Рабочая программа по окружающему миру 3 класс пнш
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "ПНШ" с характеристикой деятельности учащихся (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно - тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся (ФГОС) | 179.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_2.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Дата | Коррекция |
1. | Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба. | 01.09 | ||
Изображение Земли на глобусе (3 часа) | ||||
2. | Глобус – модель земного шара. | Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Высказывают предположения. Работают в парах. Знакомятся с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор»; с определением «глобус - модель земного шара». Учатся находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. | 05.09 | |
3. | Материки и океаны на глобусе. | Знакомятся с терминами «материки», «океаны», «равнины», «горы» океанов; с названиями шести материков. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Учатся находить на глобусе материки и океаны. Работают в парах. Работают со словарем. | 08.09 | |
4. | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | Знакомятся с формами поверхности - равнинами и горами; терминами «холмистая равнина», «горная равнина». Учатся различать равнины и горы на глобусе; показывать на физической карте России равнины и горы. Работают в парах с физической картой России. | 12.09 | |
О чем рассказала карта (9 часов) | ||||
5. | Географическая карта. | Получают представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Знакомятся с понятиями «географический объект», «северное», «южное», «западное», «восточное» полушария. Учатся работать с физической картой России, полушарий; выполнять задание на контурной карте Работают в парах с физической картой России, полушарий. | 15.09 | |
6. | Учимся читать карту. | Знакомятся с картой полушарий, физической картой России, условными обозначениями на карте, со шкалой глубин и высот. Учатся находить и показывать на карте физические объекты. Сравнивают карту полушарий и глобус. Определяют высоту гор и глубину океанов по карте. Работают в парах с физической картой России, полушарий. | 19.09 | |
7. | План местности. | Знакомятся с понятиями «план местности», «масштаб»; условными обозначениями на плане. Получат представление о масштабе. Учатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. Работают со словарем. | 22.09 | |
8. | Холмы и овраги. | Знакомятся с понятиями «холмы», «овраги»; со способами изображения земной поверхности. Учатся называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага. Работают со справочной литературой, рассказывают о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними. | 26.09 | |
9. | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | Изучают основные формы поверхности родного края. Проводят наблюдения в группах во время экскурсии. | 29.09 | |
10. | Стороны горизонта. | Знакомятся с понятиями «горизонт», «линия горизонта»; названиями основных и промежуточных сторон горизонта. Учатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. Работают с физической картой. | 03.10 | |
11. | Ориентирование на местности. Компас. | Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта». Учатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса. | 06.10 | |
12. | Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» | Определяют стороны горизонта с помощью компаса. Проводят наблюдения в группах во время экскурсии. | 10.10 | |
13. | Обобщение по разделу «О чём рассказала карта» | Получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Учатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса. | | 13.10 | |
Из чего все на свете (4 часа) | ||||
14. | Тела, вещества, частицы | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы». Получают представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах - искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Учатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы, работают в парах. | 17.10 | |
15. | Твердые вещества, жидкости и газы | Знакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частицы», «молекулы». Получают представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Учатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы | 20.10 | |
16. | Вода – необыкновенное вещество. | Знакомятся со свойствами воды. Получают представление о том, что вода в природе находится в трех состояниях. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Учатся определять состояние воды, проводить опыты и наблюдения. | 24.10 | |
17. | Обобщение по теме « Из чего все на свете». | Учатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы | 27.10 | |
Вода и ее свойства (5 часов) | ||||
18. | Свойства воды в жидком состоянии. | Знакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении. Учатся проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы в письменном виде. Работают со словарем в конце учебника. | 31.10 | |
19. | Термометр и его устройство. | Знакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром. Учатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу; Соблюдают правила безопасного пользования ртутным термометром. | 10.11 | |
20. | Свойства воды в твёрдом состоянии. | Знакомятся со свойствами льда, с понятием «гололед». Делают выводы. Учатся делать выводы о свойствах льда, практическом применении свойств воды. Знакомятся с правилами безопасности на улице при гололеде. | 14.11 | |
21. | Свойства воды в газообразном состоянии. | Знакомятся с тремя состояниями воды в природе, со свойствами водяного пара. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. Учатся определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях. | 17.11 | |
22. | Обобщение по теме «Вода и её свойства». | Учатся объяснять свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты; Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. | 21.11 | |
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) | ||||
23. | Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния. | Получают представление о круговороте воды в природе. Знакомятся с понятием «атмосфера». Учатся объяснять причины круговорота воды в природе. | 24.11 | |
24. | Туман, облака, осадки. | Знакомятся с превращениями воды в туман, облака; разными видами облаков. Получают представление об осадках, выпадающих из облаков; осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Проводят исследовательскую работу, определяют виды облаков. | 28.11 | |
25. | Вода как растворитель. | Получают представление о том, что вода - растворитель. Учатся делать фильтр, простейшими способами определяют растворимые и нерастворимые вещества. Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. | 01.12 | |
26. | Природные растворы и их значение. | Знакомятся с природными растворами и их значением. Учатся проводить опыты, определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды. | 05.12 | |
27. | Почему воду надо беречь. | Знакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли, понятием «пресная вода». Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Составляют памятку по охране водных богатств.. | 08.12 | |
28. | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе» | Знакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли. Учатся проводить исследовательскую работу, охранять водные богатства Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде.. | 12.12 | |
Воздух и его свойства ( 4 часа) | ||||
29. | Океан, которого нет на карте. | Знакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха. Учатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Работают со словарем в конце учебника. | 15.12 | |
30. | Воздух – это смесь газов. | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся со свойствами кислорода и углекислого газа. Получат представление о том, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; при горении и при дыхании расходуется кислород. Учатся проводить опыты. Определяют свойства кислорода и углекислого газа Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 19.12 | |
31. | Свойства воздуха. | Знакомятся с практическим применением свойств воздуха. Получают т представление о том, что теплый воздух легче холодного. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Учатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении - сжимается; теплый воздух легче холодного Работают в парах. Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 22.12 | |
32. | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». | Повторяют пройденный материал. Учатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении - сжимается; теплый воздух легче холодного. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 26.12 | |
Движение воздуха (4 часа) | ||||
33. | Температура воздуха. | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся с причинами неравномерного нагрева земной поверхности. Получат представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Измеряют температуру воздуха с помощью термометра. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 12.01 | |
34. | Ветер. | Знакомятся с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательной и разрушительной работой ветра в природе и жизни человека; приборами «флюгер» и «анемометр»; понятиями «ураган», «шторм». Учатся пользоваться флюгером и анемометром, сравнивают свойства наблюдаемых объектов. | 16.01 | |
35. | Что такое погода | Знакомятся с определением «погода». Получают представление о том, от чего зависит погода; почему погода непостоянна; как изучают погоду. Ведут элементарные наблюдения, работают с дневником наблюдений за погодой. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 19.01 | |
36. | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». «Движение воздуха». | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Учатся рассказывать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 23.01 | |
Тайны недр земли (6 часов) | ||||
37. | Горные породы. | Знакомятся с понятиями «горные породы», «виды горных пород»; происхождением магматических и осадочных горных пород Получат представление о том, что горные породы - природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов. Работают со словарем в конце учебника. Работают в группах | 26.01 | |
38. | Разрушение горных пород. | Знакомятся с образованием осадочных горных пород из вулканических при выветривании. Наблюдают за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды. Делают выводы. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 30.01 | |
39 | Что такое минералы. | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся с понятием «минералы»; разнообразием минералов, их практическим использованием. Получат представление о минералах как составных частях горных пород; о том, из каких минералов состоит гранит. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Выполняют практическую работу. Работают со словарем в конце учебника. | 02.02 | |
40. | Полезные ископаемые | Знакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека. Учатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты. Выполняют практическую работу. Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. Работают со словарем в конце учебника | 06.02 | |
41. | Свойства полезных ископаемых. | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся со свойствами полезных ископаемых. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Учатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану. Формулируют, фиксируют выводы в письменном виде. Проводят опыт и определяют свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | 09.02 | |
42. . | Обобщение по теме «Тайны недр Земли». Использование и охрана полезных ископаемых | Учатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы. Работают с учебными текстами. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | ||
Почва (5 часов) | ||||
43 | Как образуется почва. | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Знакомятся с процессом почвообразования, с понятием «цепь питания». Работают с учебными текстами, характеризуют объекты неживой природы . Работают в парах. Работают со словарем в конце учебника. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 16.02 | |
44. | Почва и её состав | Получают представление о том, что почва - единство живой и неживой природы. Знакомятся с цепями питания, с составом почвы (перегной , минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина). Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Анализируют состав почвы, проводят опыты и наблюдения, делают выводы. | 20.02 | |
45. | Экскурсия «Исследование почвы родного края» | Знакомятся с правилами поведения на экскурсии. Проводят наблюдения в группах во время экскурсии. Высказывают предположения. Анализируют состав почвы, проводят опыты и наблюдения, делают выводы. | 23.02 | |
46. | Зачем и как люди заботятся о почве. | Знакомятся со значением почвы, с мероприятиями по охране почв в родном крае. Работают в парах. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему. | 27.02 | |
47. | Обобщение по теме «Почва». | Повторяют пройденный материал. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Работают в группах. Учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему.
| 02.03 | |
Природные сообщества (14 часов) | ||||
48. | Лес и его обитатели. | Знакомятся с многообразием растительного и животного мира леса и их взаимодействием; понятиями «тайга», «лишайники», «природное сообщество». Получают представление о природном сообществе. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями леса; составляют цепи питания в природном сообществе «Лес». Работают в парах. | 06.03 | |
49. | Луг и его обитатели. | Знакомятся с природным сообществом «Луг», многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями луга; составляют цепи питания в природном сообществе «Луг». Работают в парах. Работают со словарем в конце учебника. | 09.03 | |
50. | Поле и его обитатели. | Знакомятся с природным сообществом «Поле»; многообразием растительного и животного мира поля и их взаимодействием. Получают представление о том, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями поля; составляют цепи питания в природном сообществе «Поле». Работают в парах. | 13.03 | |
51. | Пресные водоемы и их обитатели. | Знакомятся с природным сообществом «Водоем»; многообразием растительного и животного мира пресного водоема и их взаимодействием. Получают представление об искусственных и естественных водоемах. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями пресного водоема. Составляют цепи питания в природном сообществе «Пресный водоем». Работают в группах. | 16.03 | |
52. | Болото и его обитатели. | Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Расширяют представление о природном сообществе «Болото»; знакомятся с многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями болота, Самостоятельно составляют цепи питания в природном сообществе «Болото». Работают в группах. | 20.03 | |
53. | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | Знакомятся с многообразием растительного и животного мира родного края и их взаимодействием. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составляют цепи питания. Работают в группах. | 03.04 | |
54. | Обобщение по теме «Природные сообщества». | Объясняют понятие «природное сообщество», анализируют связи в каждом природном сообществе. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 06.04 | |
55. | Значение лесов. | Высказывают предположения. Знакомятся со значением леса в природе и жизни человека. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Составляют памятку поведения в лесу. | 10.04 | |
56. | Безопасное поведение в лесу. | Повторяют пройденный материал. Знакомятся с правилами безопасного поведения в лесу. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Составляют памятку безопасного поведения в лесу. | 13.04 | |
57 | Луг и человек. | Знакомятся со значением луга в жизни человека, мероприятиями по охране лугов; многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями луга; составляют цепи питания в природном сообществе «Луг». Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 17.04 | |
58. | Значение болот в жизни человека и их охрана | Знакомятся с правилами безопасного поведения на болоте, со значением болот в природе и жизни человека. Раскрывают связи, которые существуют между обитателями болота. Составляют цепи питания в природном сообществе «Болото». Работают в паре. Составляют памятку поведения на болотистой местности. | 20.04 | |
59. | Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоемов. | Повторяют пройденный материал. Знакомятся с реками и озерами России и родного края, понятием «гидроэлектростанция». Работают с физической картой России в парах. Показывают на физической карте России реки и озера, Знакомятся с правилами поведения у водоемов. Учатся выполнять правила безопасного поведения у водоема. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 24.04 | |
60. | Человек – защитник природы. | Знакомятся с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края. Учатся называть растения и животных из Красной книги. Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждают полученные сведения. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 27.04 | |
61. | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества». | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания Рассказывают о значении леса, луга, болота, водоема в природе и жизни человека, | 01.05 | |
Путешествие в прошлое (7 часов) | ||||
62. | Лента времени. | Знакомятся с понятиями «месяц», «год», «век»; основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по XV в. Получают представление о ленте времени. Учатся ориентироваться по ленте времени. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 04.05 | |
63 | Золотое кольцо России. | Знакомятся с древними городами России, историческим значением и основными достопримечательностями городов «Золотого кольца» России. Учатся называть города России их достопримечательности, показывают на карте города России. Работают со словарем в конце учебника. | 08.05 | |
64 | Коллективный проект «Путешествие по Золотому кольцу России» | Повторяют пройденный материал. Показывают города «Золотого кольца» России; рассказывают об основных достопримечательностях древних городов. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Работают со словарем в конце учебника. | 11.05 | |
65. | Путешествие по Санкт-Петербургу. | Знакомятся с историческим значением и основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Показывают на карте Санкт-Петербург, рассказывают об основных достопримечательностях города. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Работают со словарем в конце учебника. | 15.05 | |
66. | Путешествие по Санкт-Петербургу. | Знакомятся с понятиями «Адмиралтейство», «Зимний дворец», «Эрмитаж». Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и обсуждают полученные сведения. Рассказывают об основных достопримечательностях города. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. Работают со словарем в конце учебника. | 18.05 | |
67. | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». | Повторяют пройденный материал. Высказывают предположения. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 22.05 | |
68. | Экскурсия «Достопримечательности родного края» | Учатся рассказывать об основных событиях, связанных с изменением облика Московского Кремля с XII по XV в.; называть города России и их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени. Работают в парах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. | 25.05 |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и составлена на основе авторской программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой и Л.Г.Кудровой.
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9-10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
2.Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается 3 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Учащиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
5. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии 3 класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна - Россия) реализуются в рамках следующих содержательных блоков.
Человек и природа.
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус - модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности . Условные обозначения тана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно- Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблю¬дений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (то, что создано человеком). Природные те¬ла (тела живой природы) — человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или кос¬мические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела - предметы. Молекулы и атомы — мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода - растворитель. Растворы в природе. По¬чему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух - это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха - ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение темпера¬туры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископа¬емые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (извест¬няк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи пита¬ния. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото - единство живой и неживой природы (сол-нечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значе¬ние лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек - защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер - шмели - мыши - кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество.
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конститу¬ции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право
человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) - весна (март, апрель, май) - лето (июнь, июль, август) - осень (сен¬тябрь, октябрь, ноябрь). Век - отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век - деревянный, XIV век - белокаменный, XV век - из красного кир¬пича). Имена великих князей, связанные с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей - основателей городов (Ярослав Мудрый - Ярославль, Юрий Долгорукий - Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI-XVII вв., Троице-Сергиева лав¬ра (монастырь) в Сергиевом Посаде - XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме - XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире - XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург - морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Пет¬ровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I - Медный всадник. Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения.
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники без-опасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (сове¬том) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, заболоченных местах и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (за-ржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
6.Материально- техническое и учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 3 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 3 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература Методические пособия для учителя | К П П Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам Географические и специальные настенные карты Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, интернет | Ф | |
Технические средства обучения | ||
Интерактивная доска, классная магнитная доска. Персональный компьютер и компьютеры для учащихся Мультимедийный проектор, документ- камера, микроскопы, | Д Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Учащиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» учащиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Итоговый тест по окружающему миру3 класс
Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету. Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...