по технологии АМО.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кокорева Ольга Валерьевна

Цель мероприятия - сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы. Определены образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Даны этапы мероприятия, время, подробное описание АМО, инструкции модератора, УУД, которые формируются при использовании данного АМО и ключевые компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obrazovatelnoe_meropriyatie.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru 

Факультет образования взрослых - www.train2.ru 

Программа подготовки методистов-модераторов

Очный цикл семинаров-тренингов по технологии АМО

  1. Интерактивное образовательное мероприятие, построенное по технологии АМО.

Организационная информация

Название команды

«Позитивный»

Авторы образовательного мероприятия

Кокорева Ольга Валерьевна

Группа, количество человек

21 -24 человека

Продолжительность мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема мероприятия

В царстве грибов.

Характеристика группы

Участники –ученики одного класса.

Цели мероприятия

Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи мероприятия

Образовательные:

Познакомить со строением гриба;

Ввести понятие «съедобные», «несъедобные» грибы;

Введение новых понятий: плодовое тело, грибница, споры.

 Развивающие:

Развитие внимания, памяти, речи, мышления;

Развитие умения работать в группе;

Способствовать формированию и развитию исследовательских навыков учащихся.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к дарам леса.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия

Познакомятся с разнообразием грибов;

строением гриба;

Научатся выделять группу съедобных и несъедобных грибов.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Строение гриба, группа съедобных и несъедобных грибов.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Таблички с изображением деревьев, кустарников, трав (цветов) по количеству групп ( 3 ), фигурки хвойных, лиственных деревьев, кустарников, трав ( цветов ), муляжи грибов, наборы картинок живой природы, картина леса, фигурки мухоморов и лисичек, картинка лукошка, фломастеры, карандаши, чистые листы А 4.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство/

инициация

5 -7

мин

«Деревья, кустарники, травы»

Заимствованный, но адаптированный

Цель: формирование 3 групп.

Материалы: карточки с рисунками деревьев, кустарников, травянистых растений ( цветов ).

Предварительная подготовка: подготовить карточки, на сдвоенных столах ( по количеству групп ) поставить флажки с изображением дерева, кустарника, травы.

Технология проведения: ученики выбирают себе понравившуюся карточку и садятся за тот стол, на котором изображена картинка, соответствующая их выбору.

Примечания: выбрать те кустарники, которые дети знают  (шиповник, боярышник, смородина, сирень)

Ребята, перед вами лежат карточки. Выберите понравившуюся вам и займите место за столом с такой же картинкой.

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Прошу каждую команду представиться. Начинает команда «Деревья» (дети называют те деревья, которые у них на картинках). Почему вы считаете, что это деревья, по какому признаку вы объединились в одну команду? ( Один ствол). Таким образом представляется каждая команда, указывая признак данного яруса леса.

Поприветствуйте друг друга, используя движения и шум.

личностные

коммуникативная

Целеполагание или погружение в тему

5

мин

Угадайка

Заимствованный, но адаптированный.

Цель: сориентировать учащихся на постановку цели урока.

Необходимые материалы: таблички со словами «Животные», «Растения» . Набор картинок , на которых изображены деревья, кустарники, звери, птицы, грибы.

Предварительная подготовка: таблички с надписью «Растения», «Животные» по количеству групп (3), на каждый стол набор картинок с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав ( цветов ); план для описания растений (животных).

  1. Внешний вид, части тела.
  2. Чем питаются.
  3. Могут ли передвигаться.
  4. Какие условия нужны для роста и развития.

Технология проведения: Свои картинки кладут на табличку с надписью «Растения» или «Животные. Дети обнаруживают, что у них остались картинки с грибами. Модератор предлагает им отнести грибы к растениям, ребята отмечают, что грибы не похожи на растения. Модератор предлагает грибы отнести к группе животных, но ученики отмечают, что грибы не могут двигаться как животные.

На основании сказанного ученики приходят к выводу, что грибы не относятся ни к одному из известных царств и предполагают, что грибы относятся к отдельному царству?

Внимательно рассмотрите предложенные вам картинки и разбейте их на известные группы. Пользуйтесь планом.

Почему у вас остались грибы отдельно?

Может отнесем их к растениям?

Может отнесем их к животным?

Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно, сегодня пойдет речь о грибах как отдельном царстве.

Регулятивные – целеполагание;

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативная – сотрудничество;

Формирование ожиданий/образовательных эффектов  

3

мин

«Мухоморчик»

Заимствованный.

