Урок-конкурс по Окружающему миру "С кем дружит кедр?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему
Обучающие – Систематизировать и обобщить знания о деревьях. Расширить кругозор знания об экологии; охране природы; о полезных свойствах деревьев; Применяя различные методы и приемы, осуществить сочетание дифференцированного индивидуального подхода на уроке. Обогащать и активизировать лексику.
Развивающие – Развивать уровень познавательной деятельности; логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; чувство долга и ответственности за родную природу.
Воспитывающие – Используя наглядный и занимательный материал, воспитывать экологическую культуру; интерес и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №9 г.Кызыла РТ
Урок-конкурс
по Окружающему миру
С кем дружит кедр?
Сат Светлана Торе – Бадыевна
Учитель начальных классов
Урок – конкурс.
Оформление доски: «С кем дружит кедр?»
План составления рассказа о дереве: Пош. Кедр. Кроссворд. Растениеводство (более 60 слов).
Плакаты:
- «Человек не зря прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево»
- «Природа – эта единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
- Дерево – наш зеленый друг.
Оборудование: доска; плакаты; раскладушки «портретов» деревьев, ветки, почки, листья разных деревьев, ветки, почки, листья разных деревьев; изделия из янтаря – серьги, кольцо, подвеска, картина, лекарственные травы из деревьев – в пачках из аптеки; отвар из коры пихты; шишки хвойных деревьев; хвойное мыло 20 шт.; зубная паста – «Кедровая» 5 шт.; шампунь «Березовый» - 5 шт.; соль для ванн из хвои хвойных деревьев – 2 шт., освежитель воздуха «Лесной аромат» - 4 шт., простые карандаши (из кедра) – 30шт. – для призов. Жетоны, где написано «Молодец!, «Умница!», «Так держать!», «Сегодня фортуна вам улыбается», «Фортуна на вашей стороне», «Отлично!».
Папки преподавателя с дидактическим материалом «Деревья. Какие они?». Картинки с изображением растений – деревьев; загадки, пословицы, стихи, кроссворды, олимпиадные задания. Книги о деревьях.
Цели:
Обучающие – Систематизировать и обобщить знания о деревьях. Расширить кругозор знания об экологии; охране природы; о полезных свойствах деревьев; Применяя различные методы и приемы, осуществить сочетание дифференцированного индивидуального подхода на уроке. Обогащать и активизировать лексику.
Развивающие – Развивать уровень познавательной деятельности; логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; чувство долга и ответственности за родную природу.
Воспитывающие – Используя наглядный и занимательный материал, воспитывать экологическую культуру; интерес и бережное отношение к родной природе.
Ход урока
- Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, будет урок – конкурс, который поможет вам вспомнить все то, что вы знаете по теме «Растения лесной зоны». Чтобы определить, тему нашей игры, разгадайте кроссворд и прочитайте выделенное ключевое слово.
По горизонтали:
2. Это растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы)
5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют …(Лиственные)
По вертикали:
1.Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревеневших стеблей – стволиков. (Кустарники)
2.У этих растений листья в виде иголок, их называют… (Хвойные)
3.У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол (Деревья)
- И так, какое ключевое слово?
- Деверья.
Сообщение цели и темы игры
- Правильно, вспомним и повторим знания о деревьях, научимся применять свои знания и умения на практике.
Урок будет проходить в виде нескольких конкурсов, будут определены самые умные. Победителей ждут необыкновенные призы.
За каждый правильный ответ получаете жетон.
Желаю всем удачи!
- Конкурс. Конкурс – разминка «Лучший знаток деревьев».
- Многолетнее растение с одним твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (дерево).
- У этих растений нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких (кустарники).
- Какие еще растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (травы)
- Какое дерево считается символов России? (береза)
- Какое из наших деревьев сохраняет зелень круглый год? (пихта, кедр, сосна, ель)
- Листья, каких деревьев осенью становятся красными? (осина, рябина, клен)
- Какое дерево, как береза, дает сладкий сок? (клен)
- Чего больше на свете: кустов или растений?(растений)
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Из какого дерева делают пианино? (из ели)
- Какое дерево применяют для приготовления лыж? (березу)
- Какие дрова самые жаркие? (березовые и дубовые)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву.(лиственница)
- Дерево – меренос? (липа)
- Какое дерево самое светолюбивое? (сосна)
- Густой лес (чаща)
- Дубовый лес (дубрава)
- Плод дуба (желудь)
- Растет ли дерево зимой? (нет)
- У какого дерева ствол белый? (у березы)
- Никто не ругает, а она все дрожит (осина)
- Кудри в речку опустила, и о чем - то загрустила;
А о чем она грустит, никому не говорит (ива)
23. Какое растение говорит, где оно живьет? (подорожник)
24. Какой цветок является символом России? (ромашка)
25. Какой цветок является символом Японии (хризантема)
26. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
27. Какие деревья растут в нашей республике? (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, тополь, осина, береза, ива, черемуха).
