Урок окружающего мира "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
К УМК "Школа России" Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 19. Разнообразие животных.
Цель: Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.
Планируемые результаты: Учащиеся научаться классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.
Задачи урока:
Образовательные
систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.
Развивающие
способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные
воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, вступать в беседу на уроке.
Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: карточки с заданием; распечатки таблицы, таблица с изображением животных и их названиями.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Индивидуальные задания (Учитель раздает ученикам карточки с заданием).
- нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.
2. Фронтальный опрос.
- Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.).
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назовите растения, занесённые в красную книгу.
- О каком растении, занесенном в красную книгу россии, вы подготовили сообщения? (проверка задания №7 из рабочей тетради (стр 39.).
Учащиеся рассказывают о растениях.)
- Что делают люди для охраны растений? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)
- какие правила поведения в природе вы выполняете?
III Самоопределение к деятельности.
Игра «Узнай по описанию».
- Эти животные любят вывыляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней различные насекомые, жучки, которые мешают животному …. Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах, на подстилке из веток, листьев и сухой травы…. Кожа толстая и покрытая бурой щетиной.
- Кто это? (Кабан.)
2. Это хитрые птицы. Самец , пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают её, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те заметили подмену.
-Кто это? (Кукушка.)
3. Кто-то темный с гуденьем пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на берёзах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.
- Кто это? (Майский жук.)
-Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? (Царство животных.)
-Назовите представителей этого царства.
Сегодня на уроке мы будем говорить о животных.
IV Работа по теме урока.
- Беседа.
Классификация животных.
- Животные- кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)
Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии.
- Прочитайте названия животных. (Названия записаны на доске.)
Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.
-Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)
- Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.)
Корова, петух, свинья, кот.
- Как можно назвать животных этой группы? (Домашние животные.)
Это классификация животных по месту обитания.
-Что значит классифицировать животных? (Разделить на группы по определенным признакам.)
-Прочитайте внимательно ещё раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да, звери, птицы, рыбы.)
- Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.)
-Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)
- А к какой группе можно отнести морскую звезду и дождевого червя? (Ответы учеников.)
Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп.
- Практическая работа.
- Прочитайте в учебнике текст на стр. 88-90. Заполним таблицу. (Учитель раздаёт детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу.)
Группы животных | Признаки |
Беспозвоночные | |
Черви: дождевой червяк, пиявки | |
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы | Мягкое тело, обычно защищено раковиной. |
Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. | Имеются иглы. |
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы. | |
Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы. | Имеют 8 ног. |
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи | Имеют 6 ног |
Позвоночные | |
Рыбы | Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами. |
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны | Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть в воде. |
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы | Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. |
Птицы | Тело покрыто перьями. |
Звери или млекопитающие | Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком. |
- Расскажите о разнообразии животных.
3. Работа по учебнику.
Виды животных
- Прочитайте в учебнике текст на странице 91.
- Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждогVIо вида.
V. Физкультминутка.
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки ёж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился-
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
VI. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.40)
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40-41.
-Пронумеруйте рисунки.
№2 (с.41)
- Прочитайте задание.
-Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог- это моллюск.)
- Подчеркните слово осьминог.
- Прочитайте названия животных во втором ряду. А кто здесь лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)
- Подчеркните слово паук.
- Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в – лягушка, группа земноводных; задание г – пиявка, группа червей).
После выполнения задания проводится взаимопроверка.
№3 (с.42.)
- Прочитайте задание. Найдите рисунок на с.92.
- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с.42)
- Прочитайте задание. Запишите по три названия животных разных видов.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№5 (с.42)
-Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
Работа в группах
- Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
(дети могут предложить разделить животных на группы: по размеру (маленькие и большие), по цвету (серые, рыжие и т.д.), по среде обитания (лесные, речные, луговые и т.д.).)
- Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника (с.87-91).
Итак, ученые делят царство животных на большое количество групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.
VIII.Подведение итогов урока
- Какие группы животных вы узнали на этом уроке?
-Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Урок окружающего мира "Животные живого уголка"
Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....
Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....
Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"
Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.
Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....