Цель: выяснить ожидания учеников.

Необходимые материалы:  фигурки мухоморов, на доске картина леса, магниты для грибов, фломастеры, ручки.

Предварительная подготовка: для каждой группы на стол положить по 2-3  фигурки мухомора.

Технология проведения: детям предлагается на мухоморах написать чего они опасаются сегодня на уроке. От группы выходят по 2-3 человека, проговаривая свои опасения, прикрепляют фигурки мухоморов на лесную полянку.

Ребята перед вами лежат фигурки мухоморов, напишите с какими трудностями можете столкнуться при изучении нашей темы, чего боитесь не узнать на нашем уроке?

 Обязательно аргументируйте свой выбор.

Регулятивные- – прогнозирование;

Коммуникативные – умение правильно выражать свои мысли.

Коммуникативная –умение слушать;

Социальная – возможность оценить свои силы.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

10 мин

«Почемучка»

Заимствованный, но адаптированный.

Цель: направить деятельность учащихся на овладение изучаемого материала.

Необходимые материалы: учебник на каждого участника, муляжи грибов, слайд 1.

Предварительная подготовка: разложить учебники по количеству участников, наборы муляжей грибов для каждой группы.

Технология проведения: учитель настраивает детей на прогулку в лес. Проводит беседу о грибах.

Один из учеников каждой группы демонстрирует на муляже части гриба.

Ученики работают с учебником.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в лес.

Грибы – это одно из богатств леса. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство. Сейчас ученые насчитывают около 100 тысяч видов грибов. Наиболее известны шляпочные грибы.

-Почему их так называют? (слайд 1)

-Какую часть гриба вы еще знаете?

В шляпке созревают грибные споры – это семена грибов. Они разносятся ветром, попадают в землю и прорастают.

Теперь рассмотрим подземную часть гриба. Откройте учебник на с. 118.(рисунок)

-Как она называется?

-На что она похожа?

А под землей находится грибница, состоящая из множества разветвленных нитей и напоминает паутину – это и есть сам гриб. А то, что мы с вами собираем – это плодовое дерево.

Коммуникативные: способность  к речевому общению и умению слушать других.

Познавательные: выделение необходимой информации, пополнение словарного запаса.

Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию.

Коммуникативная:

умение высказывать свои суждения.

Информационная

Проработка содержания темы обучающимися

До 10

мин

«Узнавалки»

Заимствованный.

Цель: направить работу учеников на овладение знаниями.

Необходимые материалы: учебник окружающий мир за 3 класс, на каждом столе лист А 4, фломастеры, карандаши.

Предварительная подготовка: раздать каждой группе по листу А 4.

Технология проведения: ученики читают информацию о строении гриба, с кем «дружат» грибы.

На чистом листе рисуют гриб и подписывают одну из частей гриба, передают свой лист другой команде, которая подписывает вторую часть гриба. Лист передается 3 группе, которая подписывает третью часть гриба ( грибница ), подрисовывают дерево. Лист возвращается к своей команде.

Каждая команда проверяет правильность заполнения рисунка.

Открывается слайд, на котором схематично нарисован гриб и к каждой части подведена стрелка. Ребенок называет часть гриба, по щелчку открывается правильный ответ.

Если кто-то подписал, что деревья дружат со мхом, то можно дать домашнее задание рассмотреть этот вариант ответа и сделать сообщение по данной проблеме.

Ученики обращаются к наборам муляжей. Находят и называют грибы, которые им известны.

Возможно сделать обобщение

Ребята, откройте учебник на с. 118 , прочитайте о строении гриба и с кем грибы связаны в лесу.

Затем схематично сделайте рисунок гриба и подпишите одну из частей гриба. Затем лист передайте другой команде, которая выполнит ту же работу. Лист передается третьей команде, которая довершает рисунок и ответив на вопрос «С кем связаны деревья».

Проверьте, все ли учтено в вашем рисунке. Давайте проговорим о каждой части гриба и для чего она нужна.( каждая команда называет по одной части).

А теперь проверим ваши знания. (открывается слайд). Назовите части гриба.

У всех получились такие рисунки?

-Зависит ли название гриба от названия дерева? Приведите примеры, найдите и покажите на муляжах эти грибы.

-Как назвать эти грибы одним словом (съедобные ).

-А остальные грибы? (несъедобные).

Какое разнообразие грибов можно встретить в лесу.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера; разрешение конфликтов; умение слушать и понимать других;

Познавательные – извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные – контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативная.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

3

мин

«Движения»

Заимствованный, но адаптированный.