Итог I конкурса. Определяем победителя I- го конкурса.
- У кого сколько жетонов? Считаем. Победителю присвоим звание.
- Он (а) – «Лучший знаток деревьев».
- Повторили о деревьях. Открываем портреты зеленых друзей (альбомы – раскладушки).
- Нас много, давайте создадим 10 команд, чтобы обсуждать тему нашего урока в парах, в группах. Будете обмениваться мнением, отстаивать свои позиции друг перед другом. За каждый правильный ответ команде – жетон. Победителю II-го конкурса присвоим звание «Самый знающий».
II конкурс «С какой ветки – детки»
- Итак, начинается борьба за звание «Самый знающий».
- Здесь детки разных деревьев. С каждой команды по участнику. Они выбирают по одной детке и объясняют с какой ветки. Определяем самого занющего.
ВЕТКИ:
- тополя
- березы
- лиственницы
- ели
- сосны
КОРА:
- березы
- пихты
ШИШКИ:
- кедра
- лиственницы
- сосны
- ели
ПОЧКИ:
- - березы (из аптеки)
- - сосны (из аптеки)
ХВОЯ:
- сосны
- ели
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЯНТАРЯ:
- смола сосны
- бусы, кольцо, сережки
- картины из янтаря
Итог II-го конкурса. Определяем победителя. Считаем жетоны.
- Самый знающий …! Молодец!
- Вы «Самый знающий!»
III «Лучший Водопой»
Капитанам команд вручаются сосуды с отваром из коры пихты и соломинки (можно березовый сок). По сигналу они одновременно опускают свои соломинки в сосуд и стараются побыстрее выпить отвар и сказать, из чего он заварен.
- Из коры пихты
- При каких заболеваниях применяется отвар из коры пихты?
- Отвар применяется как отхаркивающее, противомикробное и дезинфицирующее средство.
- Кора пихты обладает и вяжущим свойством и применяется как наружное средство при ожогах и опухолях.
Побеждает та команда, выполнившая это задание первой. И вручается звание «Лучший Водопой».
- Людям давно известны полезные свойства деревьев. Они дают отличную древесину, орехи, хвою, кору и смолу. На протяжении длительной истории человечества все это активно использовалось и продолжает использоваться. Например, только из древесины можно получить более 20000 видов продукции.
Из различных частей деревьев делают отвары и настои, получают смолу и живицу, производят скипидар и дегеть. Все это входит в состав лекарственных средств, которые помогали и помогают людям излечивать самые различные болезни.
- И так, следующий конкурс «Зеленая аптека».
IV конкурс «Зеленая аптека».
- На столе 10 билетиков, где написаны названия деревьев и номера выступлений. Каждая команда выбирает по билету. Команда защищает своего зеленого друга, обменивается мнением, отстаивает свои позиции.
Много трав в лесу полезных
Могут справиться с болезнью,
Эти травы нужно знать
Их беречь и охранять
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку –
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства
- Почти все лесные растения целебные и помогают лечить многие болезни. Я приготовила вам несколько пачек лекарств из аптеки, приготовленных из листьев, из почек, из корней, цветков, из коры разных деревьев.
- Еще можете пользоваться моими папками, дидактическим материалом «Деревья. Какие они?». Дополнительным материалом, книгами о деревьях, загадками, поговорками, пословицами, стихами.
Дается 3-5 минут времени. Рассказать о дереве все что знают, используя материалы, предложенные учителем. После истечения 3 - 5 минут проводиться физкульт – минутка в виде конкурса.
V Конкурс «Спортивный»
- Чтобы продолжить конкурс «Зеленая аптека» сначала отдохнем, затем проведем конкурс «Спортивный».
- Вы хорошо поработали, подумали. Теперь пора, размяться и заодно показать какие вы ловкие, сильные, быстрые, внимательные. Сначала давайте поучимся и запомним движения. Выбираем троих помощников.
«Зайчик» - руки на пояс, присели попрыгали.
«Рысь» - выгнули спину и потянулись.
«Сова» - стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево – вправо.
«Мишка» - ноги расставили шире, руки на пояс, потопали ногами.
«Лошадки» - руки вперед, пружинистые движения ног.
- Запомнили. А теперь я буду называть животных, а вы будете показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь!
Темп ускоряется. Помощники в это время сморят, правильно ли выполняют движения. За ошибки баллы снижаются. Побеждают участники, которые не ошибались, награждаются жетонами.
- Движения, каких животных имитировали?
- Какое животное лишнее. Почему
- Сова – птица. Лошадка – домашнее животное.
- Молодцы! Вы очень внимательны!
- Хорошо отдохнули. Продолжаем конкурс «Зеленая аптека».
Обязательное проведение рефлекции.
Каждая команда , применяя, все материалы к уроку защищают, своего зеленого друга – дерево. Между командами возникают вопросы, задают друг – другу. Учитель организовывает обсуждение проблем в парах, в группах, которые обмениваются мнением, отстаивают свои позиции. Делают выводы.
- Итог конкурса подводят все участники вместе.
- Звание «Победитель конкурса «Зеленая аптека» вручается самой лучшей команде.
VI конкурс «Музыкальный»
- Конкурс не простой, а музыкальный. Каждая команда по очереди будете петь несколько строк песен о совеем дереве. Можно сочинить песню, частушку о вашем зеленом друге. Можно на любом языке петь: на английском, на русском, на тувинском языках.
«Тополя, тополя вся в пуху…»
«В лесу родилась елечка…»
«Во поле береза стояла…»
«Чойган, потуг тайгалардан…»
«Ивушка зеленая…» и т.д.
- Итог VI-го конкурса.
Побеждает та команда, которая спела дружно, весело, смело, правильно. Вручается звание «Самая музыкальная команда».
VII конкурс «Творческие задания»
Пофантазируйте и изобразите пантомимой:
- Какое дерево считается лучшим пылесосом?
- Тополь.
- Изобразите «пылесоса».
2. Никто не пугает, а всегда дрожит. Про какое дерево?
- Осина.
- Изобразите осину.
3. Тополь и осина, - какие деревья?
- Лиственные деревья. Считаются родственными деревьями.
«Пылесос» - тополь «Дрожащая осина»
Побеждает команда, интересно, творчески выполнявшая задания. Вручается звание «Самая творческая».
Итог «Урока – конкурса»
- Вот мы повторили и применили наши знания о деревьях на практике. Проводя итоги, поговорим об охране растений. Как мы можем помочь защите деревьев?
- Сажать деревья. Поливать. Ухаживать за саженцами. Белить ствол дерева. Удобрять почву и т.п.
- Кроме нас, кто еще помогает защите растений?
- Птицы – наши пернатые друзья.
- Птицы – неотъемлемая часть природы. Они радуют нас своими красивыми песнями, звуками.
Правила проведения во время прогулок в лес, на природу. Соблюдение правил и норм поведения на природе.
Теперь считаем жетоны у каждой команды. Проведем итог. Выявляем победителей.
- Вот и закончили «Урок – конкурс». Понравился вам нашурок? Какой конкурс больше всего понравился?
Домашнее задание.
- Готовиться к школьной олимпиаде. Примерные вопросы олимпиады я подготовила. Вот вопросы по теме «Деревья».
- Готовиться к конкурсу «Кто больше? Задача конкурса: Из букв сова растениеводство составить как можно больше слов. Я, например, составила более 60 слов.
РАСТЕНИЕВОДСТВО – БОЛЕЕ 60 СЛОВ
Р – растение, родство,рост, рот, расти, рота,радостно, радости, Родина;
А – аист;
С – сто, сон, стена, сват, состав, сорт, ссора, сторона, сера, сад, сажает;
Т – торт, тост, тир, тот, три, тристо, трение;
Е – еда, енот, ест;
Н – нос, нота, надо, народ;
И – ива;
В – вода, ведро, весна, вот, вор, все, ветер, вра, верит, водит, вес, весит, ворона, варит;
О – отвар, оса, отара, один, одна, одно, одни, он, она, они, оно.
Д – двор, дева, два, две, дано, диво, дар, дарит, дети, детство.
- Все очень активно, хорошо, внимательно работали. И всем – призы, которые изготовлены, произведены из частей дерева: простые карандаши – из кедра, крем, альбомы, лекарства – пачки из аптеки (из частей дерева)и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и окружающему миру 2 класс "С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"
"С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"...
Урок окружающего мира в 3 классе "С кем дружит дуб?"
Урок окружающего мира в 3 классе по программе А.А.Плешакова на тему «С кем дружит дуб?» связан с проблемой экологического воспитания. По типу - урок со...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "С КЕМ ДРУЖИТ ДУБ?"
Тема: С кем дружит дуб?Цели: ознакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюд...
конспект урока окружающего мира С кем дружит ель
С кем дружит ель...
Классный час "Разговор по душам: дружить или не дружить" 2 кл.
Цели классного часа:1) учить детей понимать друг другасопереживать, заботиться друг о друге,умение обсуждать проблемы сообща,принимать коллективные решения;2) воспитание товарищества, взаимовыручки....
Областной открытый урок окружающего мира "С кем дружит ель?"
Дидактическая цель урока - проекта: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.Методы: метод учебного ...
Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству "С кем дружит ель?"
Основная идея урока по теме «С кем дружит ель?», заключается в том, чтобы через игру помочь детям установить взаимосвязь разных объектов в природе (ель, клёст, белка, заяц, мышь), с...