Урок окружающего мира в 3-м классе Тема занятия: «Символы государства»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся
Класс: _____
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока:
- Образовательная: формирование у детей представления об истории появления Государственного флага и герба РФ;
- Воспитательная: знакомство с символами России, формирование гражданской позиции;
- Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennaya_simvolika.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ №34 Невского района Санкт-Петербурга
Урок окружающего мира в 3-м классе
Тема занятия: «Символы государства»
ФИО, должность:
Струина Марина Владимировна,
Учитель начальных классов
Карта урока:
Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся
Класс: _____
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока:
- Образовательная: формирование у детей представления об истории появления Государственного флага и герба РФ;
- Воспитательная: знакомство с символами России, формирование гражданской позиции;
- Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы.
Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер занятия.
Используемое оборудование:
- Мультимедийная презентация «Становление государства Российского» и оборудование
- Дидактический материал к теме
Дата урока: 14.02.14
План урока:
1 Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
3. Гимнастика для глаз
4. Итоги урока
5. Круглый стол: обсуждение изученного материала
6. Рефлексия
Цель: дать представление учащимся о государственных символах Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значении в различные периоды истории.
Задачи:
Формировать у детей представления об истории появления Государственного флага и герба РФ;
расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
корригировать мышление, внимание и речь у детей.
Оборудование:
- Листочки с заданиями;
- Цветные карандаши;
- Чистые листочки;
- Жетоны;
- Раздаточный материал со словами гимна РФ.
1.Орг. Момент
Добрый день ребята, прежде чем начать наше сегодняшнее занятие, я хотела, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и сказали о чём идёт речь в этом стихотворении.
Слайд 2.
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По - которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
- А как вы понимаете слово «Родина»?
(ответы детей)
- Это и великая страна с великой историей
- Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
- Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
- Где ты познал первые радости и неудачи
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
- Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)
Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наше Российское государство. У каждого государства есть свои государственные символы.
Слайд 3
Тема нашего занятия звучит так: « Государственная Символика России». На предыдущих наших занятиях, а также на уроках истории многие из вас уже слышали о символах нашей страны.
Мотивация
Мы с вами являемся гражданами своего государства и патриотами своей страны и как истинные граждане и патриоты мы должны с вами знать символы нашего государства, уметь отличать их от символов других государств. Сегодня мы поговорим о них подробно.
Задачи
На занятии мы познакомимся с символикой своего государства, узнаем историю появления Государственного флага и герба РФ; послушаем гимн России и поговорим о значимости символики нашего государства. А также, поработаем в парах и будем выполнять задания индивидуально.
- А что же такое символы? Представьте ребята, что мы с вами отправились в условную экскурсию по нашему посёлку и прежде, чем нам перейти дорогу, мы встретимся вот с таким знаком (пешеход. переход).
Слайд 4 (со знаком) Что означает этот символ?
Затем мы перешли через дорогу и встретились вот с таким знаком (красный крест), что значит этот символ?
Слайд 5 (со знаком)
Слайд 6.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Все мы являемся гражданами своей страны и государственная символика, и её элементы часто окружает нас в повседневной жизни. Герб России можно увидеть на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, почтовых марках, открытках, значках, аттестате об окончании школы, денежных знаках. Гимн РФ мы часто слышим на праздниках, митингах и концертах. Все мы сталкиваемся с ними в повседневной жизни, но мало что знаем об их значении и истории создания.
Слайд 7 (критерии оценки)
-А чтобы нам узнать кто из вас на занятии как работал, я в течении всего занятия буду раздавать жетоны тем, кто будет активно отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать и правильно выполнять задания. А в конце занятия посмотрим и сравним, кто же больше всего соберёт жетонов, кто у нас самый внимательный и активный.
2. Основная часть.
Флаг.
- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение и скажите, о чём в нём идёт речь?
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.
Слайд 8.
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года. 21 августа 1991 г., после провала так называемого путча, Верховный Совет РСФСР постановил “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой – официальным флагом Российской Федерации”.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства. Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту.
Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.
Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Слайд 9.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Итог:
Слайд 10.(заставка)
– Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
- Какого числа мы отмечаем День государственного флага?
Слайд 11. (задание)
Задание: На партах лежат листочки с изображением флагов, выберите пожалуйста флаг РФ и раскрасьте в нужные цвета. А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и давайте проверим на сколько правильно вы его выполнили.(Самый нижний цвет – красный, ставьте + и т.д.)
Герб.
- Ребята, а теперь отгадайте следующую загадку и вы узнаете о каком символе нашего государства пойдёт речь дальше.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
Слайд 12.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука –геральдика. ( слово на доске)
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.
– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.
Слайд 13 (изображение герба Московского государства 15 века)
- А теперь ребята, давайте посмотрите на слайд с изображением современного герба РФ и герб московского государства 15 века.
Слайд 14. (сравнение)
Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла).
Слайд 15.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел).
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)
Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
Итог:
- Что изображено на гербе РФ?
- Какой Святой изображён на гербе и какой подвиг он совершил?
- Что орёл сжимает правой лапой (скипетр)?
- Что левой? (держава)
- Где используется герб РФ в нашей повседневной жизни?
Слайд 16.
Физминутка.
Гимн.
- Разгадав следующую загадку, мы узнаем о каком символе у нас пойдёт речь дальше.
Загадка.
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Слайд 17.
Гимн – греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня», которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
В Российской Федерации Музыкальной основой гимна государства является музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. Положение о гимне государства утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110.
– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.) А сейчас ребята, я хочу раздать вам слова нашего гимна, чтобы вы его выучили и знали наизусть. (слова раздать)
Слайд 18.
– Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.
Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова.
Дата принятия: 07.03.2001.
– Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
3. Итог
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
- Что изображено на гербе РФ?
- Какой Святой изображён на гербе и какой подвиг он совершил?
- Что орёл сжимает правой лапой (скипетр)?
- Что левой? (держава)
- Где используется герб РФ в нашей повседневной жизни?
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
Итак, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами говорили о символах нашего Государства, узнали историю появления Государственного флага и герба РФ; послушаем гимн России и поговорим о значимости символики для нашей страны. Следующим шагом будет изучение символики нашей области.
- А сейчас ребята, давайте оценим вашу работу на сегодняшнем занятии, подсчитаем жетоны и определим, кто из вас самый внимательный и активный и больше всего знает о символах нашей страны.
Слайд 19. (критерии)
(Оценка каждого ребёнка)
- А сейчас, посмотрите на слайд. На нём вы видите незаконченные предложения. Сейчас каждый из вас выскажет мнение, о сегодняшнем занятии закончив одну из этих фраз.
1. Сегодня я узнал...
2. Мне было интересно...
3. Я понял что...
4. Мне было трудно...
5. Я попробую ...
Дополнительное задание: Нарисовать открытку к 23 февраля с изображением символики РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"
В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Когда на Руси появилось государство"
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Когда на Руси появилось государство"ЦЕЛИ:познакомить учеников со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало ...
Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Московское государство"
Тема: "Московское государство"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония".
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония"....
Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....