Цель: Обеспечение двигательной активности, снять усталость.

Технология проведения: детям предлагается выполнить движения, которые соответствуют тексту.

Представьте себя деревьями.

В лесу солнышко и все деревья потянули свои веточки высоко-высоко ( поднимаемся на носочки).

Но подул сильный ветер и начал раскачивать деревья (дети раскачиваются из стороны в сторону).

Ветер принес дождевые тучи и начался дождик (пальчиками постучать по спинке товарища).

Но выглянуло солнышко и высушило капли дождя ( поглаживание по спинке соседа).

Деревья обрадовались и стряхнули с себя последние капли дождя ( потряхивание руками).

Личностные - здоровье сбережение.

 Коммуникативные -

 способность управлять своим поведением

Информационная -знакомство с приёмами релаксации

 Познавательная - умение сосредотачивать внимание на своих ощущениях. Коммуникативная - умение объединяться для совместной игры

Подведение итогов

5

мин

Заимствованный.

Цель:

Необходимые материалы: фигурки лисичек, на которых написано «Я узнал …», «Я научился…», «Я теперь могу….», малые магниты, картинку лукошка.

Предварительная подготовка: на столе каждой группы фигурки лисичек с различными словами ( чтобы был выбор), магнитики.

Технология проведения: раздать  фигурки лисичек и попросить написать, что сейчас чувствует ученик.

Ученик прикрепляя лисичку и проговаривая свой ответ, убирает мухоморчик в лукошко, вместо него прикрепляет лисичку.

Показать гриб.

- Это съедобный гриб?

Возьмите лисички, подумайте и продолжите, что ты узнал на уроке о грибах, ушли ли твои опасения после нашего занятия?

Прикрепи на нашу полянку лисичку, заменив ею мухомор и проговори свой ответ.

-Кому отнесем эти мухоморы? (лосям).

 Личностные -смыслообразование

 Регулятивные – выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные - умение делать простейшие умозаключения.

Коммуникативные - чётко выражать свои мысли.

Коммуникативная -осознанное отношение к уроку.

Социальная.

Домашнее задание (если  предполагается)

2

мин

«Задавалка».

Цель: дать возможность творческого подхода к выполнению домашнего задания.

Дома, ребята, нарисуйте любой из грибов и подготовьте о нем информацию.

Личностные.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для выполнения целей и задач образовательного мероприятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания мероприятия);

Технология АМО является эффективным инструментом для учителя. Методы, которые используются в активных методах обучения помогают формировать универсальные учебные действия, компетенции обучающихся ……ФГОС.

Анализ возможностей реализации принципов современного образования через ОМ, построенное по технологии АМО (компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, принципов здоровьесбережения и духовно-нравственного развития).

Применение технологии АМО позволяет каждому  раскрыть творческий потенциал, активизирует, оживляет  внимание участников мероприятия на весь период работы.

Применение технологии АМО:

- предоставляет самостоятельность обучающимся;

- позволяет свободно выражать свои мысли ( самореализовываться);

- обеспечивает разнообразие практической деятельности;

-  использует знания, умения и опыт обучающихся;

- развивает интерес.

Применение активных методов обучения обеспечивает эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений.

Анализ и оценка  модератором мероприятия построенного на основе технологии АМО - какие новые основные и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО.

Методическая ценность мероприятия

Цели и задачи урока будут достигнуты за счет применения технологии активных методов обучения, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Обучающиеся получат прочные знания и сформированные компетентности благодаря практической направленности, игровым действиям и творческому характеру обучения, интерактивности, разнообразию коммуникаций, диалоге, групповой форме организации работы, вовлечению в процесс всех органов чувств, деятельностному подходу к обучению, движению и рефлексии.

Дополнительная информация

Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение 1: презентация в MS PowerPoint

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Окружающий мир 3 класс. П.П. Плешаков. М.: Просвещение,2008.

 «Копилочка активных методов обучения» Образовательный портал «Мой университет»

 «Международный Институт Развития «ЭкоПро», г.Петрозаводск.

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http://standart.edu.ru/

Примечания авторов

Урок построен по технологии АМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Внеклассное мероприятие: Царство грибов

Грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Раньше их относили к растениям. Но грибы отличаются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорган...

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...

Интерактивное образовательное мероприятие, построенное по технологии АМО.

«Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как  процесс развития личности, обретения духо...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления.

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления....